" Сегодня будущее очень туманно. Поэтому договориться основным державам просто необходимо. Мы образовали уникальный союз с мощными, перспективными странами — а это половина населения земного шара. Все три страны — мы, Китай, Индия —ядерные, ракетные. На примере Украины будет ясно: готовы ли, способны ли люди, которые управляют главными державами, договориться. Если не способны —будущее человечества будет очень печальным.
Сегодня мы должны заниматься собой, своим развитием, самосовершенствованием. В этом году литературное сочинение опять стало выпускным экзаменом. Как было в классических гимназиях, как было в советских школах. Теперь сама история нам говорит: создавайте собственную цивилизацию, основанную на ваших ценностях. Ведь в целом западный мир, к сожалению, находится в жалком духовном состоянии. Люди словно забыли о том, кто они есть, что они из себя представляют. Они страдают духовным идиотизмом и кровожадностью, сопровождавшими весь XX век.
Наша страна разрушена во многих отношениях. Я не знаю, как останавливать разруху экономически. Но я могу сказать о гуманитарной сфере. Каков будет человек, такова будет и цивилизация. Поэтому ключ к будущему России зависит не только от её обороноспособности и её экономики, но и от образования, то есть от того, каков будет человек. И я считаю, что возвращение гуманитарного образования в школах — это один из самых важных вопросов, потому что этим инструментом создаётся новое поколение. Гуманитарное образование создаёт человека, а техническое создаёт специалиста. Нам нужен и специалист, и человек.
Но чтобы создать человека в нашем российском понимании, нужны два важнейших школьных предмета — это история и литература. Русская литература, которая всегда оказывала огромное влияние на сознание русского народа, на создание русской интеллигенции. В чём заключается влияние и сила русской классической литературы? Не современной ерунды, а классической. Её сила, во-первых, заключается в том, что в ней содержится очень мощное представление о человеке, как надприродном существе, которое фактически имеет божественную функцию, о которой он, правда, забывает.
Русская классика никогда не была запрещена в Советском Союзе. Благодаря ей значительная часть русской интеллигенции пришла к православной вере. Это факт. Какая сцена была в "Войне и мире" у Толстого, когда князь Андрей лежал раненный, когда Пьер Безухов говорил о бессмертии души: "Бессмертен я, меня не могут убить"… У всех, у Достоевского тем более, содержится этот элемент о том, что человек — это надприродное существо, что он выше природы, выше телесности, что это существо, которое принадлежит высшему миру. Оно просто попало в тяжелейшую ситуацию на этой земле…
Кроме этого высшего понятия о человеке, которое в современной цивилизации утрачено, современная цивилизация говорит, что человек —просто потребитель. А русская литература говорила совершенно противоположное! Как написала мне одна финская студентка, "если бы не русская литература, я бы покончила жизнь самоубийством".
И второе, чему может научить русская литература — это глубокому духовному патриотизму. Особенно в русской поэзии даётся такое понимание России, такая любовь к России, что Россия становится частью души человека. Она входит в его душу и становится одной из главных составных частей его. Получается внутренняя Россия, которая живёт в человеке. Духовный патриотизм совершенно другой, чем официальный патриотизм, который, кстати, тоже бывает полезен. Но именно духовный патриотизм входит в каждую клеточку человека и его отношение к Родине меняется коренным образом.
Но на пути у нас встает одна огромная проблема. Нет учителей, которые знают русскую литературу и знают, как преподавать её. Ведь это непросто — выделить вещи, которые интересны для современного человека, которые идут против общества потребления, и которые создают того человека, который свойственен российской цивилизации. Это очень трудно, если учителя сами не подготовлены.
Что делал советский учитель? Он преподавал русскую литературу в основном опираясь только на социальные аспекты. Кому сейчас это интересно? А если выделить то вечное, что содержится в Достоевском, Толстом, Чехове, других, тогда оно всегда будет актуально, своевременно. Конечно, если случится преобразование гуманитарного образования в таком качественном смысле, когда русскую литературу и русскую историю будут преподавать в нужном ключе, который соответствует русской идее, русской душе, русской цивилизации, то тогда страна через несколько десятков лет, через три десятка лет, к 2050 году будет совершенно другой страной. Она преобразится.
Это будет абсолютно другой мир, это будет другая планета. Она станет другой естественным образом. По идее мы должны жить для себя, а не для чужих. Ни как при коммунизме, когда мы должны были распространить коммунизм везде. Мы должны научиться жить для себя, для своей цивилизации. Пусть другие живут так, как они хотят. Потому что сейчас у России функция миротворца, миссия распространения мира во всём мире, тем более, что Россия кровно в этом заинтересована. У неё нет самоубийственных претензий на мировую гегемонию. Это противоречит замыслу Божьему о человеке.
И опять, волей-неволей, я возвращаюсь к мысли об Украине… Если бы не действия, которые предпринимал Путин, сейчас бы в Крыму стояли ракеты, направленные на Москву. Под Харьковом тоже стояли бы ракеты НАТО. Всё это было бы рядом. Все обещания Запада —это только слова. Мы знаем, как Горбачёва обманули с Восточной Европой. Всё было сделано наоборот. Нужны гарантии, а не слова.
Россия, повторюсь, будет нести мир народам. Это кажется утопией сейчас. К счастью, утопии осуществляются… Не любовь, как писал Толстой, должна объединить людей — это невозможно сейчас, людей может объединить страх. Страх перед всеобщим уничтожением может, в конце концов, воспламенить здравый смысл и покончить с безумной идеей мирового господства и организовать мир на основе сотрудничества хотя бы основных цивилизаций, основных глобальных стран, от которых будет зависеть развитие. Да, утопии осуществляются. Тем более, когда иного выхода нет."
Винегрет - Иванов (А. Гуревич)25.09.2014 08:08:14 (31, 272 b)