От Мак Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 19.08.2014 14:51:13 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Тексты; Версия для печати

Пять лет назад разразилась катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=597615

Обвиняются...шпильки

Пять лет назад разразилась катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС

17 августа в хакасском поселке Черёмушки и Саяногорске состоялись траурные акции памяти 75 работников Саяно-Шушенской ГЭС. Катастрофическая авария случилась на крупнейшей российской ГЭС ровно пять лет назад.



Под звуки метронома сотрудники станции и специалисты подрядных организаций на одну минуту прекратили работу, чтобы вспомнить родных и близких, своих коллег и товарищей.

«На этой стене сын мой. В верхнем ряду третий. Боль не стихает. Просто научилась с этим жить и все. Радость из души ушла», – говорит Алевтина Булановская, показывая фотографию погибшего сына на мемориале.

Массовые человеческие жертвы. Руины машинного зала. Девять из десяти гидроагрегатов вышли из строя, причем гидроагрегат №2, неисправность которого и привела к столь серьезной аварии, практически уничтожен.

Убытки колоссальные. На ликвидацию последствий ЧП компания «Русгидро» потратила 192 млн рублей, более 83 млн – расходы МЧС. Но это лишь капля в море. Сразу после аварии тогдашний министр энергетики РФ Сергей Шматко утверждал, что затраты на восстановление СШ ГЭС могут превысить 40 млрд рублей. Хотя Ростехнадзор называл более «скромную» сумму. Подобные бюджетные расходы в России традиционно непрозрачны, так что, сколько на самом деле ушло средств на восстановление, определить практически невозможно.

Есть и непрямые убытки, которые так или иначе покрывали обычные россияне. Например, тариф для промышленных потребителей в следующем после аварии году был повышен на 7,6% вместо ранее планировавшихся 5%. А тариф для населения Хакасии вырос на 21,5%. Впрочем, по официальным заявлениям, это-де никакого отношения к случившемуся не имело...

«Железо восстановим, людей не вернуть», – заявил тогда Владимир Путин, будто бы не понимая, что СШ ГЭС – не просто «железо», а катастрофа – символ уничтоженной энергетической и промышленной мощи нашей страны. И, конечно, – следствие разрушительной политики «эффективных собственников».

Именно они, эти собственники, в ходе грабительской приватизации завладели созданной в СССР народной собственностью, а затем извлекали из нее сверхприбыль, сколачивая миллиардные состояния. Естественно, путем сверхэксплуатации – как людей, так и того самого «железа». Причем занимаются этим сплошь и рядом люди, которые ничего не понимают в «железе». Зато хорошо знают счет собственным доходам.

Что касается трагедии СШ ГЭС, это двойная «заслуга» Анатолия Чубайса, главного российского приватизатора в начале 1990-х, а затем главы РАО «ЕЭС», которую он уничтожил в соответствии с государственной политикой. В том числе и вытеснением с руководящих должностей профессионалов. (Характерный и не раз приводимый уже пример: в штатном расписании ОАО «РусГидро», филиалом которого является СШ ГЭС, на момент аварии не было даже должности главного инженера.)

Неудивительно, что и с восстановлением всё оказалось непросто. Хотя рапорты, прежде всего от самой Русгидро, звучат победные. Мол, 8 из 10 гидроагрегатов уже запущены, а к концу года должен заработать последний, станцию переоснастили новым, современным оборудованием. В прошлом, 2013 году СШ ГЭС выработала 23 млрд кВт-ч электроэнергии (меньше, чем в докризисном 2006 году, но больше, нежели в 2008-м – перед аварией).

Но и катастрофа августа 2009-го стала следствием погони за дешевой электроэнергией, которую можно так выгодно продать на энергетической бирже. А потому никто и не остановил явно неисправный, несмотря на недавний ремонт, агрегат №2.

По официальным данным Ростехнадзора, непосредственной причиной аварии стало разрушение шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата. Крышку сорвало, а машинный зал затопило. «Когда речь идет о работе второго гидроагрегата, сотрудники ГЭС, конечно, говорят, что ничего не видели, ничего не слышали, все было в норме. Потерпевшие же утверждают, что выражали беспокойство по поводу его заметной вибрации», – описывала ход одного из судебных заседаний, где опрашивали свидетелей, Алевтина Булановская...

Процесс, обещавший быть громким, на деле оказался практически незаметным. Даже многие из потерпевших, родные и близкие жертв, отчаявшись добиться правды, потеряли к нему интерес.

Неудивительно, ведь из-под удара практически сразу были выведены «большие люди». В вышедшем в октябре 2009 года докладе Ростехнадзора они фигурировали в разделе «лица, причастные к созданию условий, способствующих возникновению аварии». Напомним лишь о некоторых.

Анатолий Чубайс. «Будучи председателем правления РАО «ЕЭС», утвердил Акт Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию СШ ГЭС».

Вячелав Синюгин. «В должности зампредседателя правления РАО «ЕЭС» осуществлял решения по выводу ремонтного персонала из штатного расписания ГЭС».

Борис Вайнзихер. «Генеральный директор ОАО «ТГК-1». Отвечал за введение в действие стандартов РАО «ЕЭС», направленных на усиление безопасной эксплуатации оборудования».

Игорь Юсуфов. «Находясь на посту министра энергетики РФ, не создал механизмов государственного контроля за безопасной эксплуатацией объектов энергетики».

Ни один из них никак не наказан. Анатолий Чубайс по-прежнему во властной обойме – возглавляет Роснано. А, например, генеральный директор ЗАО «КЭС» Борис Вайнзихер в эти дни проверял ход работ на ТЭЦ «Академическая» вместе с председателем правительства Свердловской области Денисом Паслером.

На скамье подсудимых оказались другие: бывшие директор филиала ОАО «РусГидро» – СШ ГЭС Николай Неволько, главный инженер станции Андрей Митрофанов, его заместители Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко, а также работники службы мониторинга оборудования Александр Матвиенко, Владимир Белобородов и Александр Клюкач.

Они, конечно, птицы не того полета, что Чубайс и его сподвижники. Потому под суд и угодили. Хотя и «стрелочниками» подсудимых не назовешь. Скажем, Николай Неволько (к слову, действительно специалист-гидроэнергетик, а потому и спрос с него как с профессионала должен быть особый) на посту директора СШ ГЭС получал месячный оклад в 5 млн рублей. Где уж тут следить за «правилами безопасности при проведении работ», если эта безопасность мешает извлечению сверхприбыли!

Судят же всех семерых по статье 216 УК РФ, которая и подразумевает «нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее смерть двух и более лиц». Так что об анализе системных проблем отечественной гидроэнергетики и, мягко сказать, общественно опасных способах хозяйствования в ходе процесса и речи нет. Только о шпильках и «усталостных повреждениях узлов крепления».

При этом все подсудимые находятся на свободе, некоторые из них продолжают работать на ГЭС. А их адвокаты то болеют, то уезжают в отпуск, то предпочитают заседанию суда спортивные соревнования. Соответственно, заседания бесконечно переносят. Потерпевшие убеждены: процесс затягивают специально. Через год по этой статье истекает срок давности – и тогда виноватых просто не будет. Впрочем, троим обвиняемым за время разбирательств сравнялось 60 лет. Так что они имеют все шансы на амнистию по возрасту, даже если дело дойдет до приговора и он окажется обвинительным.

И уж совсем без внимания осталось еще одно дело, связанное с аварией. Председатель общественной организации «Ступени к жизни» Николай Жолоб, у которого в аварии погиб сын, пытался разобраться, кто нажился на покупке по завышенным ценам квартир для осиротевших в результате трагедии детей. Жолобу удалось добиться возбуждения по этим фактам уголовного дела. Тянулось оно более четырех лет. И, как выяснилось, в начале нынешнего года было тихой сапой закрыто. Как утверждает Николай Жолоб, 8–12 млн квартирных рублей «уведены» у «РусГидро». Но компания почему-то не посчитала себя пострадавшей стороной. Ну, а «по факту длительного расследования уголовного дела следователь привлечен к дисциплинарной ответственности». Николай Жолоб убежден: власть хочет «загнать все дела об аварии в песок и забыть о случившемся».

Но если виноватыми, как водится в современной России, будут одни лишь «шпильки», то вспоминать о таких трагедиях придется снова и снова, когда произойдет очередная беда. И ее не избежать, пока настоящие причины рукотворных катастроф не выявлены и не устранены, а виновные не наказаны.



Екатерина ПОЛЬГУЕВА





Пикет с требованием не затягивать судебный процесс, о котором говорится в видеосюжете, состоялся 13 августа. В нем приняли участие родственники погибших работников СШ ГЭС.

«Хотим выразить пикетом свое мнение, что пора уже нормально работать адвокатам. Потому что каждое заседание превращается в шоу", – cказала одна из пикетчиц, Наталья Клюкач, у которой в аварии погибла сестра.