От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 25.08.2014 20:49:12 Найти в дереве
Рубрики Катастрофа; Война и мир; Ссылки; Версия для печати

Путиномика стагнирует

Зато военные в масле.

http://www.kommersant.ru/doc/2552126
Ноль со знаком минус
Минэкономики изменило траекторию движения российской экономики
25.08.2014, 00:00

Минэкономики резко ухудшило оценки роста экономики РФ в июне и июле 2014 года, формально засвидетельствовав техническую рецессию по итогам второго квартала. Хотя в расчетах министерства заложены достаточно противоречивые данные о сильном замедлении экспорта в два первых летних месяца, экономистов настораживают не столько ожидаемые плохие результаты текущего года, сколько крайне высокий уровень неопределенности в отношении ближайшей перспективы.

В июле российский ВВП сократился на 0,2%, говорится в мониторинге Минэкономики за 15-21 августа. Одновременно министерство сообщило о том, что изменило свою оценку роста экономики за июнь: вместо подъема на 0,6% было снижение на 0,1%. Скорректировать данные министерство было вынуждено после того, как Росстат оценил рост ВВП во втором квартале в 0,8%. Прежняя оценка министерства — 1,1%.
Как в Минэкономики пришла смена замминистров
Вакансии, образовавшиеся в Минэкономики после ухода в ВЭБ Андрея Клепача и увольнения Сергея Белякова за критику решения правительства о замораживании пенсионных накоплений, заполнены. Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил на эти должности эксперта из Института Гайдара Алексея Ведева и Станислава Воскресенского, заместителя полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО)

Текущие расчеты ведомства свидетельствуют, что российская экономика замедляется все заметнее: после 0,8% прироста в первом полугодии по итогам семи месяцев показатель составил 0,7%. Подводя экономические итоги полугодия, подчиненные Алексея Улюкаева отчитались: "Российской экономике удалось избежать технической рецессии". Такой вывод следовал из того, что после снижения на 0,5% в первом квартале с учетом сезонности во втором квартале "возобновился позитивный рост — на 0,1%". Пересмотр данных за июнь меняет позитив на негатив, если учесть ту же сезонность.

Впрочем, уже по окончании июня в Минэкономики признавали, что факторов, поддерживающих положительную динамику экономики, фактически не осталось, а инвестиции, на оживление которых рассчитывали чиновники и аналитики, по результатам июля возобновили спад. "Динамика внешнего спроса в части нефти и газа также начинает ослабевать и ухудшать возможности для роста",— отмечали тогда в министерстве.

Корректировка первоначально завышенной оценки роста ВВП во втором квартале, вероятнее всего, связана именно с экспортом. Минэкономики считало, что в июне товарный экспорт составлял $42,9 млрд, но, согласно таможенным данным о внешней торговле, на которых делал свои расчеты Росстат (ЦБ своих оценок внешний торговли во втором квартале еще не публиковал), показатель оказался заметно скромнее — $40,7 млрд ($44,3 млрд в мае). В Институте экономической политики имени Егора Гайдара и Центре развития ВШЭ, ссылаясь также на данные таможни, говорят, что такое падение экспорта в июне главным образом произошло из-за резкого сокращения поставок нефтепродуктов. Макроэкономисты, как и аналитики агентства Argus, не смогли найти ни причин, ни объяснений такому падению. Впрочем, в Минэкономики считают, что в июле ситуация как минимум не изменилась, оценивая экспорт товаров в $40,1 млрд (получается, что импорт сокращался медленнее экспорта) и положительное сальдо внешней торговли в $11,3 млрд (минус 15,7% по сравнению с июлем 2013 года).

Пересмотр оценок Минэкономики заставил экономистов говорить, что стагнация в России поменяла знак плюс на знак минус и экономика все увереннее приближается к рецессии. Этим, скорее всего, и ознаменуются итоги текущего года. Даже если таможенная статистика экспорта будет пересмотрена, можно рассчитывать лишь на возвращение динамики ВВП к стабильной стагнации (см. "Ъ" от 20 августа). "Наша проблема не в том, какой результат покажет в итоге Росстат, она в том, что впереди. А там пока не видно ничего хорошего. Уровень неопределенности зашкаливает",— говорит глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева.

Алексей Шаповалов