В социальной сети «ВКонтакте» есть группа, участники которой поддерживают Путина и считают, что «враг России № 1» ближе, чем нам кажется. Вопреки расхожему мнению, главный предатель не выходит на Болотную площадь с белой лентой на груди, а сидит в Кремле по правую руку от президента и нашептывает ему коварный план действий. Последователи этой идеи во главе с депутатом Федоровым и «евразийцем» Дугиным уверены: Владислав Сурков — «абсолютное зло» для России. Круг замкнулся: змея укусила себя за хвост.
Полтора месяца назад член «Национально-освободительного движения» (НОД) Михаил Верещагин создал в социальной сети «ВКонтакте» группу под названием «Сурков — агент США». Поводом для объединения единомышленников в интернет-сообщество стала стержневая фраза из разоблачительной речи координатора НОДа, депутата Госдумы от «Единой России» Евгения Федорова:
«Вокруг Путина много агентов американского влияния. Сурков — один из них. Он был определен США как смотрящий за деятельностью Путина еще примерно в 99-м году. Когда Ельцин проводил Путина, вокруг него была создана система сдержек, противовесов и контроля со стороны США для того, чтобы Путин не изменил колониальный статус страны. Дальше Путину удалось избавиться от Касьянова, отжать Волошина, убрать Гусинского, Ходорковского… но не Суркова».
Для визуализации идеи о низкопоклонстве перед Западом Верещагин загрузил в альбом группы несколько фотожаб (изображение Суркова, который в одной руке держит нож, другой жмет руку Путину) и песню Вадима Самойлова «Черные всадники», автором слов которой считается Сурков. Там есть, например, такие строчки:
Время угрюмое, кончились праздники,
Мир и покой, мир и покой.
Ломятся в дверь, это черные всадники,
Это за мной, это за мной.
В последнее время разговоры о «шестой колонне» — группе государственных изменников, управляющих страной, — все чаще фигурируют в СМИ и блогах. Главными обладателями «тайного знания» являются два известных патриота-конспиролога: единоросс Евгений Федоров и лидер «Евразийского движения» Александр Дугин. Они, как средневековые шуты, которые, когда вельможи не могли критиковать короля, а король — особо влиятельных вельмож, приходили на помощь.
Ряды «шестой колонны», по сведениям пропагандистов, занимают те, кто выступают за либеральную Россию, за глобализацию и интеграцию в западный мир, за европейские ценности и институты. То есть «системные либералы, эффективные государственные менеджеры, лояльные олигархи, исполнительные бюрократы, деятельные чиновники и даже некоторые просвещенные патриоты». Они не выдают себя ничем: поддерживают Путина и его политику, всячески отстаивают интересы корпорации «Россия». «Шестая колонна», — объясняет Дугин, — не атакует Путина в каждом его патриотическом шаге, а сдерживает (душит русское возрождение, саботирует патриотические реформы). Если пятая колонна яростно нападает на все путинские проекты, например, на Олимпиаду, то «шестая колонна» осмеивает пятую и гордится Олимпиадой. А когда дело доходит до Крыма, рекомендует ограничиться успехами Олимпиады и не рисковать имиджевой победой». Между шестой и пятой колонной работает социальный лифт, но в обратном направлении: каждый представитель политико-экономической элиты 1990-х, отправленный Путиным в отставку, является естественным кандидатом на переход из шестой колонны в пятую.
Федоров и Дугин убеждены: начальник штаба «шестой колонны» — помощник президента Владислав Сурков. Этакий Протей, который правой рукой делает одно, а левое — противоположное. К примеру, последние 13 лет он, сидя за одним столом с президентом, крышевал либеральные СМИ и оппозиционеров, выходивших на Болотную площадь, специально вычищал реальных патриотов из политики (интересно, что думают об этом тезисе «патриотические» коллеги Федорова по партии), а освободившееся пространство заполнял пустышками типа движения «Наши». Но главная вина Суркова в том, что он заложил в нашу идеологию либеральные ценности и «слил» «Русскую весну».
Другое дело — Вячеслав Володин. Он, в отличие от своего предшественника, «просто выполняет поручения президента, не привносит своих интриг и фобий, своей психологии». Словом — технический человек.
В целом теория о подрывной деятельности «шестой колонны» во главе с Сурковым укладывается в рамки кампании по дискредитации Медведева и его окружения, затеянной еще пару лет назад (по слухам, заказ шел из администрации президента). «Братья по духу» и не скрывают: Сурков лишился «колоссального влияния из-за того, что в определенный момент сделал выбор в пользу США и Медведева». Однако ни Дугин, ни Федоров не задумываются над тем, что Сурков — первая жертва западных санкций против России (они утверждают, что это сделано лишь «для отвода глаз»), был назначен в свои помощники лично Путиным. Тревожная мнительность иррациональна.
Очевидно, критиковать изо дня в день власть, имея доступ к разнообразным медиаресурсам (количество подписчиков Федорова «ВКонтакте» составляет 60 тысяч, сторонников НОД в 260 городах — 155 тысяч человек) можно только с разрешения. Экс-сотрудник администрации президента на условиях конфиденциальности (имя известно редакции) рассказал «Новой», что Дугин якобы давно и небесплатно работает на Кремль. Причем он успел посотрудничать и с Сурковым, который являлся на тот момент, по мнению евразийца, «высокоэффективным политиком».
Сегодня национал-патриотам выделяют кафедру главного вуза страны для воспитания молодых умов и трибуну Госдумы для продавливания «антиоппозиционных» законов, центральные площади Москвы для проведения митингов в поддержку Новороссии и передовицы СМИ для популяризации своих тезисов. Дугин и Федоров верят, что сплотят вокруг себя патриотов для духовного возрождения России и борьбы с внутренним врагом, но все разговоры их последователей «ВКонтакте» — главной соцсети, в которой сидит электорат Путина, — скатываются к примитивному национализму. Сурков для них — не столько скрытый либерал (это слишком сложно), а просто «чеченец, ненавидящий русских».