Пока новый Президент Украины Петр Порошенко бьет в барабаны войны, экономика и социальная сфера все более явно демонстрируют признаки системного кризиса, который грозит перерости в полномасштабную катастрофу. В перерывах между скандированием патриотических лозунгов население Украины старается вспомнить навыки выживания, приобретенные во время кризиса 2008 года - который, впрочем, кажется сегодня разминкой перед более серьезными трудностями, с которыми нам придется столкнуться уже в ближайшее время. Ведь, согласно прогнозу большинства экспертов, новой волны кризиса нынешней осенью уже не избежать.
Одной из очевидных проблем станет рост цен на топливо - цена на него может стать осенью рекордно высокой. Как следствие, подорожают продукты питания, вкупе с ростом тарифов и растущей задолженностью по зарплате перед бюджетниками. А если учесть, что Украина до сих пор не выплатила долги за газ и серьезно подпортила «топливные» отношения с главным газово-нефтяным донором – Россией, – в ближайшие полгода эта ситуация в этом сегменте будет только усугубляться. Особенно, учитывая то, что теперь российский газ будет поставляться в Украину по предоплате.
Как же будет решать эти проблемы Петр Порошенко? Очевидный ответ – никак. Во-первых, он не имеет для того необходимых рычагов. Правительство страны подчиняется президенту только формально. В целом же Кабинет министров во главе с премьером Арсением Яценюком почти полностью состоит из представителей команды Тимошенко вместе с союзными им нацистами из "Свободы". И совсем не факт, что Порошенко найдет компромиссную линию взаимодействия с Яценюком. Важнейшие экономические вопросы в любом случае будут решаться с правом последнего слова со стороны главы Кабмина, что значительно сужает фактические полномочия Порошенко. Он не может оказывать на экономические процессы значительного влияния, да и конфронтация с местным олигархатом, частью которого он сам и является, президенту не на руку – спасать страну за счет их капиталов он с очевидностью не намерен.
Во-вторых, – что главное, – Порошенко, по всей видимости, вообще не намерен предпринимать каких либо серьезных мер для выхода из экономического кризиса, намереваясь списать все проблемы страны на последствия войны – и обвинив в этом, естественно не самого себя, и не расколовший Украину "евромайдан", а внешних и внутренних врагов, образ которых активно лепит сейчас озверевшая от патриотической истерии пресса. Парадоксально, но разрушая экономические отношения с Россией – что, прежде всего, больно бьет именно по украинской экономике и по интересам украинских граждан, – правящая коалиция неолибералов и нацистов намерена объявить будущие протесты против этой политики диверсиями и провокациями Москвы.
В итоге, уже в краткосрочной перспективе Украину ожидает гиперинфляция, сокращение бюджетных мест и массовые увольнения, снижение зарплат относительно реальных цен на товары первой необходимости и разорение малого бизнеса. Можно сказать, что Украина открыла дверь в, отнюдь не сказочное, а совершенно реальное царство нищеты. И хотя открывали ее не мы, нас заведут туда усилиями правых политиков, их спонсоров-миллиардеров и их хозяев из МВФ, США и Евросоюза.
Однако, в силу указанного выше противоречия между Кабмином и президентом, подавляя социальные протесты масс новые хозяева страны уже вскоре активизируют внутреннюю подковерную борьбу за власть – что дополнительно дестабилизирует обстановку в Украине. Порошенко гарантированно попытается сформировать «свой» Кабмин, а Яценюк не сдаст свое место без боя. Это приведет к новым политическим стычкам в Киеве – причем, каждая сторона будет пытаться разыграть карту майдана, который окончательно превратился в скопище циничных политических проходимцев-заробитчан, которые то и дело устраивают кровавые разборки со стрельбой в самом центре столицы.
А тем временем страна с каждым месяцем будет все сильнее ощущать на себе давление кризиса – последствия которого, кстати, одним из первых ощутит на себе пресловутый "средний класс", восторженно поддержавший майдан. Вспомним, что произошло в девяностые – сейчас это повторится в еще больших масштабах: экономический хаос, расцвет криминала, масштабное перераспределение собственности. Все это деморализует нацию – как только эйфория шовинистических настроений сменится наркотической ломкой. И это может стать ключевым моментом в назревании настоящего социального бунта.