"Шалтай-Болтай" выложил интересный документик якобы докладной предназначенной для Путина поступившей от депутата ГД Игоря Руденского руководителю аппарата Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Евгению Никитухину:
Действующая модель социально-экономического развития страны в стратегическом смысле не соответствует модели развития и исчерпала свои ресурсы роста.
Среди различных обсуждаемых экспертных мнений, в том числе в органах власти, по поводу необходимых мер для вывода экономики на траекторию устойчивого роста практически нет решений, адекватных сложившимся условиям и стратегическим задачам развития страны.
Ключевой проблемой этого является неверная концептуальная оценка большинством влиятельных экспертов роли и места России на мировой арене, а также неосознание (или непризнание) существования недекларируемых внешними политическими силами целей и намерений в отношении России, которые несут угрозу безопасности страны. Во многом такое положение в экспертной среде связано и с высокой имущественной интеграцией большой части российской элиты в зарубежную финансовую инфраструктуру и мощнейшей информационно-пропагандистской работой внешних политических сил.
Большинство дискуссий, в том числе на уровне органов власти, по поиску путей экономического развития ведется исходя из сформированных (навязанных из вне) экономической доктрины и парадигмы мышления, не предусматривающих стратегическое развитие страны. Поэтому и принимаемые меры в большинстве своём не адекватны существующему положению в экономике с учетом поставленных руководством страны стратегических целей по её развитию, в том числе цели вхождения России в пятёрку самых развитых экономик мира.
Страна нуждается в новой экономической доктрине (начиная с её основ, принципов), отвечающей стратегическим интересам страны. В нынешних условиях такая доктрина может быть предложена и реализована только при непосредственной поддержке высшего руководства страны.
В 1684 году австрийский государственный деятель Ф.В. фон Хорник опубликовал манифест, в котором в сжатом виде была сформулирована меркантелистская протекционистская доктрина. Она по-прежнему лежит в основе современных экономических доктрин США и ведущих стран Западной Европы. Вот исчерпывающий перечень её пунктов:
1. Каждый клочок земли в стране должен использоваться для сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и их обработки.
2. Все добытые в стране сырые материалы следует использовать для собственной переработки, поскольку стоимость конечных товаров выше, чем сырья.
3. Рост рабочего населения надлежит стимулировать.
4. Всякий вывоз золота и серебра следует запретить, а все отечественные деньги надлежит держать в обращении.
5. Всякий импорт иностранных товаров надлежит всемерно ограничивать.
6. Те виды импорта, которые необходимы, следует выменивать в первую очередь за отечественные товары, а не за золото и серебро.
7. Следует всячески стремиться к тому, чтобы круг импортируемых товаров ограничивался сырьем, которое может быть переработано в стране.
8. Следует неустанно искать возможности для продажи излишков обработанного продукта иностранцам за золото и серебро.
9. Импорт не должен допускаться в отношении товаров, которыми страна сама себя обеспечивает в достаточном количестве и приемлемым способом (журнал "Экономика в промышленности", 2008, №1; А.И.Амосов "Стратегическое планирование и промышленная политика в России: отличия от опыта ведущих стран").
Эта доктрина есть основа национально-ориентированной модели экономики. Почти все принципы этой доктрины противоположны сложившейся в России модели экономики.
Стране необходима национальная экономическая доктрина.
Её реализация потребует ревизии системы экономического законодательства, в том числе ряда международных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Целесообразно также адаптировать к нынешним условиям некоторые элементы мобилизационного управления экономикой, вполне возможные при демократическом режиме и вероятно безальтернативные в данных реалиях. Многие инструменты и механизмы управления советской экономикой, как показывает в том числе зарубежный опыт, были целенаправленно дискредитированы и исключены. Это и механизмы планирования (возможные не обязательно лишь в директивной форме), в том числе планирование размещения производительных сил, и опыт индустриализации промышленности (нужна новая индустриализация, промышленная политика), и по-прежнему актуальные элементы системы развития человеческого капитала, в том числе образования, развития спорта, воспитания, укрепления семейных устоев и пропаганды созидательного образа жизни в целом, особенно посредством телевидения, и др.
Формирование новой модели экономики должно быть сопряжено с формированием в целом новой модели устройства общества, национальной и суверенной в идеологическом смысле.
Работу госаппарата целесообразно перевести на специальный (мобилизационный) режим.
Специальный режим функционирования госаппарата должен в основном предполагать особый режим работы Правительства и иных государственных органов власти с созданием оперативных штабов в федеральных округах или в субъектах РФ, а также центрального (стратегического) штаба при Президенте РФ. Особый режим работы должен предусматривать комплекс специальных правил и требований работы сотрудников госорганов, обеспечивающих оперативное решение вопросов, оперативность контроля, более эффективную координацию взаимодействия, строгую дисциплину и т.п.
Срок действия специального режима функционирования госаппарата установить – до осуществления структурной модернизации экономики (достижения основных целевых показателей и структурных изменений в экономике). Без введения такого спецрежима госаппарат уже не способен мобилизоваться, ощутимо повысить свою эффективность.
Оснований для введения спецрежима работы госаппарата более чем достаточно (в т.ч. увеличивающееся отставание конкурентоспособности российской экономики, всё более обостряющаяся явная угроза национальной безопасности), о них известно большей части общества, в т.ч. и всей политической элите, поэтому серьезных препятствий для его введения не будет.
Это повышает нагрузку в госуправлении (на ответственных - руководителей), но вызовы времени уже не приемлют альтернатив. Работать станет сложнее, но это может послужить и выведению из госаппарата неэффективной части кадров.
Кроме общего эффекта в виде повышения качества работы госаппарата, специальный режим может в целом мобилизующе воздействовать на все население, на все слои общества – станет инструментом стратегической координации общества. В этом - не меньший положительный эффект спецрежима.
Изменение режима работы госаппарата (повышенной их ответственности и активности) посредством повышения внимания к населению, усиления взаимодействия с ним перенесёт мобилизационную атмосферу на остальную часть общества (в т.ч. посредством информационного сопровождения) и окажет положительное мобилизующее воздействие на общество (эффект задействования населения, его психологической мобилизации). Это ориентирует и консолидирует общество в конструктивное русло, выбьет почву из-под «псевдорупоров народного мнения».
При таком режиме работы госаппарата руководству страны станут более доступны меры политического характера, которые при обычном режиме могут быть саботированы политической элитой, а также антикорруцпионные меры.
Началом такой работы может стать издание Указа Президента РФ об экономической доктрине Российской Федерации и создание специального органа по координации этой масштабной работы.
Проведение референдума не требуется, поскольку конституционные нормы не затрагиваются, а Президент РФ согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней политики. Можно одновременно внести изменения в законодательство, которыми предусмотреть особенности и возможности спецрежима работы госаппарата в отдельных сферах правоотношений.
Такая модель управления экономикой не требует отказа от демократических основ.