Сто лет назад Россия приняла свой первый сухой закон, который, увы, так и не спас нас от пьянства. За век, однако, накал борьбы на антиалкогольном фронте не ослабел: в России снова хватает тех, кто не стесняется в средствах борьбы за трезвость и главным врагами считает не пьяниц, а тех, кто выпивает умеренно. За что воюют?
Никита Аронов
Из метро "Измайловская" выходит парочка с алкогольными коктейлями, у парня сигарета в зубах. Их тут же обступают со всех сторон.
— Здесь территория метрополитена и распивать запрещено по закону. Здесь ходят несовершеннолетние,— наставительно произносит перед камерой высокий лысый мужчина с сединой в бороде, явно главный. И, не меняя тона, добавляет: — Поэтому у вас два варианта: либо вы выливаете алкоголь в эту урну, говорите, что больше так не будете, и впредь бухаете дома. Второй вариант — мы выливаем вам его на голову.
Вокруг высокого — толпа соратников, судя по голосам, есть и совсем юнцы. Всех лиц не видно, но в любом случае сопротивление бесполезно. Парочка покорно выливает коктейли. Толпа ликует и отправляется гулять по Измайловскому парку, планомерно задирая аналогичным образом небольшие выпивающие компании.
Это не шпионская съемка. Люди из движения "Алкостоп" сами все засняли, смонтировали, наложив игривую музычку, и сами же выложили запись в интернет. Раньше в Москве похожими методами боролись с педофилами, торговцами спайсом и нелегальными мигрантами. Теперь очередь дошла и до выпивающих. "Алкостоповцы" гордятся своими подвигами и имен не скрывают. Высокого мужчину, например, зовут Александр Синяков. Ему, кстати, уже за 40.
От "Манежки" до пробежки
Мы с ним знакомимся при куда более мирных обстоятельствах. В воскресенье в конце ноября в Парке Горького промозгло и сыро. Но 10 парней и четыре девушки твердо решили бегать и делают разминку в боковой аллее. В одежде проглядывает националистическая символика: где черно-желто-белые "имперские" флаги с надписью "За Веру, Царя и Отечество", где футболка с рунами. Все вполне предсказуемо, ведь мероприятие предстоит не просто трезвое, но и национально-ориентированное — называется "Русская пробежка".
— Я раньше в течение 25 лет курил и употреблял алкоголь, как любят выражаться, "культурно",— рассказывает о себе Александр Синяков.— Потом у меня произошел определенный сдвиг в мозгу. Я перестал курить, пить, стал заниматься с молодежью. У меня ведь всегда было желание менять мир вокруг себя.
Стимулом для перемены стали беспорядки на Манежной площади в конце 2010-го. Кого-то националистические выступления тогда напугали, а вот на моего собеседника они произвели противоположный эффект.
— Такая была ситуация в стране, что руки опускались, а "Манежка" продемонстрировала, что можно что-то изменить, что есть силы у народа,— уверен Александр.— Много что вылилось из "Манежки", в том числе и движение "Русская пробежка". Я считаю, это как раз то, что надо: пропаганда здорового образа жизни и полное преображение от пьянства, от деградации к возрождению, к радости мира.
Пропаганда радости мира под имперскими флагами впервые состоялась 1 января 2011 года, в 11 утра. Собственно, задумка была в том, чтобы продемонстрировать: праздник отметили трезво. В первый раз собралось человек 60. После чего первоянварская пробежка стала традицией, а московские активисты стараются бегать каждые выходные.
Теперь это целое движение. В официальном сообществе в социальной сети "В контакте" состоит примерно 20 тысяч членов. И еще больше в местных группах пробежек разных российских городов. И Александр Синяков — один из неформальных лидеров.
В этот раз маршрут пролегает по набережной Парка Горького, потом через мост и заканчивается на спортплощадке возле "Лужников". Тут ребята начинают соревноваться в подтягиваниях. А организаторы забега просят каждого сказать пару слов на камеру. Публика, как выясняется, самая пестрая. Две первокурсницы, заглянувшие из чистого интереса. Одиннадцатиклассница, бегающая уже второй год. Бородатый парень лет 25. 14-летний школьник. Атлетического сложения экономист из Мордовии. Светловолосый студент из Брянской области.
— Я раньше организовывал пробежки в своем родном городе, в Трубчевске,— признается он.— Теперь учусь в Москве и буду здесь бегать.
Идеологическая война
— Чем лично мне мешает пьющий в парке человек? — переспрашивает Александр Синяков.— А в чем вообще проблема алкоголизма в России? В том, что с детства, с пеленок воспитывается отношение к алкоголю как к чему-то нормальному. В семье все праздники с алкоголем. Ребенок выходит на улицу и видит там, что все пьют.
Свои мероприятия в парках Александр считает проявлением гражданской активности. Он убежден, что люди, пьющие пусть умеренно, но открыто, опасны для общества.
— Культурпитейщик хуже пьяницы, потому что он соблазняет трезвенника. Трезвость — это норма, все остальное — компромиссы,— заявляет Александр.— Русские сильно пьют только последние 50 лет в результате нездоровой пропаганды. Удобный способ держать нацию в неактивном состоянии. Это у Жданова в книге написано
Владимир Жданов, пожалуй, главный российский идеолог абсолютной трезвости. Он активно гастролирует по стране, а его лекциями буквально заполнен интернет. Самая известная называется "Скрытая правда". На этом видео Жданов, представительный мужчина с седой бородой и в жилетке, убедительно рассказывает, что алкоголь вреден в любых количествах. По словам лектора, спиртное — испражнения умирающих бактерий. А клетки мозга от взаимодействия с ним массово гибнут и выводятся с мочой.
— Это абсолютно антинаучные метафоры, которые выдают некоторые поэтически настроенные трезвенники,— комментирует главный нарколог России Евгений Брюн.— Жданов — личность известная и обсуждать его я не хочу. В обществе всегда есть воинствующие персонажи, старающиеся силой загнать людей в трезвость. То, что они говорят, к науке не имеет никакого отношения. Скажем так, некоторые в НЛО верят, а некоторые в то, что любая доза алкоголя травит человека.
Официальная наркология считает, что для всех, кроме примерно 2 процентов людей с генетическими сбоями, есть своя безопасная доза спиртного. У каждого она разная, но если говорить усредненно, то Всемирная организация здравоохранения признает безопасной нормой 2 литра чистого спирта на душу населения в год.
Проблема в том, что россияне пьют примерно в 6-7 раз больше. Евгений Брюн — последовательный сторонник снижения доступности алкоголя. Он уверен, что спиртное следует продавать только в специальных магазинах и только гражданам старше 21 года. А самое главное, надо учить людей пить правильно, правильно закусывать и знать свою меру. Как раз то, против чего так выступают радикальные трезвенники. Может быть, поэтому диалога не получается.
— Эти люди с нами никак не пытаются сотрудничать. Мы иногда пересекаемся на каких-то мероприятиях, но даже там они предпочитают общаться с журналистами, а не с нами,— констатирует Евгений Брюн.
Похоже на то, что борьба за трезвость для многих в России стала чем-то большим, чем борьба с алкоголем.
— Суть в том, чтобы найти то, что объединяет русских людей. Трезвость как раз такая вещь,— убежден Александр Синяков.— Слава богу, возникает мода на здоровый образ жизни. У молодых русских националистов вообще перелом — у многих на спине написано "Русский значит трезвый". А это слом шаблона.
Александр не преувеличивает. Достаточно посмотреть фотографии с очередного "Русского марша" — обязательно попадутся лозунги о борьбе с пьянством. Демонстративный отказ от алкоголя у контингента этого мероприятия становится нормой.
Теория заговора
— Да, Жданова иногда обвиняют в подмене понятий, но у нас война,— уверен лидер "Алкостопа".— Жданов силен риторикой. Любые попытки позвать его на телевидение кончались тем, что он всех рвал. А по количеству людей, которые после лекций бросили пить, ему памятник можно ставить.
Если главный оратор радикальных трезвенников — Владимир Жданов, то идеологической иконой уже несколько десятилетий остается академик Федор Углов. Знаменитый хирург-долгожитель активно заявил о себе еще в горбачевскую антиалкогольную кампанию. Он оперировал до 99 лет и в 2008-м скончался, немного не дотянув до 104, чем вроде бы еще сильнее упрочил свою славу.
— Академик Углов — великий, конечно, человек и замечательный хирург, но зачастую говорил страшные нелепости,— констатирует Евгений Брюн.— В частности, он утверждал, что евреи споили Россию кефиром, потому что в нем содержится алкоголь.
В учении радикальных трезвенников вообще немало от теории заговора. Например, многие убеждены, что традиция праздновать Новый год с бокалом шампанского совсем новая и насильственно внедрена благодаря фильму "Карнавальная ночь". Конспирологические мотивы особенно сильно цепляют за живое.
— Студентом я употреблял алкоголь, как и другие. Однажды во время подработки промоутером от коллеги я получил диск с лекцией Жданова "Алкогольный террор против России". Она шокировала. Я понял: трезвость — естественное состояние человека, и сам увидел, что моя страна умирает. Что нам навязывают образ жизни: алкоголь, наркотики, разврат,— вспоминает Андрей Головин, аспирант соцфака МГУ и член правления общественной организации "Молодежь за трезвую столицу".
Он твердо уверен, что большую часть пивного рынка контролируют транснациональные корпорации и что они подкупают кинематографистов, дабы те включали в фильмы сцены с выпивкой. Мы с ним беседуем в пельменной. Отлучившись в уборную, Андрей возвращается с победным выражением на лице: "Вот то, о чем я говорил". В уборной действительно висит реклама сайта о московских барах.
Андрей считает себя патриотом и на личной страничке красуется в льняной рубахе, хотя обычно ходит в аккуратном деловом костюме. Он полностью исключил алкоголь из своей жизни еще пять лет назад. А также ГМО и гамбургеры из фастфуда. Но с выпивающими друзьями отношения сохранил. Он вообще настроен не так радикально, как трезвенники из "Алкостопа".
— Сила — это не решение, ведь проблема с алкоголем в головах,— считает Андрей.— Люди трезвые спокойно, сочувственно и нейтрально относятся к выпивающим. Если человек действует агрессивно, это значит, что он еще не стал трезвенником окончательно. Для этого недостаточно воздерживаться от алкоголя, нужна еще и определенная работа над собой. Другое дело, что ребята из "Алкостопа" пытаются помочь государству в соблюдении законодательства. Я смотрел видео, где они проявили инициативу, вызвав полицию.
Андрей считает, что главное оружие — пропаганда трезвости. Например, члены "Молодежи за трезвую столицу" в массовом порядке проводят в московских школах и институтах так называемые уроки трезвости. На ждановском материале, естественно. Школы охотно их приглашают.
Кино и пироги
А на окраине Новокосино власти даже выделили активистам маленькое помещение на первом этаже под молодежный клуб "Финист". Московские трезвенники проводят в нем безалкогольный досуг.
Сегодня в "Финисте" киноклуб. Сейчас его ведет Сергей, опрятный и подтянутый старший лейтенант МЧС. Он включает жутковатое псевдоисторическое кино про короля Артура. Но трезвенники всей этой нелепости как будто не замечают. Зато видят прекрасные примеры патриотизма, верности, дружбы.
Трезвой молодежи на этот раз собралось немного — восемь человек, зато со всей Москвы. Оля с длинной косой, юрист страховой фирмы, добиралась аж с Речного вокзала. Аня с Таней тоже откуда-то издалека. Они приехали впервые и сразу привезли печенье собственного изготовления. Жена Сергея приготовила вкуснейший яблочный пирог. Девушки разлили травяной чай, и трезвенники радостно набросились на выпечку.
Все, кроме Стаса,— он уже три недели, как сыроед. Это значит, что он не ест ничего, обработанного термическим способом, и питается в основном фруктами и орехами. Вид у Стаса истощенный, но довольный.
— Голод — это энергия, мы ведь тратим ее на переваривание пищи,— объясняет он.
Остальные внимательно слушают. Минут 20 трезвая молодежь обсуждает разные экзотические диеты с полным или частичным отказом от мяса. Здоровое питание — довольно распространенное увлечение среди трезвенников. Александр Синяков, например, склоняется к сыроедению.
Вторая тема, вокруг которой течет общение в клубе,— организация трезвых мероприятий. Трезвенники решают, каких музыкантов позвать на очередной безалкогольный праздник. Сходятся на том, что будут рэперы, барды и хоровод.
Безалкогольные забавы
Трезвые праздники в Москве и Подмосковье проводят периодически — как правило, когда вся страна выпивает. Обязательно — на Новый год, на Святки и Масленицу, есть еще день трезвости в мае.
Вот как выглядит типичное трезвое гулянье в подмосковном Жуковском. На пригородной платформе "Отдых" собирается полсотни гостей из Москвы. На столбах — афиши праздника с румяной красавицей в павлово-посадском платке. Там же написано, что мероприятие проводится при поддержке главы совета поселения.
Потоптавшись часок и выполнив разминку, толпа под лозунги "Русский значит трезвый" и "Один за всех и все за одного" убегает в сторону городского парка.
В парке растяжки с цитатами Углова и Жданова. Там же конкурсы в русском народном стиле под руководством суровых ребят в льняных рубахах поверх камуфляжных штанов. Местные жители с детьми с удовольствием участвуют в празднике. Заканчивается все боем стенка на стенку.
Звуковым фоном идут песни в народном стиле. "И по кругу пустится братина-искусница",— вдруг не к месту раздается из динамика. Подбирали мелодии представители администрации. Продавать еду не разрешили, поэтому активисты бесплатно поят всех чаем из самовара и кормят пирожками. А потом предлагают кинуть в ящик денег, сколько не жалко. Вообще, местная власть, похоже, приложила минимум усилий (даже туалетных кабинок не выделила). С трезвенниками, говорят, иметь дело удобно: мероприятие вроде как с правильной идеей, а возни мало — все сами делают...