В текущем году исполняется 30 лет со времени создания знаменитого фильма Тенгиза Абуладзе "Покаяние", открывшего эпоху горбачёвской "гласности" (на экраны он вышел тремя годами позже, в 1987-м).
Что осталось от фильма в памяти сейчас, по прошествии трёх десятилетий? Прежде всего, конечно, ударная сцена — когда сын в знак покаяния выкапывал и выбрасывал из могилы тело собственного отца. Что ж, разве не этим и занимались усердно все истекшие 30 лет элиты сначала советского, а потом постсоветских государств (и Россия тут — отнюдь не исключение)? Сносят памятники революции и Победе над фашизмом, топчут революционные и антифашистские символы, кто-то в этом деле продвинулся "дальше", кто-то пока "отстаёт". Естественно, господа элитарии стараются перещеголять друг друга в столь благочестивом занятии. "Вы что, просто выкопали тело отца и выбросили его на помойку? Фу, отстой, беспонтово! Да разве так каются?! А мы на него ещё и плюнем! И вообще неприлично сказать, что мы с ним сделаем! Вот это будет покаяние так покаяние! Весь мир ахнет и упадёт, когда увидит, какие мы передовые и свободолюбивые! Раскрепощённые, без комплексов!.."
Правда, чем дольше длится этот замечательный процесс, тем больше напрашивается вопрос: ну, хорошо, ваши предки действовали небезупречно — как-то неправильно совершили революцию, потом ещё с большими огрехами выиграли Великую войну с фашизмом, — но всё-таки они это сделали. А вы-то что в своей жизни сделали достойного внимания за 30 лет, кроме ритуального осквернения их могил, из шокирующего акта эпатажа уже давно ставшего привычной и скучной рутиной, вроде ежедневной физзарядки?
В своё время блестящий план покаяния набросал один из "архитекторов перестройки", член Политбюро ЦК А. Н. Яковлев: "Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработали (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и "нравственным социализмом" — по революционаризму вообще."
Этот план, как известно, и осуществился. Да-да, не удивляйтесь, извиняюсь за выражение, "нравственность" победила. Как, неужели вы не замечаете этой победы повсюду вокруг себя?..
Ещё один диалог из фильма Абуладзе, застрявший в памяти:
"— Скажите, эта дорога приведёт к храму?
— Это улица Варлама. Не эта улица ведёт к храму.
— Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?".
Да, как мы помним, всю "перестройку" обществу настойчиво внушали: "зачем нужна улица, которая не ведёт к храму?" Сам Горбачёв в своём "эпохальном" труде "Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира" провозгласил: "если видишь эту высокую цель — сияющий Храм на зелёном холме, тогда самые тяжёлые камни — легки, самый изнурительный труд — удовольствие".
И вот после 1994 года этот "Храм" стал воздвигаться, кажется, в реальности — на месте бассейна "Москва", невоплощённого Дворца Советов и старого, ещё царского ХХС. Однако в конце концов неожиданно выяснилось, что "дорога к храму" приводит вовсе не в храм, а... за решётку. Ну да, в тюрьму за неканоническое моление в этом самом храме. Потому что молиться в нём положено только о "властях предержащих", их "воинстве", а также о священноначалии, а моление "Богородица, Путина прогони!", воспринимается не просто как скандал, нет — а как уголовное преступление. В общем, "сияющий Храм на зелёном холме" по Горбачёву-Абуладзе, а также Ельцину-Путину, оказался всего всего лишь промежуточной, перевалочной инстанцией, а конечной инстанцией оказался каземат, тюрьма, куда сажают за недостаточно восторженный образ мыслей.
Тогда, в 80-е, шестидесятническая интеллигенция приняла фильм Абуладзе с энтузиазмом, на-ура, он стал настоящим идейным "знаменем перестройки". Валерия Новодворская в 1989 году восторженно отзывалась о фильме в газете кинематографистов "СКИФ" (это была, кстати, первая её публикация в советской легальной печати): "Этот фильм — как Гималаи со своим восьмитысячниками, и его Джомолунгма - "Ода к радости". Под эту оду мы зачитывали смертные приговоры, пытали, казнили и взрывали свой Храм. Он был дан нам единожды — его не восстановить. Наша улица пока ведёт в никуда. Но главное, незамеченное, — это цена. Не признание отдельных ошибок при сохранении правильной "генеральной линии", не новые одежды, натянутые на отрепье стрых и истлевающие на ходу, не оформление бравурных маршов роком и блюзом, а жестокая необходимость: твой путь к храму, твоя улица к спасению лежит через страшную перспективу лично выбросить на свалку лично тобой выкопанный труп отца... Другого покаяния просто нет."
Ну, конечно, тогда все либеральные издания были переполнены рассуждениями о "цене вопроса" и "слезинке ребёнка"... Мол, революция такие слезинки льёт бессчётно, реками и морями, а вот у реакции, у Реставрации (хотя само это слово деликатно не произносилось вслух) каждая такая слезинка — на счету, на вес золота. Что ж, мы ясно увидели за минувшие десятилетия, как с детьми и их слезинками обходится Реставрация — без малейших сантиментов. При этом первое превращение сентиментальных слюнтяев в суровых мачо произошло в 1993 году. Тогда кроткие интеллигентские овцы, ещё вчера жалобно блеявшие свои мантры о слезинке ребенка, внезапно ощутили приобщённость к верховной власти, и вдруг начали сыпать призывами на высочайшее имя "раздавить гадину" и покончить с "осатанелой толпой" (выражение С. А. Ковалева).
Теперь, в 2014-м году, это превращение происходит повторно, на бис. Выражаясь языком кинематографа, "дубль два". Гибель женщин и детей в огне войны на Украине нисколько не останавливает воинственный раж нашей либеральной интеллигенции, аплодирующей "антитеррористической операции" против Юго-Востока. "Горелые колорадские жуки", "шашлык по-одесски с москаликами", забитые насмерть раненые, всё это под весёлый смех в соцсетях... вероятно, проливать крокодиловы слёзы господа либералы станут потом, когда пообедают. Это если говорить только о прямых убийствах.
А ведь, например, фактическая ликвидация советской бесплатной медицины погубила бесчисленное количество жизней, в том числе, разумеется, и детских. Сейчас либеральные издания очень любят публиковать фотографии какого-нибудь опасно больного ребёнка с призывом: "Для спасения его жизни срочно требуется столько-то денег! Помогите!" Тут больше всего возмущает одно: почему приходится ПРОСИТЬ о том, что общество сделать ОБЯЗАНО? Или в казне все последние годы было недостаточно нефтедолларов? И даже — если одного или десяток спасут ценой подобных унизительных просьб, то сколько других останутся незамеченными, без помощи?
В общем, "покаяние" проехалось по бывшей стране Советов, как фашистский танк, сея повсюду смерть и разрушение. И, увы, продолжает ехать по ней, нагромождая всё новые руины. Недавний "лениноповал", лозунг "Слава героям!", ставший главным государственным девизом, и последующая гражданская война на Украине — что это? Очередные акты "покаяния".
Но, может быть, если господа либералы так любят каяться, то стоит теперь их план развернуть в обратную сторону? Пусть либералы и правые покаются — ну, хоть за что-нибудь, самое вопиющее. Например, за приватизацию по Чубайсу. За создание "класса эффективных собственников". За все войны и другие преступления, устроенные этим классом... А там — безостановочно катить, катить, катить на них это покаяние, как асфальтовый каток, не давая опомниться и затормозить. Перефразируя покойного Яковлева, "нравственным социализмом" бить по либерализму вообще, социал-демократией и Плехановым — по "нравственному социализму", революционным коммунизмом, Лениным и Троцким — по Плеханову... Не настало ли время попробовать, а?
Tags: Реставрация, борьба с историей, искусство, исторические публикации