От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 15.06.2014 04:04:51 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Тексты; Версия для печати

План Путина: приватизация лесов

http://www.forest.ru/news/forest_policy/mp_wants_to_privatize_forests/
14 Июня 2014

9 июня 2014 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона, позволяющего официально приватизировать леса после предоставления их в аренду для осуществления рекреационной деятельности (после пятнадцати лет аренды, с выкупом по фиксированной нерыночной цене, определяемой на основании устанавливаемых Правительством РФ ставок). Законопроектом (№ 543013-6) предусматривается внесение соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской Федерации.

По информации Лесного форума Гринпис, автор законопроекта - депутат Государственной Думы от партии ЛДПР В.М.Тарасюк, первый заместитель председателя думского комитета по энергетике, в прошлом - работник Министерства торговли и Министерства рыбного хозяйства Украинской ССР, Миннефтепрома СССР, нефтяных компаний группы ЛУКОЙЛ, генеральный директор Афипского нефтеперерабатывающего завода, расположенного в Краснодарском крае. В каких бы то ни было профессиональных связях с лесным хозяйством и в целом с лесной отраслью до избрания депутатом замечен не был. В Государственной Думе четвертого созыва был заместителем председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию, членом рабочей группы по новому Лесному кодексу, участником ряда важнейших заседаний этой группы (в частности, заседания 11 апреля 2005 года, давшего "зеленый свет" подготовке нового кодекса к рассмотрению во втором и третьем чтениях). Фактически может считаться одним из соавторов Лесного кодекса РФ 2006 года. [IGA: подписанного Путиным] При рассмотрении нового Лесного кодекса РФ и закона о его введении в действие 8 ноября 2006 года голосовал "за" по обоим законопроектам. Кроме того, является автором или одним из авторов по меньшей мере восьми разных законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Лесной кодекс РФ.

Суть нового законопроекта, позволяющего приватизировать леса, составляет новая часть статьи 41 следующего содержания:

"4.1. Если арендатор лесного участка, осуществляет рекреационную деятельность на таком участке более 15 лет, при этом им соблюдаются положения настоящего Кодекса об охране и защите лесов, воспроизводству лесов и лесоразведению, а использование лесного участка способствует сохранению природных ландшафтов, объектов животного мира, растительного мира, водных объектов, с ним может быть заключен договор купли-продажи данного лесного участка с переоформлением права аренды в собственность за исключением случаев, когда лесной участок расположен на особо охраняемых природных территориях".

В другие статьи Лесного кодекса вносятся соответствующие изменения. На собственника переоформленного в частную собственность лесного участка накладываются некоторые обязательства по сохранению лесов и оформлению хозяйственной деятельности в них. В частности, собственник должен будет использовать лесной участок "на основании проекта освоения лесов, лесной декларации и с соблюдением иных требований по использованию, охране и защите лесов" - но реальных механизмов обеспечить соблюдение этих требований собственником лесного участка в действующем лесном законодательстве нет, поэтому требования эти, очевидно, выродятся в простые и необременительные формальности.

В Лесной кодекс также вносится специальная статья 74.1 - "Договор купли-продажи лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности". В ней, в частности, говорится о том, как определяется минимальный размер платы по договору купли-продажи лесного участка, но нет ни слова о возможных механизмах повышения этой платы (то есть, видимо, подразумевается, что участки будут продаваться именно за минимальную плату). Минимальные ставки для купли-продажи лесных участков для рекреационной деятельности должны, согласно законопроекту, устанавливаться в том же порядке, что и минимальные ставки для аренды (то есть - для земель лесного фонда устанавливаться Правительством РФ).

По мнению экологов, принятие этого законопроекта легализует приватизацию лесных участков через механизм предоставления их в аренду для осуществления так называемой "рекреационной деятельности" (в понимании статьи 41 нынешнего Лесного кодекса РФ). Приватизация может затронуть как уже арендуемые для осуществления рекреационной деятельности лесные участки (по состоянию на начало 2012 года их в нашей стране было 12028 штук), так и вновь предоставляемые в аренду. Перспектива оформления лесного участка в собственность, пусть даже через пятнадцать лет, сделает "рекреационную" аренду лесов очень привлекательным делом, особенно если правительством будут установлены очень низкие или усредненные по большим территориям ставки платы для договоров купли-продажи лесных участков (как это сейчас сделано со ставками для "рекреационной" аренды). Такой подход откроет возможность приватизации лесных участков (с исключением их из свободного доступа и общего пользования граждан Российской Федерации) в самых привлекательных уголках наиболее густонаселенных районов страны, например - на территории бывших лесопарковых поясов Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов.

Поскольку самые привлекательные для приватизации лесные участки чаще всего находятся вблизи путей сообщения и путей доступа к лесам, их приватизация неизбежно приведет к фактическому изъятию из общего доступа граждан гораздо больших площадей - за счет того, что через приватизированные и огороженные лесные участки будет невозможно пройти в формально еще свободные леса, находящиеся в общем пользовании. В густонаселенных районах страны такое происходит и сейчас, за счет огораживания лесов, предоставленных в рекреационную аренду, или земельных участков, прилегающих к лесу. Но если "приватизационные" поправки к Лесному кодексу будут приняты, масштабы этого бедствия неизбежно резко увеличатся - как за счет совершенно безнаказанного огораживания лесных участков, ставших частными, так и за счет резкого роста интереса потенциальных землевладельцев к рекреационной аренде лесов.

На ситуацию в малолюдных и многолесных районах страны принятие этих поправок к Лесному кодексу вряд ли существенно повлияет, но в наиболее густонаселенных районах, особенно в малолесных, они могут оставить большинство людей без возможности отдыхать в доступных для них лесах, собирать там грибы и ягоды. В дальней перспективе это может привести к существенному увеличению площадей индивидуальной застройки за счет сокращения лесов, и в результате - к столь же существенному снижению качества окружающей среды.

Предложенные депутатом Тарасюком поправки к Лесному кодексу очевидно направлены на утоление потребностей очень узкой группы российских граждан в удобных и красивых для жизни земельных участках за счет ущемления конституционного права всех остальных на благоприятную окружающую среду (важнейшей частью которой в нашей стране является лес), подчёркивают в Гринпис. К сожалению, именно эта очень узкая группа российских граждан обладает самыми большими возможностями по лоббированию нужных ей изменений в законодательстве, по обеспечению их поддержки органами государственной власти и средствами массовой пропаганды. Противостоять предложенным депутатом Тарасюком поправкам к Лесному кодексу будет сложно, но если он победит, мы можем потерять очень много самого важного для большинства людей леса. Экологи уже заявили, что сделают всё возможное, чтобы эти поправки не прошли.

Короткая ссылка на новость: http://www.forest.ru/~JEqRY