От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 07.01.2002 03:55:48 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Идеология; Культура; Версия для печати

"Репрессии"

>Слушайте, а может, организовать всефорумный опрос относительно репрессированных? С "новой строки, конечно.) Кто у кого и за что (по мнению рассказчика) Ведь мемуары пишут столичные жители в основном (городские и образованные, по крайней мере). А там, как известно...

Из моих родственников по прямой линии никто репрессиям не подвергался.

Чуть не попал под "репрессию" мой дедушка по отцовской линии - забайкальский казак, живший в Читинской области. Там ситуация была следующей - в 1937 году началась чистка приграничной полосы от подозрительного элемента, в первую очередь - от корейцев и "семеновцев" (тех, кто в гражданскую служил у белых). Служил ли у Семенова мой дедушка - не знаю, он никогда на эту тему не распространялся, по возрасту в принципе мог служить. Однако у него было "отягчающее обстоятельство" - он занимался контрабандой, и "органам" об этом было известно, но поскольку взять его с поличным не получалось, они его не трогали. Кстати:

1) Этот пример противоречит тезису Лехи с мехмата насчет арестов по анонимкам и т.п. - как видим, агентурных данных для ареста было недостаточно.

2) Если бы дедушку тогда все-таки поймали, сейчас мы почти наверняка получили бы справку о реабилитации (59-я статья). Во всяком случае, дедушка одного из моих друзей, который в те времена совершенно реально занимался контрабандой, в 90-е годы был реабилитирован.

Тем не менее, когда в 1937-м начали чистку приграничья, дедушка испугался, что его тоже "зачистят" за компанию. Чтобы избежать этого, он решил переселиться со всей семьей в Среднюю Азию. В результате, летом 1937-го он нелегально переехал в город Фрунзе, где жил его друг, устроился на работу, после чего в конце года к нему переехали и жена с детьми (в том числе мой отец, которому тогда было 9 лет), предварительно продав дом, а также урожай с приусадебного участка.

Кстати, этот эпизод из нашей семейной хроники хорошо иллюстрирует нынешние причитания насчет несчастной участи крестьян при Сталине, которые, не имея паспортов, якобы не могли сменить место жительства.

Была ли такая предосторожность излишней или нет - неизвестно. Однако, как выяснилось позднее, бежать так далеко было необязательно - для того, чтобы ускользнуть от "всесильного НКВД", достаточно было переселиться из станицы на находившуюся в 10 км от нее железнодорожную станцию.