|
От
|
Н.Н.
|
|
К
|
Н.Н.
|
|
Дата
|
04.03.2014 23:27:47
|
|
Рубрики
|
Крах СССР; Либерализм;
|
|
Китай в Средней Азии: скупая страны
http://islam-today.ru/politika/kitaj_v_srednej_azii_skupaya_strany/
Турне китайского лидера Си Цзиньпина по Средней Азии с 3 по 13 сентября (с заездом в Санкт-Петербург на саммит большой двадцатки 5 и 6 сентября) привлек к себе гораздо меньше внимания со стороны российских и западных СМИ, чем следовало. И дело не только в активном проникновении Китая в страны региона, но и в том геополитическом положении, которое занимает Средняя Азия, страны которой ошибочно принимаются за страны второго сорта.
Си Цзиньпин посетил четыре из пяти среднеазиатских государств. Сначала Туркмению, затем Казахстан, Узбекистан и Киргизию. В каждой из этих стран Китай обладает очень прочными позициями, так как для каждой из этих стран Китай – крупнейший инвестор, а для некоторых стран, например для Казахстана, просто спаситель.
В Туркменистане Пекин вложил около шести миллиардов евро в разработку месторождения Галкыныш - супергигансткого газового месторождения, занимающего второе место в мире по запасам газа. Планируется строительство трубопровода, годовые объемы экспорта по которому достигнут 65 миллиардов кубометров. Таким образом, Китай существенно потеснил Россию на среднеазиатском поле, так как президент Бердымухамедов все сильнее связывает будущее своей страны с сотрудничеством с Китаем.
В случае с Казахстаном, Китай спас его банковскую сферу в 2009 году, верно выбрав момент для перечисления 5,5 миллиарда долл. Банку развития Казахстана, что фактически спасло местную банковскую систему. Кроме того, Пекин остается верен своему принципу «никакой политики – только бизнес», оказывая финансовую поддержку без каких-либо политических требований, упреков в несоблюдении прав человека, эффективном руководстве и т.д.
В Казахстане Китай очень заинтересован в доступе к нефтяному месторождению Кашаган в Каспийском море. Месторождение насчитывает от 1,5 до 10,5 млрд тонн. Его называют крупнейшим открытием в нефтегазовой сфере за последние 30 лет. Во время официального визита было подтверждено приобретение Китаем долей в проекте разработки этого месторождения. В настоящий момент в Казахстане 1/5 часть добычи в энергетическом секторе осуществляется китайско-казахскими совместными предприятиями, а новые соглашения только повысят долю вовлеченности китайских предприятий в процесс разработки казахстанских недр. Назарбаев и Си Цзинпин подписали более 20 соглашений на общую сумму почти в 35 млрд. долл.
Узбекистан и Киргизия интересуют Китай в меньшей степени, однако и этим странам Пекин уделяет внимание, поскольку в обход Киргизии и Узбекистана невозможно построить трубопровод ввиду географического положения этих стран.
Помимо этого, правительства этих стран активно поддерживают Китай в вопросе противодействия уйгурскому сепаратизму, а в случае с Киргизией еще и активно отслеживают настроения внутри самой страны на предмет распространения среди населения проуйгурских настроений, проникающих из близлежащего автономного Синьцзян-Уйгурского района Китая.
Россия, безусловно, не в восторге от того, что Китай столь интенсивно теснит ее с ведущих позиций в регионе. Но Китай не стремится полностью нивелировать историческое влияние Москвы в регионе и не идет на конфронтацию. Тот факт, что Си Цзиньпин посетил Россию всего неделю спустя после назначения на высшую должность, лишь подчеркивает ту важность, которую он придает российско-китайским отношениям. Кроме того, Россия сама заинтересована в сильном Китае как в экономической, так и дипломатической сфере. Позиции двух стран по международным вопросам обычно очень близки: последними тому примерами служат Северная Корея, Иран и Сирия.
В то же время Москва активно сопротивляется созданию в рамках ШОС общих финансовых институтов, в которых бы доминировал Китай. На последнем саммите ШОС, прошедшем в Бишкеке, Россия не поддержала инициативу создания Банка развития ШОС, в капитал которого Китай готов внести сразу 10 млрд. долл.
Таким образом, учитывая проактивную политику Китая в регионе, мы не можем назвать положение России легким. Обладая существенно меньшими финансовыми возможностями, Москва пока с трудом сохраняет свой вес и влияние в странах Средней Азии, в то время как Китай, грубо говоря, скупает эти страны поодиночке.