Очевидно, что сегодня мы все журналисты (а не грузины), и поэтому важно быть наготове, когда подступает крупный внешнеполитический кризис. Но в наши дни это непросто. Поскольку Википедия стоит на каждом мобильном телефоне, ваши знания международных отношений могут быть подвергнуты сомнению в любой момент.
Так что предлагаем вам пособие для начинающих с десятком удобных фраз, которые помогут вам прорваться в любом разговоре о ситуации на Украине.
1. «Это упрощенчество — думать о кризисе как о глобальном и многополярном противостоянии Востока и Запада». Это же классика: данную фразу можно приспособить практически к любой серьезной беседе и с умным видом пользоваться ею. Но произносите ее в самом начале дискуссии, прежде чем это сделает кто-то другой.
2. «Севастополь имеет огромное стратегическое значение для Путина, особенно с учетом текущей ситуации в Сирии». Очень полезная хитрость. Это замечание сразу возводит вас в ранг парня, видящего большую картину, понимающего геополитику Восточной Европы и Ближнего Востока — а также того глобального и многополярного мира, о котором вы говорили выше.
3. «Здесь мы наблюдаем возврат географии». По аналогии с предыдущим это аккуратно уводит вас от тонкостей и хитросплетений восточноевропейской дипломатии. А преимущество в том, что фраза эта почти полностью бессмысленная.
4. «Здесь есть поразительное сходство с Гитлером и Судетами (аншлюсом /Петром I/Сталиным и татарами/Чингисханом». Исторические аналогии бесценны для опытного обманщика, но любителю надо действовать осторожно. Очень легко можно попасть в историческую ловушку. Если сомневаетесь, страхуйтесь: «Я не говорю, что Путин — это Гитлер, но ...», или «Легко можно увлечься этими сравнениями, но ...». Делайте вид, что вам больно, что вы думаете о сложных и неминуемых людских страданиях.
5. «Украина значит „окраина“, „пограничная земля“, конечно». Это легко запомнить, но такое предложение — это намек на реальную мудрость. Еще одно преимущество в том, что никаких дополнительных знаний эта фраза не требует. Используйте ее в контексте терминов «мини-государство», «большая игра» и «аннексия».
6. «Да, но Путин может переоценить свои возможности». Особенно эффективно, когда вы парируете чей-то аргумент и сбиваете людей с толку. Если умный перец на другом конце стола говорит о статье, прочитанной им в Foreign Affairs, дождитесь, когда он скажет что-нибудь про «пределы возможностей западных держав», а потом атакуйте. Замените «Путина» на «НАТО», если он уйдет в другую сторону.
7. «Надо всегда проявлять осторожность, дабы не дать волю этно-националистическим силам». Это позволит вам делать вполне расистские обобщения, но неприкрытым расистом вы не будете выглядеть. Когда сбросите свой козырь об этнической деликатности, можете еще добавить: «Славяне наиболее опасны, когда национальные границы приходят в движение».
8. «Православные иначе смотрят на эти вещи». Если вам нужны общие фразы, религия никогда вас не подведет. Скажите также с ученым видом «Московский патриархат», как будто ждете от собеседников глубоких знаний традиций восточного христианства.
9. «Все сводится к энергетическим рынкам». Здесь вам никто не осмелится возразить. Привяжите кризис к «сланцевой революции». Слегка намекните на сделки между олигархами, Кремлем и Газпромом, а потом вбросьте слова «гласность» и «перестройка», причем лучше с заметным русским акцентом, чтобы было убедительнее.
10. «Не уверен, что мы можем относиться к этой ситуации с пренебрежением — ведь речь здесь идет о возможной третьей мировой войне». Это очень ловкий гамбит. Вы сразу превращаетесь в такого серьезного умника, которому не все равно, и который затыкает рты тем, кто слишком сильно радуется. Отправляйте это в качестве ответа любому, кто поделится с вами этим постом в онлайне.