Итак, Россия в очередной раз подтвердила свой статус Абсолютного Зла — отстойника и покровителя самых отвратительных подонков со всего мира, с одной стороны, и врага всего свободного и прогрессивного, с другой. Наихудшие, но в то же время и наиболее вероятные прогнозы оправдались — Россия вывезла к себе Януковича (и зовет к себе на работу палачей из «Беркута») и, что гораздо хуже, развязала агрессию в Крыму. Захват зданий парламента и правительства, назначение под дулами автоматов боевиков «правительства» путчистов, возглавляемого уголовным преступником по кличке Гоблин (как тут снова не вспомнить о Мордоре?), перемещение по территории бронетехники вне мест постоянной дислокации (согласно действующему договору между Россией и Украиной, такие перемещения допустимы только на трейлерах или железнодорожных платформах), захват аэропортов и средств вещания, уничтожение интернет- и телефонной связи, блокирование воинских частей и создание блок-постов на дорогах, вторжение военных вертолетов и самолетов с десантниками в воздушное пространство — и, наконец, решение о вводе войск.
Хочу подчеркнуть, что агрессией были уже самые первые действия в этом списке, осуществленные «неизвестными» боевиками в военной форме без знаков различия, оснащенными армейским оружием, говорящими по-русски и развешивающими российские флаги: засылка на чужую территорию вооруженных бандформирований — такой же квалифицирующий признак агрессии, как и аналогичные действия «официальной» армии. И решительно действовать необходимо было уже тогда, а уж тем более, разумеется, Украина имеет полное право на ответный удар по агрессору сейчас — как по боевикам, так и по российским войскам, которые отныне следует считать оккупационными. Харьковские соглашения, предусматривавшие их пребывание в Крыму, в связи с грубым нарушением Россией их условий следует считать недействующими. Подчеркну также, что легитимными целями для страны, подвергшейся агрессии, является не только армия вторжения, но и любые военные объекты и военнослужащие на территории самого агрессора. Включая Путина как верховного главнокомандующего.
Нет, я понимаю, что украинская армия, наступающая на Москву — это абсолютная фантастика, да и, даже будь это в принципе возможным, все равно не нужно было бы этого делать, ибо уровень потерь в этом случае был бы совершенно неприемлемым. Но на своей территории Украина должна защищаться силой, а не словами, которые еще никогда ни одного агрессора не останавливали.
Собственно, развитие нынешнего кризиса в очередной раз подтвердило бесполезность попыток мирного решения конфликта с тем, кто изначально ни мира, ни решения не желает. Хотя все эти дни дружным хором звучали и продолжают звучать голоса, призывающие ни в коем случае не отвечать насильнику силой — «не поддаваться на провокации». Андрей Илларионов, к примеру, договорился даже до того, что призывы применить законную силу против захватчиков исходят от пророссийской «пятой колонны», поскольку Путину нужны трупы для развязывания полномасштабной войны (по версии Илларионова — для начала гражданской, чтобы Украина погрузилась в хаос и сама попросила Путина навести порядок).
Прежде всего заметим, что эта версия фантастична. Предпосылок для полномасштабной гражданской войны в Украине в целом нет — ни политических, ни этноконфессиональных. Три месяца противостояния показали это со всей определенностью — режим Януковича не смог мобилизовать на свою поддержку никого, кроме бандитов в погонах и без, бомжей и запуганных увольнением бюджетников. Готовых воевать за идею на той стороне нет, во всяком случае, за пределами крымского заповедника гоблинов. Нынешние сборища шпаны, устраивающие беспорядки в Харькове или в Херсоне, в значительной мере состоят из российских «засланцев» (как водится, подонки приписывают другим собственные пороки: неделями российская пропаганда кричала о том, что Евромайдан — это наймиты иностранных государств, а на самом деле реализуют этот сценарий сами). В свою очередь, Майдан объединил людей всех национальностей и вероисповеданий, какие имеются в Украине. Да, русскоязычных обывателей Юго-Востока пропаганда павшего режима и его кремлевских покровителей запугивает разными паническими слухами типа «введут уголовную ответственность за разговоры по-русски», но, во-первых, подобные бредни развеиваются достаточно быстро — простым фактом их полного несоответствия реальности — а во-вторых, обыватели настолько глупые, чтобы в это верить — это по большей части невежественные бабки-сплетница, а не бойцы. Силы же собственно крымских гоблинов исчерпываются, по всей видимости, несколькими сотнями, в худшем случае — тысячами вооруженных боевиков, быстрая ликвидация которых — более чем посильная задача, и это надо было делать немедленно, не дожидаясь усиления российской группировки в Крыму Таким образом, серьезная угроза для Украины исходит только со стороны России — и эта угроза, кстати, служит дополнительным сплачивающим фактором, исключающим войну «всех против всех» по апокалипсическому сценарию Илларионова. Нет, я не имею в виду, что в гоблинах, мечтающих оказаться под седалищем Путина, вдруг проснется украинский патриотизм. Я имею в виду всех остальных.
Далее, провокации, на которые не надо поддаваться — это когда вам на улице показали язык, а вы полезли в драку. А когда вас бьют по физиономии, когда бандиты вламываются в ваш дом — это уже не провокации. Это уже насилие, на которое надо отвечать — и отвечать силой, а не нотами протеста. Тем более что Россия, в своих лучших традициях (так же она вела себя и во время предыдущих своих агрессий), все протесты и призывы к переговорам нагло и демонстративно игнорирует — и только что в очередной раз продемонстрировала свою сущность. Позиция «не поддаваться на провокации», когда имеешь дело с наглым и беспринципным агрессором, абсолютно контрпродуктивна и никогда в истории ни к чему хорошему не приводила. Не поддавались на советские провокации страны Балтии, оккупированные в 1940. Очень долго и упорно старалась не поддаваться на провокации Финляндия, все равно в итоге ставшая жертвой советской агрессии и в 1939, и в 1941. Не поддавалась на нацистские провокации Чехословакия. Смешно, но в роли не поддающегося на провокации однажды, а именно 22 июня 1941, оказался и сам СССР... А вот Грузия, говорят нам, поддалась на российские провокации, и это была ошибка Саакашвили — теперь 20% ее территории оккупировано! Отвечу: а если бы не поддалась — оккупировано было бы 100%. Ошибка Саакашвили только в том, что он поддался слишком поздно. Если бы, уже отчетливо видя, к чему все идет, грузины взорвали Рокский туннель...
Сценарий, ныне реализуемый Россией в Крыму, чрезвычайно напоминает то, что она делала в отношение Грузии, а прежде, в советской своей ипостаси — Финляндии, а нацисты, соответственно — Чехословакии. Сначала — истерическая пропагандистская кампания, потом... А вот то, что было потом, показывает, что пытаться не дать волку повода съесть ягненка абсолютно бесполезно. Если Путину, так же, как и Сталину и Гитлеру до него, нужны трупы — он их организует, делов-то. «Трупов нет — так мы устроим! Нас учили! Нас учили!», как писал об этой публике Д.Быков (при этом и сам, кстати, империалист, как и большинство российских т.н. «либералов») Диверсанты, переодетые в соответствующую форму, перебьют нужное количество своих — и доказывай потом, как ты не поддавался. Когда я писал первый вариант этой статьи, абзац заканчивался здесь, но едва я отправил ее в редакцию, как появилось подтверждение — пока, правда, без реальных трупов: в качестве повода для потенциального вторжения Путин заявил о «нападении неизвестных на крымское МВД» (что, разумеется, полная ложь). Но если для перехода от анонсированного вторжения к непосредственному ему потребуются трупы, он и это устроит без проблем.
Нет! Как только волк разинул пасть — его надо бить по зубам!
Другое дело — есть ли у Украины для этого силы. Для того, чтобы справиться с крымскими боевиками, они определенно есть. Есть ли они для отражения российской армии?
Россия, как обычно, действует самым подлым способом (примерно как арабы в Войну Судного дня) — нападает тогда, когда ее жертва наименее готова защищаться. Новая власть еще не окрепла, командующих приходится менять на ходу, неизвестно, все ли части достаточно надежны (с другой стороны, есть надежный мобилизационный резерв «Правого сектора» и крымских татар). Но и российская армия, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Ее уровень наглядно показали и Чечня (классический сюжет российских новостей — сутки напролет целым батальоном штурмуют один дом, где засела пара боевиков, теряют одного бойца за другим, наконец, ровняют дом танками, и в итоге оказывается, что одному из боевиков удалось уйти), и Грузия, где (как и Финляндии) хотя и задавили массой, но потери в войне со столь маленькой страной оказались непропорционально большими. Война на чужой территории против страны с населением почти в 50 миллионов, значительная часть которого имеет сейчас очень высокую мотивацию (а вот у солдат РФ мотивация никакая, на одной раздуваемой киселевыми ненависти далеко не уедешь), станет для такой армии и страны в целом полной катастрофой — и военной, и финансово-экономической, и сперва внешне-, а затем и внутриполитической.
Внешние факторы, кстати, категорически не стоит недооценивать. Если в Грузии российские агрессоры отделались легким испугом, то Украина им с рук не сойдет. Полномасштабная война в Европе не нужна ни США, ни уж в особенности ЕС. По многим очевидным причинам, включая сугубо прагматические — от наплыва беженцев до газового транзита через украинскую территорию, который, очевидно, в случае войны с Россией прекратится. Не забудем и про поддерживающую крымских татар, входящую в НАТО и контролирующую проход через проливы Турцию. При этом, как справедливо заметил на днях Саакашвили, для того, чтобы укротить Россию, Западу не обязательно посылать танки — достаточно послать аудиторов в собственные банки, в которых Путин и его камарилья хранят свои миллиарды. Санкции против России в случае развязывания ею войны будут очень, очень болезненными.
Действительно ли Путин настолько безумен, чтобы этого не понимать? Думаю, нет. Он не рассчитывает на настоящую войну. Он берет на понт. Все эти 150 тыс. солдат, перемещаемые сейчас поближе к украинской границе — это блеф. О том, что они не предназначены для реальных боевых действий, говорит совершенно не достаточное количество военных медиков, сопровождающих части. Весь расчет Кремля строится на том, что «не поддающиеся на провокации» позволят ему достичь его целей без боя (что уже открытым текстом озвучено Гундяевым).
Каковы эти цели? Многие комментаторы уже отметили, что аннексия Крыма даже без войны будет для России катастрофой. Крым — дотационный регион, не обеспечивающий себя ничем, начиная с воды и электричества (все это идет с территории Украины). С Россией он не граничит, так что питьевую воду придется возить по морю танкерами, а электричество уж даже не знаю, как — срочно достраивать заброшенную в восьмидесятые Крымскую АЭС, что ли? В целом крымская экономика обеспечивает себя примерно на 30% (Севастополь — на 20). Ни сельского хозяйства (кроме виноградников), ни промышленности в Крыму почти нет, основной источник доходов (т.е. даже этих 30%) — туризм. Что будет с туризмом в условиях войны или оккупации с весьма вероятными партизанскими действиями — понятно. И все это — в условиях международных санкций. С таким грузом и так еле дышащая российская экономика пойдет ко дну Черного моря, пуская пузыри.
Думаю, что Путин все же не настолько глуп, чтобы этого не понимать. Поэтому, когда Россия с одной стороны сулит военное вторжение (тут же заявляя, впрочем, что оно не начнется прямо сейчас), а с другой вещает, что-де признает территориальную целостность Украины — первое, скорее всего, блеф, а второе, как ни странно — вовсе не такая наглая циничная ложь, какой кажется. Скорее — наглая циничная полуправда. Кремлевский план, видимо, состоит в том, чтобы превратить Крым в подобие Чечни ельцинских времен. То есть в регион, который де юре входит в состав страны (в данном случае Украины), но де факто ей не подчиняется, а управляется бандитами, с которых все взятки гладки. Только в Чечне бандиты были местными, а здесь они будут российскими марионетками. И пусть Украина несет все издержки по содержанию этого региона на себе и упивается (вместе с мировым сообществом) своей территориальной целостностью, а рулить там будет Кремль, и будут стоять российские войска, как «гарант стабильности» по какому-нибудь очередному «Ялтинскому соглашению» (ср. «миротворцы» в Самачабло (Южной Осетии) — напомню, кстати, что оккупированные территории Грузии Россия официально в свой состав так и не включила). Стоять и грозить — мол, если что не так, то принять Крым в состав России мы можем в любой момент, вот и закон есть, и паспорта розданы (хотя, повторяю, это будет блеф).
По крайней мере, таким должен быть план, если у Путина еще остались хоть какие-то мозги. Если же он спятил окончательно, если перед нами бесноватый фюрер в самом буквальном смысле — тогда, видимо, он всерьез намерен воевать и с Украиной, и со всем миром.
В любом случае — срывать его планы нужно немедленно, ибо ситуация ухудшается с каждым часом. И срывать не бесполезными увещеваниями, а силой (конечно же, избегая поспешных и непродуманных действий и тщательно готовя соответствующие операции). Войска НАТО должны оказать Украине всю возможную поддержку — не вступая в прямое столкновение с российской армией, но обеспечивая украинскую сторону современным оружием и боевой техникой, инструкторами, данными разведки и наблюдения и т.п. Уже самим своим присутствием в регионе (в 2008 корабли Шестого флота США, направившиеся к берегам Грузии, сыграли очень важную роль в остановке российской агрессии). Правящей верхушке в России также следует недвусмысленно напомнить, что бесноватый фюрер, идя на дно, утащит за собой и их, как это уже было в их любимом 1945-м, и лучшее, что они могут сделать, чтобы предотвратить катастрофу для себя лично — это устранить его своими силами.
Время увещеваний и «выражений обеспокоенности» кончилось. С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.