От IGA Ответить на сообщение
К IGA Ответить по почте
Дата 01.03.2014 02:10:35 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Война и мир; Версия для печати

"Крым не хочет драки. Россия не хочет новой крымской войны"

http://ria.ru/columns/20140228/997537221.html
Подоплека крымского кризиса
Михаил Ростовский

"Я со своим капканом не расстаюсь: сам его ставлю и сам в него попадаюсь!" — если бы украинский Евромайдан был человеком, он имел бы все основания сделать подобное заявление. Поднимая вооруженный мятеж против законной власти, украинские радикалы, видимо, ожидали: свергнем президента — и власть над страной, словно перезревшее яблоко, упадет нам в руки. Решение Верховного Совета Крыма провести референдум о расширении автономии свидетельствует о принципиально ином исходе.

Играючи порушив фундамент, на котором строится государство, радикалы приобрели не столько власть, сколько иллюзию власти. На Украине начался болезненный, эмоционально почти невыносимый, но в то же самое время абсолютно необходимый политический процесс.

Уничтоженный "триумфом Евромайдана" баланс сил и интересов между различными регионами и различными политическими силами Украины начинает возрождаться из пепла. Планируемый референдум в Крыму — это, с моей точки зрения, первая, но далеко не последняя ласточка этого процесса.

Честно признаюсь: услышав утром в четверг о драматических событиях в зданиях высших крымских органов власти, я впал в состояние шока. Но уже к вечеру того же дня стало ясно: для криков "Караул! Все пропало!" оснований пока нет.

Ни Россия, ни крымские органы власти не собираются уничтожать территориальную целостность Украины. Речь, как мне кажется, идет о решении другой задачи: более локальной, более реалистичной и более разумной.

Читая мемуары британских политиков, я часто наталкиваюсь на одну и ту же жалобу: о боже, как же это трудно — сформировать успешное и эффективное правительство! Как же это утомительно — одновременно решать сразу несколько задач, некоторые из которых являются взаимоисключающими.

О каких именно задачах идет речь? Задача номер один. Убрать из правительства фигуры, которые продемонстрировали свою некомпетентность. Задача номер два. Включить в правительство или повысить фигуры, которые показали наличие у них талантов.

Вам кажется, что на этих двух пунктах "список задач" можно считать исчерпанным? Вовсе нет. Существует еще пункт три — пункт, без которого невозможно формирование успешного правительства. Этот пункт называется "соблюдение баланса" — баланса между представителями различных течений правящей партии и между представителями различных регионов страны.

Очень похожие политические конструкции выстраиваются и во время выборов главы государства в США. Согласно официальному законодательству, кандидат в президенты и кандидат в вице-президенты не могут представлять один и тот же штат. А согласно неформальным законам политики, парочка претендентов на высшие должности в стране всегда "балансируется" по принципу географической взаимодополняемости. Допустим, кандидат в президенты является уроженцем запада страны или пользуется там особой популярностью. Значит, кандидат в вице-президенты должен быть своим человеком на востоке. Только так можно выиграть президентские выборы. Только так можно успешно управлять страной.

Для Украины принцип соблюдения географического баланса является не просто очень важным. Он является жизненно необходимым. В силу особенностей украинской государственности другой гарантии сохранения единства страны нет и быть не может.

Регионы Украины очень разные. Они могут оставаться вместе, только если между ними существует взаимное уважение, взаимное доверие, взаимный учет интересов.

"Триумф Евромайдана" — это не просто нарушение принципа географического баланса. Это полное уничтожение этого принципа. В условиях "уличной демократии" в Киеве очень громко слышны голоса радикальных представителей Запада и почти не слышны голоса представителей Востока. Востоку это, естественно, не понравилось. И вот самая пассионарная часть Востока в лице парламента республики Крым ответила Западу — ответила на единственном языке, который может дойти до сознания лидеров Евромайдана.

Что произойдет дальше? Сценариев развития событий великое множество. Но я надеюсь на лучшее. Я не верю, что руководство Крыма всерьез намерено вывести автономную республику из состава Украины. Я не верю, что руководство России считает распад Украины желательным.

Идея крымского референдума — это вовсе не попытка сказать Киеву: "Мы больше не намерены жить с вами в одном доме!" Это, скорее, громкое и очень настойчивое приглашение к переговорам. Киеву дают понять: мы готовы договариваться, но мы не приемлем диктата. Если вы хотите учета ваших интересов, вы должны быть готовы учитывать наши.

Согласен, что даже в относительно правовом государстве различные части страны не должны предъявлять друг другу ультиматумы. Но кто виноват в том, что на исходе зимы 2014 года у Украины нет возможности даже притвориться "правовым государством"? Уж точно не Крым.

Крым не хочет драки. Крым хочет компромисса. Но Крым не хочет бухаться на колени и вымаливать этот компромисс с позиции униженного просителя.

На украинских радикалов слезы не действуют. И договоренности, основанные на доброй воле сторон, они тоже не признают. Как показывает практика, любые "окончательные соглашения" они нарушают через пять минут после подписания, а потом обвиняют противоположную сторону в "нарушении своего слова".

Иными словами, Крыму требуются гарантии. Но как могут выглядеть подобные гарантии? Как написанный на гербовой бумаге документ, перевязанный ленточками и украшенный автографами всевозможных "международных посредников"? Смотри предыдущий абзац.

Любой документ — а в конечном итоге какой-то документ обязательно появится — должен быть подкреплен чем-то более существенным. Например, новым изменением правил политической игры в Киеве. Политическая инициатива должна перейти от радикалов, чья "мускульная сила" обеспечила свержение Януковича, к членам нового кабинета министров.

Демарш Крыма ставит правительство Арсения Яценюка перед дилеммой. Либо радикальная часть Евромайдана будет по-прежнему диктовать более умеренным политикам, что им делать. И тогда единство Украины действительно окажется под большим вопросом. Либо правительство отказывается плясать под дудку толпы и занимает по отношению к украинскому Востоку более взвешенную и примирительную позицию. Если мы станем свидетелями второго варианта, то через некоторое время — и после энного количества зубодробительных заявлений про "внешнюю агрессию" — напряженность в отношениях между Киевом и Симферополем спадет.

На аналогичных принципах, как мне кажется, основана и позиция Москвы. Я полагаю, что Россия не хочет новой крымской войны. Я полагаю, что, показывая в Крыму свои возможности, Россия тоже намекает на свою готовность договариваться.

России тоже нужны гарантии. Гарантии того, что Черноморский флот не выгонят из Крыма. Гарантии того, что новое руководство в Киеве постарается освободиться от назойливой опеки радикалов и будет проводить осмысленный и сбалансированный курс — и по отношению к Востоку своей страны, и по отношению к Москве.

В английском языке есть выражение "tough love" или, в буквальном переводе на русский, "жесткая любовь". Уверен, что огромное количество людей на Украине со мной категорически не согласится и использует для описания политики Москвы по отношению к Киеву формулировки без слова "love". Но, если глядеть из российской столицы, то это выражение вполне подходит для описания сути нынешнего российского курса по отношению к Украине.

Конечно, то, что сейчас происходит в Крыму — безумно рискованно. Я просто не нахожу себе места от беспокойства. Слишком многое может пойти не так. Проблема в том, что вариантов, в которых отсутствует риск, ни у Крыма, ни у России не осталось.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции