От IGA Ответить на сообщение
К А. Решняк Ответить по почте
Дата 09.02.2014 01:41:54 Найти в дереве
Рубрики История; Образы будущего; Культура; Версия для печати

Отсутствие творческого потенциала

http://www.echo.msk.ru/blog/solomatin67/1254420-echo/
Почему нас никто не догонит
08 февраля 2014, 12:10

Грустно, что церемония открытия Олимпиады многим понравилась. Грустно потому, что это свидетельствует об исчезновении у нашего общества чувства прекрасного и художественного вкуса.

Сама "картинка", то есть совокупность двигающихся фигурок и световых пятен, оказалась вполне эффектной, но кроме нее для успешного шоу обязательны еще два условия: наличие общей идеи и внятность ее художественного изложения. Иными словами, устроитель шоу должен представлять себе, какую тему он хочет раскрыть и какую идею хочет донести до зрителя, а зритель должен худо-бедно понимать, что ему показывают. Ни одно из этих двух условий выполнено не было.

Российскую историю представили на стадионе "Фишт" набором картинок, не дающим ровно никакого представления ни о том, каким было прошлое России на самом деле, ни о том, каким мы хотели бы его видеть и показывать. Такой отрицательный эффект был глубоко закономерен, поскольку устроители шоу в духе времени решили обойти все острые углы и попросту кастрировали историю своей страны. Они не стали использовать православную символику (ее заменил языческий винегрет из масленицы, скоморохов, влекомого Русью-тройкой солнечного круга и "олимпийских богов" на лыжах), а также отказались от национальной темы, что в свою очередь не позволило представить Россию империей, объединившей разные народы (кстати, в согласованном летом 2013 года сценарии открытия Игр предполагалась сцена "Много людей — одна нация", но потом ее убрали от греха подальше). В сочинской версии Россия оказалась какой-то невнятной страной, которая к тому же неизвестно куда исчезла – о распаде СССР и рождении РФ зрителю так и не рассказали. Исчезла из шоу и Великая отечественная, что формально было связано с требованиями МОК, но ведь если действовать не напрямую, а средствами балета и пантомимы, то раскрыть тему победы совсем не сложно! Точнее, было несложным для мастеров недавнего прошлого, для нынешних – другое дело. Чем Россия может гордиться после случившегося полвека назад выхода в космос, и что случилось со страной, снарядившей Гагарина в полет, осталось неясным. Запомнилась надпись "lovers" и куча детских колясок, что, очевидно, должно было визуализировать популярный в конце XX века анекдот "все, что вы делаете руками, слишком ужасно".

В результате из шоу исчезла кульминация, которая должна была сформировать и утвердить современный имидж страны, принимающей Олимпиаду, что было прекрасно сделано, например, на церемониях открытия игр в Пекине и Лондоне. Получилось, что на вопрос "кто вы и каково ваше место в мире" трем миллиардам телезрителей от лица всей России честно ответили: "а хрен его знает!".

Впрочем, даже наличие общей идеи, стройной композиции и кульминации могло не спасти шоу, поскольку, кроме этого, нужна еще четкость в изложении этой идеи художественными средствами. Устроители же, судя по всему, посчитали своей аудиторией российских граждан возраста старше сорока. Логика организаторов понятна: они ориентировались на чиновников, принимающих работу – вплоть до самого главного чиновника, который, впрочем, как нам объяснили перед последними выборами, и не чиновник вовсе. Ну кто кроме бывших советских людей поймет в чем смысл парного танца Пьера Безухова с князем Андреем? Кто из трех миллиардов посмотревших шоу зрителей знаком с дядей Степой и "Операцией 'Ы'", не говоря уж о "Стилягах"? Представьте, как все это выглядело для иностранного зрителя.

Церемония открытия показала не только политическую невнятность и беспомощность современной России, не только ее глухоту к окружающему миру, но и отсутствие у нее творческого потенциала. Именно так. В годы Московской олимпиады советские люди не ограничивались потреблением сокровищ культуры, но и создавали новые произведения. Живая культура, живая страна – это всегда не столько потребление, сколько производство. Специально для Московской олимпиады Эдуард Артемьев написал "Оду доброму вестнику", а Пахмутова и Добронравов песню "До свидания, Москва", которую многие до сих пор слушают со слезами на глазах. Созданный Чижиковым талисман Олимпиады – безусловный шедевр. Сцена прощания с олимпийским Мишкой потрясла зрителей вовсе не технической изощренностью, секрет ее волшебного воздействия в том, что в ней соединились в одно целое результаты добросовестно и с большой любовью сделанной работы многих тысяч людей.

А теперь у нас только и могут, что чужую музыку крутить да вышедших в тираж "татушек" приглашать. И если нас и не догонят, то только потому, что в одном с нами направлении уже давно никто не бежит.