От Мак Ответить на сообщение
К Афордов Ответить по почте
Дата 31.12.2013 13:01:13 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Компромисс; Культура; Война и мир; Версия для печати

Чем кончилась реформа науки Италии: нанесен тройной удар по науке

http://foresight-journal.hse.ru/2013-7-3/95627258.html
Международный семинар «Государственные научные организации. Взаимодействие науки и реального сектора экономики»
ФОРСАЙТ 2013. Т. 7. № 3. С. 74–81
Как свидетельствует международный опыт, научные организации играют особую роль в развитии инновационных систем. Изначально нацеленные на сетевые взаимодействия — с университетами, компаниями, государственными заказчиками, — в ходе эволюции социально-экономической среды, приоритетов и инструментов государственного регулирования, научные организации существенным образом диверсифицировались в отношении целей, стратегий и механизмов функционирования.
Международный семинар Лаборатории экономики инноваций «Государственные научные организации. Взаимодействие науки и реального сектора экономики» был посвящен обсуждению современного состояния исследований связи науки и реального сектора экономики с особым акцентом на роли научных организаций как акторов инновационных систем.
Повестка семинара предусматривала дискуссию по следующим вопросам:
Какие уроки можно вынести из выполнявшихся в течение нескольких десятилетий исследований взаимосвязей между деятельностью государственных научных организаций и промышленными инновациями в контексте инновационных систем в целом?
Как эволюционируют институциональные и финансовые механизмы функционирования государственного сектора науки в мире? Каковы основные драйверы этих изменений и насколько понятны их последствия?
В каких формах проявляется спрос на оценивание эффективности научных организаций? Каковы существующие стратегии и инструменты для проведения такого оценивания на индивидуальном, институциональном и системном уровнях?
Какие направления исследования наиболее востребованы в рассматриваемой сфере?
В семинаре приняли участие сотрудники Лаборатории экономики инноваций и ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, а также ученые из Университета Манчестера и Университета Брайтона (Великобритания), Университета Твенте (Нидерланды) и Национального исследовательского совета Италии.

По ссылке только эта аннотация. Далее сканированный из журнала "ФОРСАЙТ" текст доклада:

В рамках семинара также рассматривалось измерение эффективности деятельности научных организаций, характеристик их производительности и результативности.

Марио Коччиа (Mario Cocchia), научный сотрудник Института экономических исследований фирм и роста (Institute lor Economic Research on Firms and Growth, CERIS) Национального исследовательского совета Италии (National Research Council, CNR), представил опыт оценки результативности деятельности государственных научных институтов в Италии и их реструктуризации. Были рассмотрены меры по повышению продуктивности институтов CNR, предпри¬нимавшиеся с конца 1990-х гг. До преобразований только четверть упомянутых организаций получали средства на ИиР из негосударственных источников, а основная часть находилась на попечении государства. В результате эксперты заключили, что главным барьером для технологической кооперации с реальным сектором являлся размер лабораторий, не позволявший реализовать крупные проекты по созданию и передаче технологий.

В ходе реформы произошло укрупнение малых научных организаций путем их слияния; отдельные лаборатории, утратившие свой профиль, были ликвидированы. Докладчик отметил, что вновь созданная структура приобрела выраженный вертикальный характер: более крупные единицы (институты) получили административные функции в отношении децентрализованных организаций, сформированных путем объединения мелких единиц. В то же время все научные работники сохранили свои места, поскольку оценка эффективности отдельных ученых блокировалась профсоюзом как акт дискриминации, а увольнение сотрудника государственной научной организации, имеющего в Италии статус госслужащего, весьма затруднительно.

Поскольку инициированные в 1999 г. преобразования не повлияли на результативность системы государственных научных организаций, четырьмя годами позже начался новый этап реформ. Было решено стимулировать кооперацию институтов с реальным сектором. Созданная ранее вертикальная структура управления была дополнена «матричной» проектно-ориентированной системой.
С 2004 г. начались комплексные мониторинговые обследования институтов CNR, нацеленные на анализ последствий проведенных реформ. Выявилось, что деятельность институтов в рамках описанной модели (особенно — децентрализованных структур] стала менее управляемой. При сокращении вложений в ИиР повысились затраты на содержание организаций и административные расходы; снизилась интенсивность передачи технологий предприятиям. Лишь четверть институтов в результате преобразований переориен¬тировались на взаимодействие с бизнесом и привлекли негосударственные источники финансирования.

Участники семинара обсудили различные аспекты государственно-частного партнерства на примере CNR и перспективы его развития. В части критики сложившейся системы было высказано предположение, что реформа нанесла тройной удар по эффективности институтов. Все неэффективные исследователи охранили свои места без каких-либо стимулов к повышению результативности; к тому же реорганизация разрушила сложившиеся исследовательские команды, а управление крупными структурами стало более бюрократизированным и менее гибким. Помимо того, после внедрения дополнительного проектного администрирования институты потеряли самостоятельность в координировании собственных проектов трансфера технологий.