>СЕРГЕЙ КАРА-МУРЗА, ОКСАНА КУРОПАТКИНА. НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Поделюсь своими наблюдениями о нациестроительстве в Украине, которое для российского научного сообщества продолжает оставаться загадкой.
1-й момент.
Обратите внимание на феномен "этнических русских - украинских националистов". Таких людей довольно много; имеют фамилию "Иванов-Петров" и на чистом русском языке брызгая слюной защищают историю угнетённой Украины, азиатской России и всех благ евроатлантизма. Это местный вариант российских "патриотов Ичкерии".
У многих русскоязычных украинцев мотивация точно такого же типа. 90% ратующих за насильственное внедрение "родного" украинского языка говорят на русском. В реальности, в городах украинский язык в быту не встретить до Збруча.
Объяснение видится такое. Каждый человек сталкивается в своей жизни с т.н. экзистенциальным конфликтом (вызовом) - с вещами, с которыми он не может ничего сделать и не может с ними примириться: неизбежность смерти, смерть близких, необъяснимая несправедливость жизненных событий. Из этой ситуации логичный, конструктивный и прогрессивный выход предлагает религия. В нашем случае христианство. Может быть, иная целостная система убеждений.
У массы "постсоветских" людей такой системы убеждений нет. Господствовавшая доктрина научного атеизма говорила, что на все вопросы даёт ответ наука (это обман) и что вызов будет разрешен в коммунизме который грядёт (аналог Царствия Небесного).
Теперь, человек массы человек вынужден сам отвечать на вызов. Он сам себе строит эрзац Царствия Небесного. У нас в его роли выступает Европейский Союз. Это крайне идеализированный мир, где все люди братья, где все улыбаются, все вежливы и любят друг друга, где разрешены все противоречия - "идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная".
Россия выступает образом противоположности этому земному раю - земным адом зла и лишений.
Думаю, что социологическое исследование может выявить отрицательную корреляцию между личной религиозностью человека в классическом смысле и его заряженностью европейским мессианизмом. Иными словами, религиозные люди не склонны придерживаться радикальных евроатлантических настроений (идеями это было бы называть некорректно). Это гипотеза.
На Западной Украине механизм несколько другой.
Там урбанизация затронула коренное население лишь после 1945 года, когда советы расчистили для него ход наверх по социальной лестнице от польско-еврейского барьера. Большая часть населения Галиции - это горожане даже не в 1-м, а в "нулевом" поколении. Для них жизнь в условиях (советского) города - это краткий исторический миг. В 1990-е гг. они возвратились в привычную среду обитания. Борьба украинского села с польским городом начала ХХ ст. стала для него борьбой с непонятной "антиукраинской" силой урбанизированного Востока Украины. А привычным образом жизни осталось отхожее батрачество в соседних регионах бывшей Австро-Венгерской империи. Полностью воспроизведён привычный патерн.
Думаю, психологические схемы и мотивы западноукраинского "нациестроительства" понятны.
2-й момент.
Дефицит специалистов по украинской истории и культуре среди экспертно-аналитического сообщества России.
Здесь наблюдается уникальная способность бить мимо цели в попытках воздействовать на общественное сознание в Украине.
Господа, если невладение украинским языком мешает вам просмотреть канадскую и местную релевантную литературу, воспользуйтесь помощью коллег из Восточной Украины, это совсем недорого...
Сейчас это воздействию идёт по внутрироссийскому шаблону - в основном через акцентирование темы ВОВ. Но Украина имеет другой исторический опыт, весьма отличный от российского. Здесь всё это понимается несколько иначе.
- Украина полностью оккупировалась немцами, если россиянин воспринимает рассказы об оккупантах "начисто" и с доверием, то для украинца они накладываются на семейный опыт и "гасятся" им;
- Украина это страна "черты оседлости", здесь очень силён бытовой антисемитизм - украинцы и евреи не любят друг друга, но имеют многовековой опыт сосуществования. Этот комплекс взаимных чувств вряд ли понять жителю России.
- Наконец, сегодняшняя "толерантная" ЕС под эгидой США на психологическом уровне никак не ассоциируется с гитлеровской Германией. "Победная" риторика целиком попадает в либеральный дискурс. "Мы вместе победили, но США это сделали намного лучше и правильнее", правда? А Восточная Европа "попала из нацистского рабства в советское", не всем повезло быть освобождаемыми американцами. В странах Востока Европы это работает, почему не должно работать на Украине?
В то же время, ключевые мифы той концепции истории, которая была сформирована дворянско-старшинской фрондой на основе польских антимосковских памфлетов и оформлена школой академика Грушевского в начале ХХ в., остаются совершенно вне критики по существу и даже вне дискурса. После работы Н.А.Ульянова (Нью-Йорк, 1966) ничего серьёзного российскими исследователями по этому поводу опубликовано не было.
Если не понятно, о каких мифах и схемах идёт речь - спросите, есть много людей, которые расскажут.
3-й момент.
Со стороны кажется, что государственное руководство России массово ударилось в толстовство. И чисто из чувства "непротивления" отказалось от всяких попыток иметь действенный рычаг влияния там, где, казалось бы, имеет заведомом выигрышные позиции. Даже западная пресса время от времени не удерживается от удивлённых восклицаний "где же мягкая сила России?". В Украине, в Сербии, в Болгарии...
США в менее благоприятных условиях, выделяя ок. 90 млн. долларов в год, создают России большие неприятности в Украине. Которые Россия нейтрализует миллиардами долларов, расходуемых на прямой подкуп украинского государственного руководства. Добиваясь его временной и сомнительной лояльности.
Но выделив лишь 1 млн. долларов на грантовую поддержку украинских учёных (средний грант в $1 тыс. - достаточно существенная сумма для украинского гуманитария) уже можно существенно изменить интеллектуальный климат в университетах Востока Украины.
Бюджет в 200 млн. на поддержку общественных, исследовательских, информационных и политических инициатив, распространяемых через неправительственные фонды, может радикально изменить внутриполитическую обстановку в Украине и Болгарии.
Хотя, внешняя политика России, похоже, строится на другом подходе - прямого диалога с правящими кругами. "Мы даём вам то-то, ребята, ваше дело самим поработать со своей страной, если вас интересует быть нашим союзником". Может, это и правильнее, кто его знает.