Эпиграфом взята недавняя цитата из В.В.Путина: "Несуразности и излишние сложности в системе образования - результат работы представителей креативного класса, которые пробрались в профильное министерство".
Игорь Реморенко
Креаклы Минобрнауки
Решил вот написать всю правду про креативный класс, работающий в министерстве. Как раз и недавний литературный повод подвернулся.
Но прежде история. Когда один из наших Министров образования первый раз приехал в Европу для участия в клубе руководителей европейских систем образования, тамошняя знаменитая европейская «министра» его спросила:
- Ну что, коллега, студенты у вас в России устраивают пикеты?
- Да, случается.
- Преподаватели бастуют, зарплатой недовольны?
- Бывает.
- Родители постоянно ругают образование.
- И такое не редкость.
- Тогда… – Добро пожаловать в клуб!
Одним словом, министерства образования ругают везде. Даже существует поверье, что чем больше министерство хвалят, тем меньше оно работает. Это, конечно, не совсем правда. Во всём мире среди лидеров по поддержке общественного мнения – МЧС, среди аутсайдеров – социальный блок. Моя гипотеза относительно такого положения дел такая: чем больше регулируемая министерством сфера нуждается в самостоятельной деятельности людей, в саморегуляции – темь меньше граждан довольны сложившимся положением дел.
Вредные регуляторы
В чрезвычайных ситуациях всегда побеждает централизованное государственное регулирование, тут гражданская стихия противопоказана. Отсюда и всенародная любовь к рыцарям чрезвычайных ситуаций, спасающим нас от стихийных бедствий. В гуманитарной сфере с точностью до наоборот. Здесь граждане сами должны определяться какие книжки читать, какой профессиональный путь выбирать, как культуру возделывать. Отсюда и не любит народ всех этих социально-образовательно-гуманитарных чиновников. Креклов, понимаешь, тем более.
Ну да не в этом дело. Ни одна страна от министерства образования отказываться не спешит. Многие экспериментируют, создавая министерства человеческих ресурсов; экономики и человеческого капитала; образования и культуры; спорта, образования и молодёжной политики и пр. Но всё-таки отказываться никто не спешит, везде какой-то чиновничий орган регулирует происходящее в образовании.
У нас, конечно, последние изменения в образовании и науке затронули самые может быть острые вопросы, касающиеся и политики, и экономических отношений. Поэтому работу министерства образования по строительству детсадов, повышению зарплат, поддержке слабых и инновационных школ, сокращению отчётности и лишних бумаг – стараются не замечать. Все только и говорят о списанных диссертациях, имуществе РАН, судачат вокруг сиротской темы.
Вот кто всё придумывает
Но хочется совсем немного сказать о тех людях, которых я в действительности знал не один год. С ними мы в самом деле много чего придумывали, креативили, простите за моветон. В том числе, сочиняли как победить излишний документооборот ( http://минобрнауки.рф/документы/2641). Прежде всего, о директорах ключевых департаментов Минобрнауки России (фотографии не умею красиво сюда вставлять, этому в министерствах не учат):
- Сергей Салихов – научный департамент. Он сам ещё со школы, обучаясь в колмогоровской школе, очень любит и ценит науку. Понимает, как отличить науку от лженауки. Участвовал во многих научных проектах, понимает как организуются исследования на международном уровне. Инициирует ряд исследований, которые, в самом деле, могут вывести Россию на передовые рубежи в науке.
- Анастасия Зырянова – школьный департамент. Настя работала ранее в Перми, придумывала справедливые механизмы финансирования. Это когда не как начальник самовольно захочет дать сколько-то денег, а в зависимости от числа обучающихся. Мама двух детей, понимает, что значит хорошее образование. Она очень старается организовать обсуждение вопросов образования так, чтобы и родители, и дети получили очень качественное школьное образование.
- Михаил Попов – департамент конкурсов и всяких программ. Миша недавно руководит этим департаментом, но до этого он всегда удерживал позицию технологического развития, партнёрства бизнеса и образования. Ему очень нравятся проекты, где есть реальное сотрудничество вузов и предприятий. Он знает как это делать и старается развивать такое партнёрство.
- Наталья Золотарёва – департамент техникумов и лицеев. Опытный проектный менеджер, работала в некоммерческом секторе, именно она отважилась сравнивать наши ПТУ с заграничными. Потом была куча публикаций, немного расшевелили систему. Знает, как вывести среднее профессиональное образование на новый уровень. Очень настойчивая и требовательная.
- Александр Соболев – руководит высшей школой. Умеет рисковать, работал руководителем региональной системы образования и проректором вуза. Все его ругают за мониторинги, но именно он смог пробить сравнение вузов по, в общем-то, осмысленным параметрам. Может настойчиво и последовательно добиваться изменений, хотя прислушивается и к критике. Имеет ясные представления о том, в каком направлении должна меняться высшая школа.
- Евгений Сильянов – департамент защиты прав детей (школы для сирот и инвалидов). Долгое время работал на Дальнем Востоке. Хорошо знает детсады, школу, интернаты, вузы. Именно он не так давно выдержал тяжелейший разговор с американскими семьями, которые уже познакомились, почти усыновили 260 детей-сирот из наших интернатов, но судебных решений так не дождались. Благодаря его усилиям, в том числе, абсолютное большинство этих и других детей нашли своих родителей. Ведомство, как известно, тот самый закон изначально не поддерживало.
- Екатерина Толстикова – департамент имущества. Её все боятся. Она работает дольше всех. Но всё потому, что именно она не даёт разбазаривать «народное добро». Следит за тем, чтобы государственное имущество использовалось по назначению. Тысячи квадратных метров за последние годы были возвращены в образование. Ранее они незаконно сдавались в аренду или безвозмездное пользование коммерческим предприятиям, мигрантам и пр.
- Григорий Андрущак – стратегический департамент. Несмотря на молодость, очень образованный, начитанный и грамотный руководитель. Лучше всех в стране разбирается в статистике, экономических трендах, однако тонко чувствует человеческие настроения, изменения в культуре, гуманитарной сфере. Обобщает всю работу министерства, просчитывает риски, недостатки и может предсказывать грядущие изменения.
- Александр Володин – бюджетный департамент. Очень ответственный и опытный финансист. Тщательно отслеживает бюджетную политику. Если какие-то деньги где-то потерялись или лежат без дела – быстро их находит и заставляет тратить на нужды образования и науки.
- Александр Страдзе – молодёжный департамент. Он и сам всё время молодой. Спортсмен и всё такое. Верит в то, что молодёжь надо поддерживать, при этом предоставляя изрядную долю самостоятельности в принятии решений. Всегда открыт для диалога и предложений к сотрудничеству. Много ездит по стране, проводит кучу встреч, что меня, например, иногда раздражало:)
- Евгений Угринович – международный департамент. Это, на самом деле, очень скучный департамент, потому что он лишь обеспечивает всякие протокольные мероприятия, чтобы другие департаменты лучше работали с иностранцами. Однако ему удаётся сочетать всё это скучное протоколирование с решением содержательных проблем.
- Марина Лукашевич – правовой департамент. Несмотря на молодость, работает в министерстве достаточно давно, пользуется большим авторитетом во всей системе образования. Фактически, всё образовательное законодательство на ней. Нет ни одной нормы образовательного права, о которой бы она не знала. Ни один документ не выходит без визы её департамента. При этом работает неформально, не как какой-нибудь там злой и бездушный юрист.
- Анна Шевченко – административный департамент. Тоже сильный юрист и организатор, хороший аналитик. Вместе с тем добрый и отзывчивый человек. Редкость для администратора.
- Инесса Шишканова – ВАКовский департамент. Тут все диссертации. С ней я работал совсем чуть-чуть. Но мне она показалась очень ответственным человеком, искренне желающим что-то изменений в этой вакханалии безобразно списываемых диссертаций.
Сортировщики апельсинов
Есть ещё министр и его заместители. Но про них решил не писать. Ну какие они креаклы, если ежедневно через каждого из них проходит 200-300 решений? Тут думать некогда. Как в том анекдоте с сортировкой апельсинов ( http://meta-delo.blogspot.com/2007/10/resheniya.html ). Да и скажут ещё – подмазываюсь. Но министр и его заместители мне запомнились тоже как очень ответственные, умные и смелые люди. Те, кого обвиняют в плагиате, – на самом деле много работали со своими партнёрами, вместе цитировали общие статьи. Кто-то ссылался на работы, написанные ранее. Кто-то в самом деле допустил небрежность, не отследив какие-то прошлые совместные публикации. Это я говорю совершенно ответственно, учитывая, что к моим работам не было претензий и обелять мне кого-либо совсем не нужно.
Аналогично можно сказать про глупые обвинения в непрофессионализме. Те, кто писал про это, - на самом деле сами немного сделали для образования и науки. Да и слишком субъективная эта штука – профессионализм. Мои показатели как учёного, например, лучше некоторых академиков, а всё же думаю, что нужно ещё очень много работать. И, где бы не пришлось это делать, буду проводить интересные и нужные исследования. По делам судить надо, дела обсуждать, а не медийные мифы.
Одним словом, мне нравится, как работают мои бывшие коллеги. Они в массе своей креативные, умные и ответственные люди. Переживают за дело и стараются изменить образование с наукой в лучшую сторону. Буду помогать им разными исследованиями, если будет хорошо получаться. Несмотря на разные организационные несуразицы, халтурить не хочется.
Да, вот ещё что. В целом Министерство хорошо работает. Результаты есть. Если задуматься: и финансирование растёт, и зарплата, и прозрачность, и диссертации фальшивые на виду, и с имуществом порядок начали наводить, и детсады строить, и неэффективные вузы скоро закроют-присоединят, и т.д. Потомки оценят. Ну где-то что-то плохо идёт. А может это и хорошо? Роль ведомственного регулирования должна ослабевать? Мы ведь этого на самом деле хотим? Устали ведь от этого федерального патернализма? Разве не так?
Чего вот только вечером пятницы не напишешь… Но всё правда.