|
От
|
Ikut
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
13.12.2013 19:01:03
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
Эксперт хочет убрать принцип консенсуса из ОБСЕ для принуждения России
Немецкая волна
http://www.dw.de/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%B5-%D0%BC%D1%8B-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B5%D0%BC-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE-%D1%81-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BC-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BC/a-17281334
Эксперт по ОБСЕ: Мы имеем дело с новым конфликтом между Востоком и Западом
На фоне массовых протестов на Украине незамеченной осталась киевская встреча глав МИД стран ОБСЕ. В чем причина кризиса ОБСЕ? Ответы - в интервью DW профессора Манфреда Новака.
Почти 40 лет назад Организация по безопасности и сотрудничеству в Есропе (ОБСЕ) -тогда она называлась Конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе -инициировала процесс, который в итоге привел к преодолению конфликта между Востоком и Западом. Сегодня эта организация переживает острейший за свою историю кризис. В чем его причина?Какова роль ОБСЕ в настоящее время? Назревает ли новый конфликт между Востоком и Западом, или он уже начался?
На эти и другие вопросы DW отвечает эксперт по международному праву, профессор Венского университета Манфред Новак ( Manfred Nowak ). С 1996 до 2003 года он работал судьей Международного трибунала по бывшей Югославии. C 2004 по 2010 годы Новак был специальным докладчиком ООН по проблеме пыток.
DW : Какое значение имеет ОБСЕ сегодня, спустя несколько десятилетий после преодоления конфликта между Востоком и Западом? И имеет ли вообще?
Манфред Новак: Многие думали, что после развала СССР и краха коммунистических режимов в странах Восточной Европы историческая миссия ОБСЕ окажется выполненной. Правда, в 1975 году (год подписания Хельсинкского Заключительного акта. - Ред.) никто не предполагал, какими далеко идущими будут последствия деятельности этой организации. Однако очень скоро выяснилось, что после исчезновения "железного занавеса" в странах Центральной и Восточной Европы возник определенный идеологический вакуум, который стал заполняться межнациональными конфликтами и проблемами меньшинств.
Основной смысл деятельности ОБСЕ в 90-е годы заключался в попытках уладить такого рода конфликты методами превентивной дипломатии, как это делал, например, Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Кроме того, эта организация, зачастую вместе с ООН, участвовала в миротворческих миссиях в тех странах, где дело дошло до вооруженных столкновений, в частности, на Балканах и в некоторых странах Кавказского региона.
- Тем не менее в глобальных внешнеполитических дискуссиях ОБСЕ играет скорее второстепенную роль. До 2010 года на протяжении целых 11 лет не было ни одной конференции, а имя генерального секретаря ОБСЕ известно разве что узкому кругу специалистов. Разве это не свидетельство спада доверия к ОБСЕ и даже кризиса организации?
- Безусловно. ОБСЕ во многом утратила прежнее значение. Во-первых, конечно, из-за терактов 11 сентября 2001 года. Во-вторых, возник новый конфликт между Востоком и Западом, точнее, между США и Россией Путина. Вместо взаимного доверия царит взаимная подозрительность.
ОБСЕ же, в первую очередь из-за принятого в организации принципа консенсуса, фактически не способна принимать важные решения. Вспомните, например, войну между Россией и Грузией за Южную Осетию в 2008 году. ОБСЕ тогда не играла какой-либо заметной роли. Это прискорбно, поскольку потенциала у этой организации по сути дела достаточно.
- Канцлер ФРГ Ангела Меркель ( Angela Merkel ) недавно остро критиковала Путина за вмешательство в процесс подготовки соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, свою лепту в такую критику внес и министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле ( Guido Westerwelle ) на встрече со своими коллегами по ОБСЕ в Киеве. Может быть, в ОБСЕ еще живо блоковое мышление времен холодной войны?
- Да, это так. Но связано это в первую очередь с той крайне националистической политикой, которую проводит в России Путин. Заморожены все территориальные конфликты, для решения которых ОБСЕ разработала свои механизмы. Это касается Грузии, то есть Южной Осетии и Абхазии, а также Молдавии -Приднестровья, фактически оккупированного или, по крайней мере, управляемого Россией. А еще есть конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Все это свидетельствует о новом конфликте между Востоком и Западом.
- Повышенное внимание привлекают миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами, в частности в некоторых постсоветских странах с дефицитом демократии. Но и о таких миссиях пошла дурная слава, с тех пор как после президентских выборов в Армении в начале 2013 года в ОБСЕ были приняты два разных официальных заключения по их итогам. Выходит, даже наблюдение за ходом голосования теперь утратило свое значение?
- О полном отсутствии такого значения я не говорил бы. Можно вспомнить о первых выборах в Боснии и Герцеговине, которые с помощью тысяч помощников организовала ОБСЕ после трех лет кровопролития, изгнаний и геноцида. То же было в Косово. ОБСЕ многое сделала для создания демократических структур и проведения демократических выборов.
Я считаю, что и сегодня варшавское Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) - одна из ведущих организаций. Но и в этой сфере сильно возрос политический нажим, что, конечно, не остается без последствий. Поэтому и решение такого рода задач стало куда менее эффективным.
- Через два года, в 2015-м, конференциям по безопасности и сотрудничеству в Европе исполнится 40 лет. К этой годовщине ОБСЕ собирается кардинально перестроиться. Как вы оцениваете шансы на радикальные реформы, и какими они должны быть?
- Думаю, что крайне трудно провести кардинальные реформы, будь то в сфере прав человека или демократизации, при существующем положении дел, когда мало что меняется изнутри, в первую очередь в Российской Федерации.
Без выбора нового политического курса и прежде всего из-за принципа консенсуса я не вижу возможностей для больших перемен внутри этой структуры. России следует определиться: является ли она европейским государством и хочет ли играть в концерте европейских держав ответственную, а не эскалирующую роль.