|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
22.11.2013 00:34:38
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Выступление С.Кара-Мурза в программе "Точка зрения" на канале "Красная линия"
http://problemanalysis.ru/about/news/news_955.html
СЕРГЕЙ КАРА-МУРЗА — О «ЗАБЫТОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
12.11.2013
Сергей Кара-Мурза принял участие в программе «Точка зрения» на канале «Красная линия». Гости Дмитрия Аграновского обсуждали тему «Забытая революция».
По мнению Сергея Кара-Мурзы, революция 1917 года выпустила в мир новый культурно-исторический тип, который складывался довольно давно и оформился к революции, которая и придала ему цельность. Именно этот культурно-исторический тип провел индустриализацию, войну, и у него многому можно учиться, уверен ученый.
В этой революции, продолжает Сергей Кара-Мурза, была подведена государственная властная, политическая, идеологическая база великого советского проекта, который вынашивался тоже долго. В 1905 году он приобрел очертания, а в 1917-м стал проектом, который консолидировал огромные массы людей — не только в России. «То есть этот проект задал новую картину мира большинству человечества, он начал всемирную революцию, — говорит Сергей Кара-Мурза, — но революцию не по Марксу, а уже, если хотите, по Ленину. Для этого нужно было преодолеть механицизм истмата и Маркса. Эта революция очистила от наслоений новый тип видения и мышления: если XIX век предлагал науку бытия, стабильных систем, то тут впервые на уровне обыденного сознания стало очевидным, что мир сложный, что надо уметь освоить и обуздать хаос».
Ученый отмечает, что массы были на культурном подъеме, и напоминает слова Антонио Грамши о русской революции, которая как будто впитала всю культуру трудящихся всего мира за 300 лет. «Революция как раз дала новое дыхание той волне подъема культуры России, которая наблюдалась во второй половине XIX века, — продолжает Сергей Кара-Мурза. — Именно советская власть сразу дала реальную возможность осуществить большие программы, которые накопила к тому времени русская наука и культура. За короткое время были выработаны проекты, которые сейчас кажутся невероятными. Имперская нация была развалена к Первой мировой войне, так вот, была проведена пересборка всей российской нации, удалось собрать на совершенно новой основе всю империю, которая рассыпалась в февральскую революцию. Сейчас антропологи и этнологи считают это высшим достижением. Вы можете сегодня представить, чтобы это провела нынешняя интеллигенция?»
Сергей Кара-Мурза уточняет, что в основе этой, в частности, был «новый тип государственности — республика советов. Окраины перестали поддерживать своих националистов. Ведь белые воевали за единую и неделимую Россию, то есть за продолжение империи».
Эта революция, подчеркивает ученый, погасила русофобию Запада: западная интеллигенция увидела в ней путь, который позволял обойти нараставший кризис индустриализма. Но важнейшие вопросы, которые возникли со временем, не удалось решить, например, не удалось найти способ создать новые социальные формы, когда угас исходный импульс. «Заключался этот импульс в соединении крестьянского общинного коммунизма, даже архаического, как называл его Вебер, и тонкой пленки европейских идей, которые шли от просвещения (мы его получили в виде марксизма). Это и дало силу советскому проекту. Примерно к 1960-м годам этот импульс иссяк в ходе урбанизации и индустриализации. Требовался новый шаг в мировоззрении. Но в стране не было научного обществоведения, а на первом этапе проект был осуществлен людьми, которые опирались на традиционное знание и на здравый смысл», — говорит Сергей Кара-Мурза.
«Как бывшие крестьяне смогли провести модернизацию? — задается вопросом ученый. — Я считаю, что как раз потому, что сложилась новая система хозяйства, проникнутая русским духом. Вовсе она не была космополитической. Временное правительство как раз пыталось наладить рыночную экономику. Революция же пошла по пути переноса крестьянской общины на все хозяйства, и за образец брала хозяйство семьи, в котором ресурсы и благо не продаются и обмениваются, а соединяются. Этот тип обладает огромной эффективностью, хотя имеет свои неприятные стороны типа авторитаризма и отложенного вознаграждения. Тогда люди это принимали — и провели индустриализацию, войну (во время которой даже инвестиции не уменьшались) и послевоенное восстановление».
Сергей Кара-Мурза говорит о том, что страна развивалась более эффективно, чем Америка: «Конечно, мы отставали, но это отставание было накоплено за 200 лет. Потом по инерции эта система еще работала, но городское, забывшее бедствие население требовало других социальных форм».
На вопрос ведущего о том, не сможет ли сегодня какая-то новая великая социалистическая революция разрешить противоречия, ученый отвечает: «Если вы не знаете общества, в котором живете, как вы можете какую-то революцию устроить? У нас даже языка нет, чтобы обратиться к людям. То, что сейчас поднялось наверх, — это продукт советского общества: советское дно поднялось к собственности и власти, но это совершенно другой культурный тип, чем либералы начала века. дворяне или буржуазия».