От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 09.10.2011 22:29:49 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

С.Г.Кара-Мурза. Ответ на критику при обсуждении графиков в ЖЖ

http://sg-karamurza.livejournal.com/?skip=20


Ответ на критику скопом

Почитал реплики. Коротко выскажусь, а спорить бесполезно. Человек, уверовавший в «экономикс», ненавидит натуральное хозяйство, как фанатик. Неплатежеспособное население для него не существует.

Существенные замечания таковы:

1. «Русские собственники» успешно внедрились в западную производственную систему и теперь эффективно обеспечивают Россию капиталами и товарами – гораздо эффективнее, чем если бы они действовали в хозяйстве самой России. Пример – «русская» тракторостроительная фирма в Канаде и «русские» морские пароходства под флагом Либерии. Они не учитываются российской статистикой, поэтому вся эта статистика не имеет никакого смысла. Она только пугает граждан, а на самом деле все у нас хорошо, и надо только заменить КЗОТ, который угнетает предпринимателей, а также повысить налоги и акцизы. Имеешь благо (например, квартиру) – сам его оплачивай (например, оплати капитальный ремонт). Не хватает зарплаты – твои проблемы, пойди и утопись.
Считаю, что эти невидимые достижения эмпирически не подтверждены, а рецепты дальнейших успехов неправдоподобны. Канадская тракторостроительная фирма не стала «русской» лишь оттого, что фамилии акционеров кончаются на «ов». Налоги она платят в Канаде, трактор продается в РФ по рыночной цене, куда движутся их капиталы – в Россию или из нее, хорошо известно. К тому же нарушена мера – куда же деваются тракторы с «русской» фирмы в Канаде? Или российская статистика не фиксирует их даже на полях РФ?
Теперь об аморальности и эгоизме автомобилистов. Откуда их такая масса взялась? Это – результат политической операции «автомобилизация». Была мощная идеологическая и культурная кампания (автомобиль стал желанным фетишем), резкое сокращение общественного транспорта и транспортных услуг предприятий (колхозов и пр.), а также резкое расширение мелкой торговли. Массу людей почти насильно посадили на автомобиль. И когда эта операция достигла необратимости, предлагают взвинтить цены на бензин и сделать все дороги платными. Так наперсточники заманивают людей в игру. Дачники на своих сотках уже не могут оплатить электричку, но хотя бы ездили на своих старых машинах. Теперь от них очистят пространство. Об этом и речь.

2. Мысль, что инвестиции - не слишком важный фактор экономики и никаким индикатором ее состояния не являются.
Это, судя по напору группы авторов, многие принимают за догму, что как раз служит тревожным индикатором. Каким бы корявым ни считать «совок», мы пришли в созданным им мир культуры – с его техносферой (инфраструктурой, производством, ЖКХ и пр.). «Техносфера 1990 года» диктует уровень инвестиций даже для того, чтобы можно было ее плавно уничтожить без катастрофы. Это – не проблема прибыли, а проблема безопасности.
Если же хочется сохранить техносферу даже без развития, то инвестиции прямо выводятся из динамики инвестиций в СССР. Например, ЖКХ требует после строительства 2 капитальных ремонта через каждые 25 лет, а потом средства на снос (итого 75 лет). Если инвестиции на ремонт не поступают, жилищный фонд разрушается, а аварийный ремонт примерно в 10 раз дороже планового.
В западной «социологии организаций» приняты такие пропорции: инвестиции распределены на амортизационные отчисления (капитальный ремонт и замена) -70%, снос отработавших фондов – 10%, развитие – 20%. Значит, даже без всякого развития требовалось поддерживать уровень инвестиций в размере около 80% от уровня 15-20 лет назад.
Но наши продвинутые экономисты на такие мелочи внимания не обращают и слушать об этом не хотят. Только напускают на себя таинственный вид носителей эзотерического знания. Лет десять назад это вызывало симпатию – какие увлеченные юноши. А теперь ничего не вызывает.