От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 08.10.2013 06:21:01 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; История; Война и мир; Версия для печати

Что решалось в 93-ем

http://taki-net.livejournal.com/1637640.html
Чтобы закрыть тему 93 года...

Ничего, конечно, закрыть не удастся, нет ничего более живучего, чем предрассудки и нелогичности, но какие-то вещи надо проговаривать. Авось постепенно...

1. Сколь угодно чудовищное поведение стороны Верховного совета в октябрьские дни НИКАК не влияет на оценку законности и моральности "указа 1400". Наоборот, вывод о законности или незаконности этого указа решительно влияет на правовую, если не моральную, оценку действий сторон в октябре (потому что правовая оценка зависит от того, кто является "законной властью", а кто "мятежником").

2. Политическая целесообразность указа 1400 может оцениваться как на основе данных, которыми располагали участники ДО начала конфликта, так и постфактум. Первое необходимо для моральной оценки персонажей, второе - для учета исторических уроков. Я не судья Хасбулатову, Ельцину, Гайдару, Ковалеву и т.д. Политическая оценка, как мне кажется, очевидна - собственно, мы живем в России, в правовом смысле созданной Указом и "конституционной реформой".

3. Мое личное убеждение состоит в том, что столкновение 1993 года было предопределено вовсе не различным отношением сторон к демократии, глобализму, евреям и русским и т.п. (его И НЕ БЫЛО - по всем этим вопросам в обоих лагерях царила эклектика), а неминуемым приближением начала активной работы Госкомитета по приватизации.

Акад. В.М.Полтерович как-то отметил, что в западной экономике чиновники могут контролировать 10% ВВП, это называется "либеральным маленьким правительством", или 30% - это называется "чреватым коррупцией и неэффективностью социализмом", наконец, тоталитарные правительства вроде КНДР или Сталина, контролируют 90% ВВП. Но когда в ходе приватизации перераспределяется, под контролем чиновников, 50 процентов национального КАПИТАЛА, то есть, примерно 800% годового ВВП - масштаб принудительного перераспределения (и суммы, прилипающие к рукам чиновников) таковы, что США, Чили и Северная Корея выглядят с этой точки одинаково "либеральными".


Зимой 1993-1994 должна была заработать машина перераспределения накопленного трудом миллионов рабочих, колхозников и легших в мерзлую землю Колымы и Норильска зэков богатства. Решалось, чьи внуки войдут в состав местных "400 семей". Стреляли ради этого, а не какой-то там ерунды.

Мучительно думать, сколько людей, составлявших гордость России -стали моральными соучастниками убийств только ради того, чтобы внуки Лужкова, Ельцина и Путина, а не Руцкого, Хасбулатова и Маслюкова - стали миллиардерами (миллионерами стали внуки ВСЕХ из них, в том числе и тех, кому довелось посидеть в Лефортово той зимой).

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

http://sapojnik.livejournal.com/1555824.html
За что расстреляли парламент

Завтра 20-летие памятного «расстрела парламента», хотя при этом почти никто из нынешних «простых обывателей» не понимает, из-за чего, собственно, был весь сыр-бор. Ну да – бодался Ельцин с Руцким, «парламент» с Администрацией президента и правительством. Но чего ради? Руцкой, вон, призывал Кремль бомбить... С чего вдруг так обострились отношения?!

Я в те годы оказался на самом что ни на есть «переднем краю преобразований» - работал в Госкомимуществе, а точнее – ПРИ Госкомимуществе РФ, в структуре, созданной американскими консалтинговыми фирмами на деньги USAID, оно же «Агентство Международного Развития США», с целью «помочь России провести приватизацию и осуществить таким образом переход к рыночной экономике». Кстати, деньги на эту консалтинговую помощь США через USAID предоставляла России безвозмездно (то есть в госдолг они не засчитывались). Устроился я в эту структуру буквально «с улицы» в начале 1993 года… как потом оказалось, преодолев конкурс почти в 40 человек на место. Платили там 500 долларов в месяц – деньги по меркам 1993 года просто огромные.

Так вот: для нас, сотрудников так называемой «Группы поддержки чековых аукционов» при ГКИ РФ, вся суть противостояния «парламента» и Ельцина была как на ладони. Главное «бодание» происходило вокруг одной темы – чековой (ваучерной) приватизации. Хасбулатов с Руцким и большинство депутатов Съезда, представлявшие региональную «партийно-хозяйственную» номенклатуру (они же потом получили наименование «красные директора») хотели чековую приватизацию остановить – и до «обострения» Верховный совет много раз предпринимал такие попытки, так сказать, «в мирной фазе».

Это продолжалось все лето: Верхсовет блокирует приватизацию – Ельцин снова ее запускает своими Указами; Верхсовет отменяет этот Указ – Ельцин выпускает новый, примерно такой же; Верхсовет и это отменяет – и «наши» выпускают вместо Указа аналогичное по сути Постановление Правительства за подписью тогдашнего премьера Черномырдина. Фокус был, помню, в том, что Постановление правительства хотя и «младше» Указа, но в силу каких-то юридических причин Верхсовет отменять Постановления правительства не мог – он мог только вынести вотум недоверия, однако «красные директора» валить «своего» Черномырдина не хотели – сами же его и утвердили меньше года назад вместо ненавистного Гайдара!

То есть последним хитрым финтом – продвижением приватизации через ваучеры по Постановлению правительства, а не по 721-му Указу, «реформаторы» загнали «депутатов» в тупик – средств остановить катящийся поезд у них не осталось. ПП вышло в августе – вот с этого момента депутаты и решились пойти «ва-банк», в лоб.

Почему большинство депутатов оказалось против чековой приватизации? Почему они возненавидели ваучеры – хотя в момент их введения в оборот, в конце 1992 года, никто особо не возражал? Года ведь не прошло – и доселе аморфный «парламент» вдруг объединился против приватиЗАции! Они что, хотели возврата обратно в коммунизм, «все вокруг народное, все вокруг ничьё»?

Отчасти, конечно, да – «идейные» коммунисты среди противников Ельцина составляли немалый процент. Однако не они играли первую скрипку – да и тогда, всего через два года после подавления «путча» и роспуска надоевшей всем до чертиков КПСС, чистый возврат к «развитому социализму» не поддержало бы большинство населения, и с этими настроениями надо было считаться даже совсем уж красным отморозкам.

Нет, реально суть противостояния была в другом. Депутаты хотели пустить приватизацию по другому пути.

Конечно – раз уж мы обсуждаем реальные интересы противостоящих групп, а не риторику «в пользу бедных» - речь в обоих случаях не шла ни о каком «народе»: если в стране 100 тысяч предприятий, из которых к тому ж большая часть нерентабельна, то понятно, что их никак невозможно, да и, главное, не нужно «справедливо» распределять на 140 миллионов человек. Вопрос был в другом. Депутаты, представлявшие «уважаемых людей» с мест, хотели бы реализовать принцип «кто на чем сидит, тот тем и владеет». То есть легально и попросту передать предприятия их текущему менеджменту. Вот так примерно: оказался ты на момент приватизации директором прачечной – значит, будешь владельцем этой прачечной; а оказался ты директором КАМАЗа – будешь владельцем КАМАЗа. То есть хоп! – и вся доселе госсобственность стала частной. Просто и быстро.

Но напрямую, до такой степени откровенно, депутаты, конечно, не говорили – они это подавали чуть более завуалировано: надо, мол, приватизировать в пользу «трудовых коллективов». То есть предприятие акционируется, а все его акции делятся между его работниками. На деле такая приватизация сводилась к тому же самому – к тому, что все акции оказывались у менеджемента, у «красных директоров».

Ваучерный принцип приватизации, который отстаивал Ельцин и глава ГКИ Чубайс (и их в этом полностью поддерживали американские советники), вносил в стройную схему «кто на чем сидел, тот то и получил» элемент непредсказуемости. Благодаря наличию ваучеров и «чековых аукционов», в которых мог принять участие любой желающий с любым количеством чеков, в акционерный капитал создаваемого частного предприятия мог «зайти» кто угодно, любой человек «с улицы».

Когда региональные бонзы прочухали этот момент в приватиЗАции – именно это их и взбесило больше всего, именно поэтому они стали через Верхсовет раз за разом торпедировать сам механизм чековой приватизации. Потому что – как это?! На предприятие, которое любой «красный директор» УЖЕ считает «своим», может «зайти» бог весть кто?! Какой-то хрен с горы? Да нафига оно надо, не правда ли?

Вы, конечно, спросите, на чьей стороне в этом противостоянии был я. Конечно же, я был на стороне Госкомимущества – и вовсе не потому, что они платили мне 500 долларов (а к осени даже повысили и стали платить 570). Я искренне был убежден тогда (да и сейчас остаюсь при тех же взглядах), что состав «красных директоров» просто необходимо было существенно «проредить» и впустить в экономику новых людей. Люди, получившие свои назначения еще при плановой экономике и за заслуги в плановой экономике, просто не были готовы управлять предприятием в рыночной среде.

Если еще проще сказать: сама по себе ваучерная приватизация была попыткой напрямую подпустить обладателей «серых» капиталов – капиталов в прямом смысле «рыночных», полученных с рынка в духе «купи-продай» - к владению производственными активами. А «парламент», представлявший интересы тех, кто этими предприятиями УЖЕ владел – по факту, но не де-юре – пытался этот процесс затормозить или уж развернуть в свою сторону, с тем, чтобы люди из «новой экономики» еще какое-то время побыли за бортом.

Я, естественно, отчаянно «болел» во все время противостояния за Ельцина, так как считал, что историческая правота за ним. Однако на Тверскую (в отличие от Белого Дома в 1991) в самый напряженный момент, каюсь, не пошел: посчитал, что в 91-м мы строили баррикады именно для того, чтобы в следующий раз у Ельцина была в распоряжении армия, а не мы. Армия у него есть – пусть он ею, черт возьми, воспользуется!

Ельцин воспользовался, не подвел. Ваучерная приватизация продолжилась и завершилась когда положено – в июне 1994. Эффектным аккордом – выставлением на Всероссийский чековый аукцион «Газпрома».

Но вот достигла ли она своей цели? (я имею в виду, конечно, РЕАЛЬНОЙ цели – а не заведомо бессмысленных двух «Волг» на каждого или счастья всем и каждому, и чтоб никто не ушел…) С реальной целью – то есть с заменой «красных директоров» на новых, рыночно ориентированных новых собственников – вышло не очень. Одна из причин – в том, что изначально сам механизм приватиЗАции был, стараниями депутатов, перекошен в сторону «трудовых коллективов», то бишь текущего менеджмента компаний. Что говорить, если на чековые аукционы по закону выставлялся пакет в 29% уставного капитала, не больше? То есть «чужак» при приватизации даже не мог мечтать о получении сразу контрольного пакета. И даже эти несчастные 29% УК вызывали бешенство у «красных директоров»!

Да и новыми собственниками, там, где они все-таки дорвались до «рычагов», тоже было не все гладко. Генри Фордов среди них тоже особо не нашлось. Да и откуда бы – после 70 с лишним лет «выжженной земли»?

Вытаскивать такую несчастную по жизни страну, как Россия, из коммунистического дерьма – это по определению постоянный выбор между плохим и очень плохим. Лично я по-прежнему убежден, что 20 лет назад Ельцин и стоящая за ним группировка «реформаторов», подкрепленная деньгами USAID, не дала Хасбулатову и Ко со стоящими за ними «красными директорами», втянуть страну в ОЧЕНЬ ПЛОХОЙ выбор.