От Олег Н Ответить на сообщение
К Олег Н
Дата 17.10.2013 18:54:41 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Тексты; Версия для печати

О хим оружии и странной смерти специалиста по химоружию академика Кунцевича

http://www.openspace.ru/article/881





Генерал-газ

Что общего у секретного сирийского НИИ, разбомбленного израильской авиацией в ночь на 30 января, и смерти заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году.

то же это за НИИ, ради которого Израиль впервые с 2007 года (когда был уничтожен сирийский атомный реактор) использовал оружие на территории соседнего государства? По данным сирийских СМИ, здание научно-исследовательского центра (а также одно из соседних строений) было полностью уничтожено, погибли два человека, еще пять получили ранения. Разбомбленное заведение было известно за пределами Сирии как Centre d'Études et de Recherches Scientifiques (CERS), то есть попросту «Научно-исследовательский центр». Почтовый адрес выглядел так — п/я 4470, Дамаск, Сирия. Располагался же НИИ в пригороде Дамаска Джамрайе. Уроженцам СССР хорошо знакомы подобные названия и адреса секретных учреждений. К уничтоженному сирийскому НИИ некоторые уроженцы СССР, работавшие в «почтовых ящиках», имели прямое отношение.

Впрочем, началось все с французов. В 1969 году Франция подписала с бывшей колонией соглашение о научном сотрудничестве. Ведущее научное учреждение Франции называется Centre National de la Recherche Scientifique (CNRS). С той поры и повелось называть его сирийский аналог по-французски (изредка употребляется англоязычный вариант — Scientific Studies and Research Center (SSRC)).
Официально CERS занимался координацией деятельности научно-исследовательских учреждений страны и проектами социально-экономического развития Сирии. По мнению западных разведслужб, эта структура была государственным агентством, отвечающим за разработку и производство оружия массового поражения, в первую очередь — химического («атомной бомбы для бедных»). В США еще в 2002 году был введен запрет на операции американских фирм с сирийским «почтовым ящиком» (к 2012-му санкции против CERS поддерживали Канада и страны ЕС).


Программа создания химического оружия в Сирии стартовала в семидесятые годы.






1993 год, Новочебоксарск. Чебоксарское производственное объединение «Химпром»
Власти страны считали, что химическое оружие должно обеспечивать военный паритет с Израилем. Согласно американской Специальной национальной сводке разведданных (SNIE) от 15 сентября 1983 года, Сирия получала от СССР и ЧССР отравляющие вещества, средства доставки и помощь в подготовке специалистов по химическому оружию. Одновременно в сотрудничестве с западными компаниями, преимущественно из Франции и ФРГ, создавались производства двойного назначения — чаще всего под видом фармацевтических заводов.

В издании 1991 года «Международного справочника по распространению химического оружия» (International Handbook on Chemical Weapons Proliferation) говорится, что СССР в 1970-е и 1980-е годы снабжал Сирию средствами химической защиты и дезактивации.
В 1990-е годы программа вышла на новый уровень. Сирия обзавелась современными средствами доставки ОМП. В начале 1991-го КНДР поставила ей баллистические ракеты «Хвасон-6» (аналог российской Р-17М). «Моссад» готовил операцию по уничтожению корабля, перевозившего ракеты, но она была отменена в последний момент по распоряжению премьер-министра Израиля Ицхака Шамира, опасавшегося испортить отношения с США, занятых в то время войной в Ираке.

В том же 1991-м году Анатолий Демьянович Кунцевич получил Ленинскую премию.

Кто такой Анатолий Кунцевич? Ученый, академик, генерал-лейтенант, Герой социалистического труда, кавалер многих орденов и медалей, автор и соавтор более 280 научных работ, свыше 40 авторских свидетельств, консультант ООН по вопросам ликвидации химического оружия, советник президента Ельцина по тому же вопросу.


За что именно Кунцевич получил Ленинскую премию, до сих пор держится в тайне, есть лишь предположения.




Генерал-майор Анатолий Кунцевич



То ли за создание химического оружия, производство которого не нарушало взятые СССР обязательства по прекращению работы над данным видом вооружений, то ли за создание нового отравляющего вещества обратимого действия.

В официальных биографиях генерал-академика и опубликованном в 2004 году в «Российской газете» панегирике с поразительно удачным названием «Две жизни генерала Кунцевича» почти нет сведений о последних восьми годах его жизни. Попробуем восполнить этот пробел.
Период пребывания Кунцевича в должности советника Ельцина по химическому оружию (1992-1994) практически совпадает с «делом Вила Мирзаянова», опубликовавшего статью о том, что СССР продолжает работать над химическим оружием в нарушение принятых обязательств, и обвиненного в разглашении гостайны. Вскоре после оправдания и эмиграции Мирзаянова Кунцевич был отправлен в отставку.

По словам Мирзаянова, в 1992 году Сирия и СССР подписали соглашение, по которому в Сирию должны были поставляться материалы для производства отравляющих веществ нервно-паралитического действия. По данным Центра стратегических и международных исследований (CSIS), в мае 1992 года сирийская компания Sema получила из России 45-тонный груз триметилфосфита — одного из необходимых веществ.
В 1995 году Анатолий Кунцевич решил баллотироваться в Госдуму от ЛДПР. Вскоре ФСБ распространила информацию о том, что в 1993 году группа лиц, в составе которой были Кунцевич и несколько сотрудников Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), переместила «в одну из стран Ближнего Востока» 800 кг «компонента, который при наличии определенной технологии» мог быть использован в производстве отравляющих веществ. ФСБ заявила также, что ей удалось предотвратить незаконный вывоз еще 5 тонн химического вещества двойного назначения в начале 1994 года. В октябре 1996 года дело было прекращено, все обвинения сняты. Но Кунцевич удостоился именных санкций Госдепартамента США (действовавших до 2004 года).

В 1996 году еженедельник Defense News сообщал со ссылкой на информацию из Израиля, что российские ученые помогают Сирии создавать химическое и бактериологическое оружие, а газета Jerusalem Post, ссылаясь на источники в разведке, писала о том, что Сирия обладает нервно-паралитическим газом VX в российской версии.
В 1998 году журнал Jane's Intelligence Review писал об опасениях Израиля по поводу возможной передачи Кунцевичем Сирии технологии производства ОВ нервно-паралитического действия класса «Новичок» (с классификацией отравляющих веществ можно ознакомиться здесь), которые обладают высочайшей токсичностью и против которых бессильны обычные средства защиты.


«Новички» были синтезированы в ГосНИИОХТ и испытаны на полигоне в Шиханах, когда им руководил Кунцевич.


Майкл Росс, бывший агент «Моссада», в своих мемуарах «Volunteer» (стр. 242-245) описывает, как в 1999 году ему сообщили, что Кунцевич собирается продать Сирии технологию оснащения боеголовками с химическим оружием баллистических ракет, являющихся аналогом Р-17М (Scud-C): «В кругах разведки было известно, что он приторговывает технологиями химического оружия советской поры». Россу было поручено сорвать сделку. Под видом швейцарского кинодокументалиста, работавшего над фильмом о незаконной торговле химическим оружием, моссадовец стал названивать в различные властные структуры РФ с одним и тем же вопросом: могут ли они подтвердить информацию о том, что генерал Кунцевич собирается продать системы доставки химического оружия в Сирию? Один из собеседников, имевший отношение к администрации президента, заверил, что подчиненные Владимира Путина приложат все усилия, чтобы помешать бизнесу генерала.

Боеголовки в Сирию все-таки попали. В 2004 году об этом заявил руководивший в то время «Моссадом» Меир Даган. Но к тому времени генерал Кунцевич уже вышел из бизнеса. В конце апреля — начале мая 2002 года во время командировки в Сирию он скончался от инфаркта в салоне самолета.


Кунцевич не дожил каких-то полгода до «испытаний» одного из своих изобретений — газа, примененного при освобождении заложников «Норд-Оста».






26 октября 2002 года, Москва. После штурма Театрального центра на Дубровке

Его авторство в изобретении норд-остовского газа официально признавалось в уже упомянутой статье в «Российской газете». Правда, с сайта первый абзац рассказа о генерале Кунцевиче почему-то исчез, но на профильных форумах можно найти сохраненный вариант.
В некоторых СМИ мусульманских стран публиковались слухи о возможной причастности «Моссада» к смерти Кунцевича. В августе 2010 года эти слухи вспомнились в связи с гибелью в Сирии генерала ГРУ Юрия Иванова, который также умер от остановки сердца, но под водой, причем нырнул в Сирии, а труп всплыл в Турции. Неизвестно, имел ли Иванов отношение к химическому оружию.

Слухов вокруг уничтоженного НИИ в Джамрайе по-прежнему много. Так, если верить некоторым из них, здание охранял российский спецназ, а в лабораториях CERS трудились российские исследователи.