Депутаты утвердили в третьем, итоговом чтении законопроект о реформировании РАН
Как ни противилось научное сообщество основной идее реформы РАН, но финансировать и управлять институтами РАН будет все же специальное агентство. Возглавит его утвержденный президентом РФ менеджер, а не президент РАН Владимир Фортов, как то предлагали академики. Однако ученым и некоторым депутатам удалось отстоять статус юридических лиц для научных центров, региональные отделения РАН будут бюджетными учреждениями и останутся в ведении самой академии, что можно считать серьезной уступкой со стороны правительства и президента. Также РАН останется главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на финансирование региональных отделений. Кроме того, сохранен и институт членов-корреспондентов РАН, которых ранее предлагалось автоматически перевести в статус академиков.
Сегодняшнего обсуждения во втором чтении законопроекта о реформе РАН академическое сообщество ожидало с нетерпением. Именно сегодня решалась дальнейшая судьба академии, управление которой Минобрнауки предложило взять в свои руки. В ответ на первый вариант законопроекта РАН предложило отказаться от ликвидации академии, как ранее предлагало правительство, сохранить научные институты в своем подчинении. От управления имуществом РАН готова была отказаться в пользу правительственного агентства. Однако возглавить его предлагалось президенту РАН. Также академия просила сохранить за ее региональными отделениями статус юридических лиц с отдельной строкой финансирования. А директоров институтов предлагалось назначать через процедуру выборов.
Свод поправок к обсуждению его парламентариями во втором чтении представил заместитель комитета по науке и наукоемким технологиям Владимир Кононов.
«Мы вчера долго составляли в комитете таблицы поправок, в этом участвовали представители всех фракции и семь академиков, включая президента РАНВладимира Фортова, – сказал Владимир Кононов. – И подчеркиваю, это работа не трех часов, а трех месяцев, в течение которых шло бурное обсуждение проекта закона».
Ключевые предложения и поправки от КПРФ представлял большей частью академик, депутат Госдумы Борис Кашин.
«Из 20-й поправки следует, что научные исследовательские центры не входят в состав РАН. То есть написано, что в РАН входят региональные отделения, а центры не указаны. Это создает риск того, что все наши 30 региональных центров могут быть ликвидированы. А у них фактически функции отделений. Предлагаю вписать их в структуру РАН. Захочет потом правительство угробить центры – пусть это будет на их совести. А пока, получается, на нашей», – подчеркнул депутат.
«Фракцию "Единой России" часто обвиняют в том, что мы солдаты и не имеем своего мнения. Так вот я высказываю свое мнение: научные центры важны для нас, поэтому согласен с Борисом Кашиным, что их надо сохранить», – смело заявил Владимир Кононов.
В итоге научные центры будут вписаны в состав РАН.
Депутат от КПРФ Анатолий Локоть предложил внести поправку в статью 14 проекта закона, которая гласит, что региональные отделения РАН не являются юридическими лицами.
«Мы предлагаем наделить их статусом юридических лиц и финансировать отделения отдельной строкой, иначе это может привести к утрате многих научных школ, – говорит Анатолий Локоть. – Сибирское отделение РАН со своим бюджетом в 24 млрд рублей стимулирует развитие регионов по сути. До 70% бюджета они тратят на территории. Если отделения не финансировать отдельно, то мы нанесем финансовое поражение регионам».
Более того, другой поправкой КПРФ предложила наделить региональные отделения статусом главных распорядителей бюджетных средств, что обеспечило бы им независимость при определении приоритетов в расходах.
Владимир Кононов уточнил, что поправка о наделении отделений статусом юридических лиц уже учтена в другой редакции. Однако они не могут быть главными распорядителями бюджетных средств. Таким статусом будет обладать само РАН, которое и распределит финансирование по отделениям.
«Таким образом, можно будет обеспечить финансовую дисциплину, которая и обеспечит развитие науки», – пояснил Владимир Кононов.
Иван Никитчук от фракции КПРФ высказал общее мнение однопартийцев о самой реформе. По мнению КПРФ, сама идея подчинения научных институтов правительственному агентству и передача ему функций управления их имуществом причинит вред науке.
«Чем провинились ученые перед властью? Что, РАН не выполнила какое-то правительственное задание? Или допустила нецелевое расходование средств, что мы наблюдаем в "Роснано" и в "Сколково"? – возмутился депутат. – Эта реформа приведет к тому, что три года институты не будут работать, окажутся в подвешенном состоянии, пока будут разбираться, что теперь и как работает».
Владимир Кононов ответил на это, что ученые перед властью ничем не провинились, а сама реформа как раз нацелена на то, чтобы наука приносила большую отдачу для развития страны.
«Однако ваше предложение направлено на полное изменение концепции реформирования, утвержденной в первом чтении, с чем мы не можем согласиться», – сказал он.
Депутат Олег Смолин внес более практичную поправку. Она, по его словам, на первый взгляд кажется формальной: в строке об объединенной РАН слово «создается» следует заменить словом «действует».
«Если этого не сделать, мы рискуем потерять десятки миллиардов рублей, которые сейчас РАН получает от своих патентов. Переоформлять их на новую структуру нереально, поэтому предлагаем сохранить юридическую преемственность таким образом», – пояснил Олег Смолин.
Но оказалось, что и это предложение уже учтено в виде поправки, но в другой редакции.
Тогда Олег Смолин продолжил прежнюю мысль своих однопартийцев о схеме управления имуществом РАН через агентство:
«Нам говорят, что РАН управляет имуществом неэффективно. А что, чиновники в этом лучше отличились? Вспомните "Оборонсервис". Нам на это возражают: агентство будет подчинено не Министерству науки, а правительству напрямую, а руководителя его будет назначать президент. А что, Фортова разве не президент утверждал? Мы выступаем за управление имуществом самой РАН».
Но Владимир Кононов опять ответил, что это предложение поступило от правительства и депутаты не могут его сейчас отклонить, потому что именно на этом держится вся реформа.
Но Олег Смолин продолжил наступление, заговорив о необходимости сохранения института членов-корреспондентов РАН. В первой редакции законопроекта предлагалось всех их перевести в академиков, против чего возражали многие ученые.
«Именно через институт членов-корреспондентов, через двухступенчатую систему отбора – сначала член-корр, потом академик – происходило качественное обновление состава академии», – сказал Олег Смолин.
Но и здесь вышла промашка: оказывается, и это предложение ученых уже учтено.
«Институт членов-корреспондентов будет сохранен», – торжественно заявил Владимир Кононов и сорвал аплодисменты депутатов.
Он также под общее одобрение заявил, что представители фракции «Единая Россия» внесли и другую важную для академиков поправку: об объединении РАМН и РАСХН в форме присоединения к «большой» академии, а не ликвидации и растворении, как предлагало правительство. Это позволит сохранить и систему институтов при этих академиях, и кадровый потенциал.
«Это замечательно, что "Единая Россия" поддерживает многие наши поправки, даже как-то неловко возражать, – с признательностью сказал Борис Кашин. – Но есть один принципиальный момент. Законопроект предполагает создание некоей кадровой комиссии при Совете по науке при президенте РФ. Тем самым делается шаг в сторону какой-то монархичности. Есть государь, при нем двор, который утверждает директоров институтов. Мы против этого и предлагаем учесть нашу поправку».
И эту поправку от КПРФ депутаты большинством голосов утвердили: кадровую комиссию создавать не будут.
Однако предложение самой РАН и КПРФ о сохранении научных институтов в подчинении академии было отклонено. Как и предлагало ранее правительство, они будут переданы в ведение Федерального агентства по управлению имуществом РАН, за исключением трех отделений – Дальневосточного, Сибирского и Уральского. Эти отделения останутся в подчинении самой РАН. Но при этом само агентство будет напрямую подчинено правительству, а не Министерству науки и образования, как предлагалось ранее.
Глава комитета по науке и образованию Виктор Черешнев предложил внести поправку, которая могла бы обрадовать многих ученых.
«Давайте пропишем, что закон вступает в силу не с момента его подписания, а с января 2014 года, – сказал депутат. – Дело в том, что РАН еще в мае объявила конкурс на получение звания академиков. Более тысячи ученых готовятся, пишут работы, доказывают, что они достойны стать академиками. Выборы должны пройти в декабре, а мы сейчас отнимем у них такую возможность, потому что закон наложит трехлетний мораторий на выборы.
Владимир Кононов уточнил, что закон вступит в силу с момента его опубликования. Поправку Черешнева все таки отклонили.
Таким образом, основная идея правительства – о подчинении институтов академии своему агентству – сохранилась. Сегодня же депутаты Госдумы приняли законопроект о реформировании РАН в третьем чтении.
«Эта стремительность, с которой принимали законопроект о реформировании РАН, связана с тем, что реформа академии назрела давно, – считает политолог Алексей Зудин. – Конечно, хорошо, что принят компромиссный вариант реформы. И здесь ключевую роль сыграло подключение президента Владимира Путина. Именно после его диалога с Владимиром Фортовым был сделан сдвиг в сторону учета мнения самой РАН. Однако считаю, что подчинение институтов правительственному агентству должно стать временной мерой. Она необходима для оздоровления руководящего состава институтов. Во времена безденежья многие из них пошли по пути примитивной коммерциализации, а некоторые вовсе использовали ресурсы институтов для своего кармана. Перестроить их сама академия не может. А вот санация с помощью стороннего агентства вполне поможет. Но после этой санации, конечно, агентство будет уже препятствовать функционированию РАН как академии».