От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 31.07.2013 02:20:45 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты; Версия для печати

Университетский погром, предшественник академического погрома

http://trv-science.ru/2013/07/16/universitetskijj-pogrom-predshestvennik-akademicheskogo-pogroma/
Университетский погром, предшественник академического погрома

16 июля 2013 года. ТрВ № 133, c. 3,
Валентин Бажанов
Рубрика: Бытие науки
20 комментариев
5285 просм., 191 - за сегодня

Реформа РАН, которая может быть названа академическим погромом, своим цинизмом и масштабностью, безусловно, затмевает еще один погром — университетский, который, впрочем, предшествовал процедуре фактической ликвидации РАН.

Согласно министру образования и науки, очередная реформа высшего образования, элементы которой он комментировал на совещании, посвященном ходу выполнения майских указов президента РФ, затрагивает 30% (а где-то и 40-50%) преподавателей, которые оказываются «лишними». Это внушительная цифра, сопоставимая с численностью сотрудников РАН. Поэтому нельзя не обратить внимания на данную составляющую реформы высшего образования и не оценить этот шаг Минобрнауки.

Речь идет о документе, подписанном заместителем министра образования и науки А.Б. Повалко 29 мая 2013 года, — «О доведении средней заработной платы педагогических работников учреждений до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего региона в 2013 году» (АП-867/04), который дошел до вузов в середине июня.

http://trv-science.ru/uploads/314-450x600.jpg



В этом документе говорится о выполнении «мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы» в вузах и «на обеспечение соответствия оплаты труда работников [вузов] его качеству».

Если перевести содержание данного документа с бюрократического языка на общедоступный язык, то администрациям вузов приказано:

1. Обеспечить каждому преподавателю работу на полную ставку (министерство «указывает на недопустимость искусственного снижения показателя численности педагогических работников путем массового оформления трудовых отношений по основному месту работы на долю ставки — 0,95-0,25»).

2. Ограничить количество преподавателей, осуществляющих трудовую деятельность по основному месту работы на долю ставки (0,95-0,25), до 15% от общего числа ставок в штатном расписании учреждения (за исключением привилегированных вузов типа федеральных и исследовательских университетов).

Эти меры как раз и урезают штат вузов примерно на 30%. Поскольку в бюджете средства, выделяемые на образование, снижаются, то повышение зарплат преподавателям будет (если будет!) осуществляться за счет сокращаемых коллег.

Более того, фактически сокращаемых в духе иезуитского поведения вынуждают писать заявления об уходе «по собственному желанию».

Где здесь «сохранение кадрового потенциала»? Как раз напротив. Урезание кадрового потенциала, причем существенное.

Если раньше преподаватели могли работать на долях ставки, чтобы эффективнее заниматься научными исследованиями (выполнять грантовые проекты), то сейчас они будут вынуждены бегать по аудиториям и вести занятия. Если раньше на спецкурсы можно было приглашать настоящих специалистов, то сейчас преподавателей вынуждают становиться «многостаночниками», которые будут читать по десять (или около того) дисциплин, включая те, в которых они мало что понимают (и их еще надо разрабатывать). Более того, физические возможности людей не безграничны, и преподаватели в условиях усиленной нагрузки просто начнут элементарно «отсиживать часы», снижая и так уж невысокое качество подготовки студентов.

Необходимость работы исключительно на полную ставку по существу означает и резкое сокращение штата, и рост нагрузки для тех, кому повезет остаться, и упразднение социальной функции учреждений высшего образования.

Если сейчас соотношение студенты/преподаватели примерно 1/10, то министр говорит о том, что оно вскоре должно стать 1/12. Это означает дальнейшее сокращение преподавательского корпуса.

Не секрет, что ввиду существования данных соотношений исключить нерадивого студента из вуза крайне сложно. Администрация вуза откровенно заявляет: если исключаем 10 студентов, то сокращаем одного вашего коллегу. Между тем сократить опытных преподавателей в угоду министерству, которое «обращает внимание на персональную ответственность ректоров вузов за недостижение установленных [вузу] ежегодных целевых значений показателей средней заработной платы», можно запросто. А ведь по Конституции у нас вроде бы социальное государство, и вуз также должен и может нести определенную социальную функцию, быть своего рода социальным сейфом (законопослушных умных интеллигентов). До того счастливого времени, когда ситуация с падением числа абитуриентов изменится на обратную.

Одним словом, министерство и с высшим образованием поступает не просто нерационально, а как субъект, который находится в состоянии аффекта и, мягко выражаясь, озабочен исключительно сиюминутными интересами и не может (не хочет) заглянуть чуть-чуть вперед. В духе максимы маркизы де Помпадур: «после нас хоть потоп».

Валентин Бажанов,
заслуженный деятель науки РФ, докт. философ. наук, профессор, действительный член Academie Internationale de Philosophie des Sciences (www.lesacademies.org), зав. кафедрой философии Ульяновского государственного университета.