От Ikut Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 06.07.2013 17:44:56 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты; Версия для печати

Заявление Совета по науке при Минобрнауке. Операция "Троица"

http://trv-science.ru/2013/07/02/operaciya-troica/


Операция «Троица»

Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ, 27.06.2013

В связи с появившимися в средствах массовой информации сообщениями об одобрении правительством РФ проекта закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и его скором вынесении на рассмотрение Государственной думы Совет по науке МОН считает необходимым заявить следующее.

Мы считаем неправильным, что закон, коренным образом меняющий систему организации науки в Российской федерации, готовился и рассматривался без обсуждения с научной общественностью. Совет по науке, созданный Министерством образования и науки для консультаций с представителями научного сообщества, не только не привлекался для обсуждения проекта этого закона, но даже не был проинформирован о его существовании. О существовании проекта не были информированы и сами подвергающиеся коренной реорганизации Академии.

Считаем необходимым проведение обсуждения этого проекта научным сообществом и, в частности, привлечение к его подготовке Российской академии наук и других государственных академий.

Считаем возможным вынесение проекта этого закона на рассмотрение правительства РФ и Государственной думы только после проведения такого обсуждения.

Сергей Недоспасов,

докт. биол. наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией Института молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН, заведующий кафедрой иммунологии Биологического факультета и отделом в Институте физико-химической биологии им. Белозерского МГУ им. Ломоносова. Член Совета по науке Министерства образования и науки:

Беда пришла, когда ее не ждали.Точнее, ждали, но не сразу же после Троицы, в эти дни рекордной жары. Казалось бы —только что прошли выборы нового руководства РАН и взят курс на какие-то реформы. Казалось бы —дайте срок, дайте шанс, посмотрите, как и что начнет менять новое руководство РАН, как будет реализовываться программа реформ, содержащаяся в заявлениях не только нового президента, но и его оппонентов на выборах (которые он обещал учесть). Как будут строиться новые отношения с министерством…

Но вот — сначала прозвучало по радио, а потом и «с картинками» показали выступление министра образования и науки Д.В. Ливанова, красивого и молодого. Потом показали какие-то «виноватые» интервью В.Е. Фортова, а также президентов РАМН и РАСХН. Было очевидно, что для них происходящее стало полной неожиданностью, хотя они честно пытались подвести какую-то рациональную основу.

А ведь затевается (а по сути — уже разработана и предложена к исполнению) грандиозная (и очевидно — давно вынашиваемая) реформа, которая коснется всех аспектов фундаментальной и прикладной науки в России. Тезисы (уже после обсуждения и утверждения на правительстве —пойди теперь поспорь) озвучивает для граждан сам министр образования и науки. Но —удивительное дело -3 месяца назад от имени этого же министра (устами уже уволенного замминистра) мы, 22 российских ученых, были приглашены в Совет по науке. И нам говорили, устами самого министра и под ярким светом софитов («чертог сиял, гремели хором…»), что мы станем участниками обсуждения всех стратегических решений по развитию науки в стране. Даже употреблялась близкая сердцу наших ракетчиков аллегория о «двух ключах» — один у Министра, другой — у Совета.

Мы-то, дураки, приезжаем (некоторые — прилетают), встречаемся, заседаем, спорим, переживаем, ссоримся — а тут оказалось, что «большие дяди» уже всё сделали. И сделали по-большому. И складывается впечатление, что мечта чиновников «рулить» наукой огромной страны близка к осуществлению.

А ведь в Совете по науке подавляющее большинство —сотрудники Академии наук, почти половина — члены той самой пресловутой «Большой» Академии, которую сейчас будут радикально реформировать. Пишут, что уже вот-вот понесут документы в Думу. Будем надеяться, Комитет по науке, представители академий и научного сообщества (а у нас пол-Думы — с научными степенями!) смогут как-то отсрочить исполнение наказания. Дать хоть шанс опротестовать приговор. Но Дума-то у нас — ураган, она же может и сразу в третьем чтении.

Как нам себя чувствовать в этой ситуации?

По ТВ показали устрашающие цифры — как много членов в РАН, как много институтов в РАМН, как много гектаров в РАСХН. И как много недвижимости. Дома, дачи, гаражи, пионерлагеря, санатории, корабли. Да, в этих государственных академиях есть разные люди, с разными взглядами и вкусами, с разным жизненным опытом и с разными достижениями. Разного пола (хотя с этим у нас — сильный перекос), возраста и вероисповедания. И много, очень много, недвижимости. Но там — мало, или совсем нет, дураков. Может, вот только мы, члены Совета по науке, поверившие в сказку про «два ключа», начинаем себя чувствовать дураками. Кстати, в Академии наук есть и честные люди, очень много честных людей, которые ржавого гвоздя не украли за всю жизнь (признаюсь, это трудно объяснить сегодня кому-нибудь так, чтоб поверили).

То, что ученые должны заниматься наукой и ни на что не отвлекаться, — очевидная истина, что тут такого нового? Но только даже в самых благополучных странах (знаю не понаслышке) ученые значительную часть времени должны тратить на написание грантов и на некоторые неизбежные организационные вопросы, а не собственно на науку. Так что звучит красиво, но это —утопия.

То, что главная проблема кроется в имуществе академий (квадратные метры, этажи и гектары), — в этом тоже нет ничего нового, вокруг этого борьба между РАН и Министерством идет уже более 10 лет.

Но вот только чем эта новая организация «Агентство научных институтов РАН» будет эффективнее и честнее-пока не ясно. Кто такие эти новоявленные «эффективные менеджеры»? Их нам, что, из-за границы пришлют?

И как из всего этого вытекает необходимость «операции Троица» по объединению трех академий —совсем непонятно (почему не с РАО, почему не с РАХ? Наверное, у тех плохо с недвижимостью?). По сути (несмотря на «одо-брямс» по телевизору руководителей РАМН и РАСХН) речь идет о ликвидации двух государственных академий (каждая — со своей историей, традициями, особенностями) и о слиянии их с нынешней РАН. Я далеко не уверен, что все члены этих академий мечтают о переезде на площадь Гагарина. Напомню, как произошло сильно добровольное объединение двух Германий (где из восточных немцев сделали граждан второго сорта — знаю это не понаслышке). Другой пример — недавнее слияние американских авиакомпаний «Юнайтед» и «Континентал». По сути, «Юнайтед» скушал конкурента и не сильно поперхнулся. Но спасением лица для «Континентал» было то, что хвост у самолетов «Юнайтед» будет теперь покрашен так, как был покрашен у почившей «Континентал». Эффективный менеджмент. И очень эффективный пиар. Как сказал классик: «Вопрос не в том, чтобы объединиться. Вопрос в том, кто главный».

Тот факт, что посулили большие «стипендии» академикам, — да, это поспособствует поддержке со стороны отдельных членов академий. Но не всех. И в 100 раз важнее было пообещать (и дать!) достойные стипендии аспирантам и студентам, достойные зарплаты — молодым и не очень молодым научным сотрудникам. В Западной Европе аспирант на свою стипендию может жить хоть скромно, но независимо и вполне полноценно. У нас на стипендию аспиранта можно один раз в день покушать горячее. Десерт — не каждый день.

В своей предвыборной речи всего-то месяц назад В.Е. Фортов цитировал слова В.В. Путина о том, что зарплата квалифицированного научного работника должна в разы превышать среднюю по региону. Вчера про это почему-то уже никто не вспоминал.

И про ликвидацию института членов-корреспондентов (спасибо, что не просто попросили на выход, а предлагают «апгрейд») тоже говорилось давно — ведь Российская академия была когда-то построена по «кальке» двухуровневых европейских академий, а там от этой «нормы» давно отказались (возьмите тех же французов). Но причем здесь мораторий на выборы? Чем виноваты те ученые, которым пришла пора баллотироваться и избираться в члены трех академий? В особенности, если еще введут возрастной ценз. Как быть с теми выборами, которые уже были объявлены в РАН на декабрь этого года?

Ведь если вопрос только «в цене», то новые «эффективные менеджеры» несомненно должны изыскать гораздо большие суммы от управления огромным хозяйством трех академий.

Ну, и такой простой хозяйственный вопросик (когда собственные здания РАМН и РАСХН будут —почти очевидно —«освобождены»): а куда их всех сажать, этих членов триединой Академии??? Три академии никак не влезут в самый большой актовый зал РАН или в актовый зал МГУ. Остаются, правда, Лужники, Малая спортивная арена. Или общие собрания академий надо вообще отменить — просто сообщать по Интернету распоряжения из министерства. А ученые — пусть работают, что им там базарить на собраниях.

Ломать — не строить. И в нашей консервативной (и в чем-то устаревшей) системе образования (идущей сейчас на слом), и в наших консервативных (и в чем-то устаревших) академиях (подготовленных сейчас к слому) есть много хорошего и эффективного. И нравится это министерству или не нравится-там работает научная элита страны. И не надо нам во всем копировать другие страны — у тех стран была другая история. Нам ими не стать («Здесь вам — не тут», — как говорил классик).

Да, во всех государственных академиях есть проблемы, много проблем (в каких организациях нашей российской действительности нет проблем? В министерстве — всё нормально? В правительстве? В Думе?). Но в научном сообществе есть умные, порядочные люди, которые изнутри хорошо понимают эти проблемы. Много людей хотят перемен и готовы осуществлять эти перемены. Не надо говорить, что нет активной молодежи или что молодежь не идет в науку, —это неправда. Сегодняшний кризис- в первую очередь, последствия катастрофического положения в российской науке в 90-е годы. Плюс демография. Мы просто из этой дыры еще не выбрались. А люди, которые сегодня, извините, состарились и так раздражают нашего уважаемого министра и других младорефор-маторов, спасли российскую науку в 90-е годы, хотя бы тем, что не ушли в полукриминальный бизнес или не свалили за границу.

Радикальные реформы должны тщательно готовиться и обсуждаться с экспертами и общественностью.

(По ссылке есть еще несколько мнений.)