|
От
|
IGA
|
|
К
|
Н.H.
|
|
Дата
|
24.07.2013 21:06:15
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
Дорожная революция на Ленинском проспекте. Что будет дальше?
http://yopolis.ru/cityboom/occasion/11941
Реконструкция Ленинского проспекта отложена, но стратегия города в отношении бессветофорных магистралей не меняется.
Официальная версия гласит, что до реконструкции Ленинского проспекта надо ввести в строй новые станции метрополитена на южном радиусе Сокольнической линии и посмотреть, как они изменят транспортную обстановку на данном направлении. И. о. главы департамента строительства Андрей Бочкарев сразу же пояснил, что это тактическое решение, не меняющее стратегии городского транспортного развития в целом: «Все задачи, которые должны быть выполнены, будут осуществлены.
Мы строим все те проекты, в которые вошли, и продолжаем развитие всех элементов дорожной инфраструктуры. Просто в данном сегменте города возникла необходимость уточнить общую картину».
Что это значит на практике? На самом деле – ничего. Что реконструкция не начнется в этом году, было ясно уже к началу лета и строительного сезона, когда работы на проспекте так и не начались. После объявления досрочных выборов мэра окончательно стало ясно, что реконструкции в этом году не будет: октябрь – не лучшее время для начала стройки. Да, Ленинский вылетел из штатного расписания, но это совершенно не поменяло общую картину: вместо него будет реконструирована Волоколамка или ускорены работы на Волгоградском проспекте, на очереди Липецкая и Профсоюзная улицы, уже в работе Щелковское шоссе, Каширка, Варшавка, Ярославка...
Во всех этих проектах тиражируются одни и те же решения – неудачные с транспортной точки зрения, но крайне капиталоемкие в строительстве, то есть все то, что скрывается за словосочетанием «бессветофорная магистраль». И в этом смысле для жителей города нет никакой разницы, что отправится «под ковш» первым, а что вторым. Ошибки в планировании транспортной системы сказываются на всем движении в городе, никаких «островков стабильности» организовать не получится. Строительство автомагистралей в ущерб общественному транспорту и пешеходным пространствам в любом случае будет стимулировать использование автомобилей, а, значит, и рост пробок – по всему городу, независимо от района. Андрей Бочкарев, конечно, прав – решение вышло исключительно тактическим.
Интересно другое: почему реконструкцию Ленинского перенесли, а точно такую же реконструкцию Волоколамки оставили в прежнем виде?
Ввод в строй новых станций метро, на который ссылается мэрия, как-то повлияет на ситуацию. Правда, влияние это будет в любом случае заведомо меньше, чем, скажем, эффект от расширения зоны платной парковки до границ Садового кольца. Да и заметить это влияние можно будет не раньше конца 2015 года, если исходить из темпов ввода объектов и учесть инерцию: пересаживаться в метро люди будут не сразу, а постепенно. Но департамент строительства планирует вернуться к вопросу о реконструкции уже к концу 2014 года, так что строительство метро – это скорее повод, а не причина.
Хотелось бы думать, что в мэрии услышали мнение ведущих специалистов по транспортному планированию, как отечественных, так и зарубежных. Но доклад экспертов был посвящен не столько Ленинскому проспекту, сколько самой «бессветофорных магистралей», а от нее, как мы видим, никто отказываться не собирается. Приходится признать, что основная причина – желание с наименьшими потерями замять дело на время выборов. В отличие от обитателей Волоколамки или Щелковского шоссе жителям Ленинского удалось превратить вопрос о реконструкции в политический. Это не решило проблему окончательно, но дало выигрыш по времени.
Чтобы картина изменилась стратегически, необходимо, чтобы отдельные местные протесты против реконструкций той или иной вылетной магистрали превратились в общегородское движение против самой идеи «бессветофорных трасс» внутри жилой застройки – или даже, скорее, в движение «за город, удобный для жизни». Оно могло бы использовать успешный политический опыт жителей Ленинского проспекта. Пока единодушной деятельной позиции жителей города нет, любую проблемную зону можно отложить «на после выборов» и противопоставить этому будет нечего.
В Сан-Франциско в 1959 году под давлением городской общественности городской совет проголосовал за отмену планов строительства семи из десяти автомагистралей в пределах города, в дальнейшем были отменены планы и по оставшимся магистралям. Более того, позже была демонтирована одна из уже открытых магистралей. Это движение в Сан-Франциско получило название «дорожной революции». В итоге город сконцентрировался на развитии общественного транспорта уже тогда, когда в большинстве других американских городов еще вовсю строились многочисленные хайвеи. Сейчас, по данным Института транспорта США, Сан-Франциско относится к городам с наименьшими пробками, а лидирует по дорожным заторам Лос-Анжелес, построивший одну из самых больших сетей автомобильных дорог в мире.
Сан-Франциско был пионером, потом, в 60-х – 70-х годах прошлого века «бунты против дорог» прокатились по всем ориентированным на автомобиль развитым странам – в США, в Канаде, в Австралии, – и привели к отмене многих планов дорожного строительства, а затем и к пересмотру самого подхода к транспортному планированию. И во всех этих странах жителям приходилось противостоять интересам автомобильных, нефтяных и дорожных лоббистов. Формировались и крепли городские общественные союзы, которые требовали комфортной городской среды не только у себя «на заднем дворе», а по всему городу.
Сегодня Москва подошла в своем развитии к точке, которую Сан-Франциско прошел почти полвека назад. И будет ли в итоге проведена реконструкция Ленинского, построена Северо-Восточная хорда и как скоро начнется демонтаж конструкций Северо-Западной хорды – все это зависит только от одного: как быстро в Москве будет формироваться общее движение неравнодушных горожан. Пока такое движение не вырастет, никакой мэр – ни избранный, ни назначенный – всерьез ситуацию изменить не сможет.