От И.Т. Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.05.2013 00:48:28 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Соколов Н. и Редкозубов С. Общерусская цивилизация: угасание или расцвет? (книга

Книга прислана Н.Соколовым в письме С.Г.Кара-Мурзе. Разрешено выложить ее в копилку форума.

Вот адрес файла с текстом книги в копилке форума:
Книга Н. Соколова и С.Редкозубова 'Общерусская цивилизация: угасание или расцвет? (к идеологии союзного государства)':
http://vif2ne.org/nvz/forum/files/Kmf/(130512003855)_Sokolov-Redkozubov-Obscherusskaya.doc [651K]


Общерусская цивилизация: угасание или расцвет? (к идеологии союзного государства) Москва, 2013

В книге Общерусская цивилизация: угасание или расцвет? (к идеологии союзного государства) предпринята попытка осмыслить, какие противоречивые процессы развиваются в России, на Украине и частично – в Беларуси; понять как, с использованием каких механизмов и приёмов силами мирового зла ведётся "холодная война" против общерусской цивилизации.
С использованием методологии философии истории и системного анализа обоснованы экономические и другие условия, которые минимально необходимы для укрепления российской государственности и строительства Союзного государства.


СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 4
1. Философия истории и русская (общерусская) цивилизация 6
2. О глобализации и геополитике: «вызовы» и угрозы русской цивилизации. 13
3. Еще раз о российских реформах или почему «получилось как всегда» 28
4. "Новые бесы": генезис и приемы. 50
5. О «разрухе в головах» и о том, что «запамятовали» эксперты Президента России. 62
6. Беларусь, Украина и Казахстан: от особенностей исторического пути в день нынешний. 73
7. О нашем национальном характере и самосознании. 94
8. О системных идеологиях. 102
9. К идеологии союзного государства Беларуси, России...? 105
Заключение. Пора собирать камни. 112
Литература 113

---------------
Форматированный полный текст книги смотрите по ссылке в копилке, а здесь неформатированный текст заключительных глав книги:

8. О системных идеологиях.

Ключевые составляющие национального самосознания русских, белорусов и большей части украинцев так или иначе не могут не быть связаны с нашими историко-философским представлениями о прошлом, настоящем и будущем: народа, страны, человека. В самой главной части этих представлений может и должна лежать идеология нашей общерусской цивилизации, неотъемлемой составляющей которой, в свою очередь, должна стать русская национальная идея.
За последние два - два с половиной тысячелетия человечество выработало ряд системных идеологий. Системными являются, например, идеологии иудаизма и христианства с его восточной ветвью - православием. Ключевой идеей христианства, православия, как известно, является спасение души человека.
Специалистам известно, что любая системная идеология - будь то христианство, коммунизм или нацизм - содержит мистическую триаду основополагающих идей или мифов: идеи "первородного греха", "исключительности", "спасения". Например, в иудаизме и христианстве первая из упомянутых идей - грехопадение Адама и Евы. В марксизме - разделение общества на классы; в нацизме - "грех кровосмешения" "нордической расы" с другими, менее "полноценным" народами.
В системных идеологиях, созданных человеческой мыслью примерно за последние двести лет, идея "исключительности" может относиться к народу, классу, стране или государству.
Основополагающая идея "исключительности" в марксизме относится к пролетариату как классу; пролетариат, борясь с классом эксплуататоров - капиталистов, является творцом истории. Эта же идея в идеологии нацизма декларирует исключительность немцев как народа. Глобальные исторические процессы объясняются нацизмом борьбой рас: "полноценных" с "неполноценными"; при этом исторической миссией немецкой расы является установление нового мирового порядка при господстве арийской расы над менее "полноценными" народами. «Германия превыше всего» - вот ключевой лозунг нацизма.
Идея "спасения" в коммунистической идеологии - построение коммунизма, своего рода "царства Божьего" на земле - и в этом смысле заимствована из Ветхого Завета; в процессе исторического развития различия между классами должны стираться.
В нацизме основополагающая "идея спасения" - "очищение" немецкой расы, в том числе через геноцид "менее полноценных" народов.
Для нашего исследования представляет интерес "американская идея", которая в законченном виде была разработана примерно во второй четверти XX века. "Американская идея" - идеология государства США. В ней идея "первородного греха" выступает как ранее существовавшие уродливые формы общественного устройства, сочетавшие демократию, либерализм, права "белых" и рабство "цветных" до гражданской войны между Севером и Югом.
"Исключительной" является сама Америка, вся история становления и развития этого действительно уникального государства, уникального североамериканского общества.
"Идею спасения" вкратце выражают слова: "мир по-американски", которые дополняет принцип укрепления институтов демократии и гражданских свобод в других странах.
Вся мощь американских средств массовой информации, как правило, частных - от телевидения, кинопродукции Голливуда до газет маленьких американских городов - направлена на пропаганду этих трех важнейших составляющих национальной идеологии. Здесь нам было и есть чему поучиться. Как следствие – большинство американцев искренне считают, что их образ жизни, форма политического устройства их государства – единственно правильные, и США вправе навязывать свои идеалы, либерализм и демократию по-американски всему миру, хотя уже в последние десятилетия XX века было доказано, что "американский образ жизни", с точки зрения уровня потребления материальных благ, для большинства человечества недостижим: для этого просто недостаточно ресурсов земного шара, или "ноосферы", по В.И. Вернадскому. В этом смысле "американская идея" - не менее тупиковая, чем коммунистическая.
На деле навязывание США остальному человечеству "мира по-американски" означает экспорт "цветных революций", свержение под фальшивыми предлогами неугодных США режимов, военное вмешательство во внутренние дела других государств и гибель сотен тысяч людей там, где, по мнению США, нарушаются "права человека".
Неотъемлемой чертой всех системных идеологий является образ зла или образ врага. В христианстве, православии этот образ - сатана, дьявол. В коммунистической идеологии врагами является класс эксплуататоров - капиталистов, которых следует ликвидировать. Нацизм объявлял врагами германской нации прежде всего евреев, несколько миллионов которых было уничтожено в кошмарах Холокоста. В американской идеологии врагом номер один был СССР - "империя зла", а затем, после ликвидации СССР - злом стали все неугодные США политические режимы и мировой терроризм - детище спецслужб тех же США.
Во всех системных идеологиях «мифологема спасения» олицетворяет борьбу "добра" со "злом", борьбу, которая может носить мессианский характер. Мессианской является христианская идея "спасения души". Мессианской и утопической является идея искусственного построения коммунистического общества. Если когда-либо человечество и придет к коммунизму, это будет обусловлено всем ходом естественноисторического развития всех цивилизаций.
Своего рода мессианской является американская идея, которая подразумевает навязывание другим цивилизациям, отличным от североатлантической, "американского образа жизни".
Во всех системных идеологиях идея "спасения" подразумевает некую стратегическую цель, к которой должен стремиться человек, народ или страна, государство.
Зная суть системных идеологий, можно попытаться сформулировать и ключевые положения идеологии союзного государства Беларуси и России, частью которой и должна стать русская национальная идея.


9. К идеологии союзного государства Беларуси, России...?

Творцом и субъектом истории является народ. Данное, казалось бы верное утверждение, применительно к проблемам идеологии требует и пояснений, и уточнений.
Во-первых, мы рассматриваем проблему сути идеологии союзного государства. Значит, это должна быть идеология государства как политического образования.
Во вторых, в своих рассуждениях мы используем цивилизационно-системный подход. Следовательно, субъектами, вокруг которых формируются мифологемы "первородного греха", "исключительности" и "спасения" должны являться и государство, и народ.
В третьих, Россия и Беларусь, также, как и Украина, Казахстан - являются многонациональными государствами. Поэтому, используя, например, применительно к русской национальной идее понятие "народ", мы должны понимать под ним не только русский народ, но и все коренные народы исторической России, т.е. российскую, белорусскую и украинскую нацию в политологическом смысле последнего слова.
В четвертых, под "общерусской цивилизацией" мы понимаем тысячелетнюю цивилизацию исторической Руси - России, которая географически объединяет современные Россию, Беларусь, Украину и частично - Казахстан.
В пятых, исходя из современных социально-экономических, политических и иных реалий можно утверждать, что будущее союзного государства в определяющей степени зависит от России; поэтому в идеологии союзного государства доминантой должна стать русская национальная идея.
Говоря простым языком, идеология союзного государства, видимо, должна являться как бы, многомерной: и национальной, и многонациональной, и государственной. Тем не менее надо сказать, что общероссийская, русская идея как плод мысли нескольких сотен,
а может быть, тысяч светлых умов уже существует. Но она как бы прячется за нужными и интересными философскими мыслями, плохо просматривается. Пожалуй, наиболее близко к пониманию общего религиозно-философского смысла русской идеи в середине XX века подошел И. Ильин: «Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божьим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь...» [19, с. 332].
Говоря более конкретно, необходимо сформулировать и выдвинуть в виде понятных идей, целей и представлений систему ценностей, адекватных нашему национальному самосознанию. Нужно сказать «в каком мире мы хотим жить, какие условия и образ жизни были бы удобны и приемлемы, какие духовные принципы мы будем защищать и воплощать в жизнь» [25, с. 428]. Надо также сказать, каким должно стать государство, чтобы в нашей будущей истории не было больше надувательства народа о «светлом завтра».
За последние 12 веков страна, именовавшаяся древней Русью, Московским царством, а затем и Россией, СССР, большую часть времени воевала. Оборонялась от вражеских нашествий с Юга, Востока и Запада. Проигрывала битвы, но, в конце концов, всегда побеждала. Щит вещего Олега на воротах Царьграда, Куликовская битва, изгнание поляков из Москвы, Бородинское сражение, красный флаг над рейхстагом - символы нашего героического прошлого. В войнах и коротких промежутках между ними прирастала территория страны. Но никогда подчинившиеся московским государям, а затем русским царям народы и племена не уничтожались. Наоборот, знатные люди этих племен и народов приближались к престолу, получали высокое покровительство.
История нашей Родины знает и вечевую демократию древних Новгорода и Пскова, и бедствия татаро-монгольского нашествия, и княжеские междоусобицы, и тоталитарный коммунистический режим. Мы помним славные имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Жукова. Мы помним, что беды и невзгоды настигали русский народ в те времена, когда государство по разным причинам становилось слабым, когда воровство и эгоизм правящей верхушки вызывали на Руси великие потрясения. Мы помним, что все славные страницы нашей истории неразрывно связаны с укреплением русской, российской государственности.
С точки зрения общегосударственной идеологии, наш "первородный грех" - отсутствие достойного сопротивления народа при разгроме исторической России - СССР в ходе "холодной войны" между Западом и Востоком. Поэтому часть нашей «идеи спасения» – строительство союзного государства. Союзного государства, достаточно сильного, чтобы противостоять внешней агрессии. Государства, которое способно извлечь уроки из ошибок прошлого и станет «внутренне» достаточно мудрым и мощным, чтобы противодействовать проискам «новых бесов» - агентов влияния мирового зла. Государства, которое в культурологическом, социальном и экономическом смыслах остановит процесс угасания общерусской цивилизации, найдет «ответы» на этот главный исторический «вызов» современности народам России, Беларуси и Украины.
В достижении этой важнейшей стратегической цели очень многое зависит, прежде всего, от России. Многополярный мир пока еще только формируется. Но и сегодня, и в недалеком будущем, когда мир станет многополярным, в идеологии союзного государства должна просматриваться геополитическая компонента.
Предположим, что чаяния мировой закулисы свершились, и Россия расчленена на несколько частей. Эту угрозу также предвидел И. Ильин. И считал, что подобное развитие событий вызовет немыслимые опасности для всего человечества. Россия - слишком
громадна, чтобы ее можно было делить на «сферы влияния» между
тремя центрами военной и экономической мощи XXI века: США, Западной Европой и Китаем с частью других стран Юго-Восточной Азии. Слишком велики потенциальные запасы природных ресурсов азиатской части России. Достаточно сказать, что площади перспективных нефтегазоносных провинций нашей страны составляют 13,8 млн. квадратных километров; из них 7,2 млн. км2 - на суше, и 6,6 млн. км2 - на морском шельфе [27, с. 108]. В Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточено до 50% мировых запасов угля и примерно 30% мировых запасов нефти и газа, более 40 миллиардов кубических метров запасов древесины [27, с. 165]. Только прогнозные запасы нефти и газа шельфовой зоны Моря Лаптевых на площади примерно 1 млн. км2 оцениваются учеными в 4,9 триллиона м3 [27, с. 248].
Запасы чистейшей природной воды озера Байкал превышают запасы воды всех других вместе взятых пресных озер земного шара. А Восточные Саяны до сих пор являются, по существу, неисследованной горной страной, недра которой могут хранить колоссальные минеральные богатства.
При любом варианте расчленения России между центрами мировой силы останутся обделенные, недовольные государства. В конечном счете это недовольство неизбежно выльется в военное противостояние, чреватое ядерной зимой и гибелью человечества.
Поэтому высшее геополитическое предназначение союзного государства и России обусловлено замыслом Провидения: быть достаточно сильным в экономическом и военном отношениях, чтобы не допустить «ядерной зимы» человечества, противостоять силам мирового зла. И твердой рукой держать, вместе с дружественными государствами контролировать центральную часть Евразии - «Хартленда», распределять природные ресурсы третьего тысячелетия среди союзников и других государств во благо России, союзного государства и их народов.
Во всем этом – на общегосударственном уровне - смысл нашей «идеи спасения», провиденциальный смысл русской цивилизации.
И, наконец, третья составляющая нашей общегосударственной идеологии – идея «исключительности» - не может относиться ни к отдельно взятому народу или классу, ни к отдельно взятому государству. Очевидно, что исключительной является сама общерусская цивилизация. Наша русская цивилизация зародилась в раннем средневековье, не угасла под игом Золотой Орды, позднее окрепла в границах Московского царства и Великого княжества Литовского, стала вновь единой в границах Российской империи и, несмотря на тяжелейшие испытания XX века, смогла «перемолоть» коммунизм и его внутриполитические «перегибы», направить советскую власть на цели государственного и общественного строительства.
С культурологической точки зрения будущее русской цивилизации не может быть продолжением, заимствованием культуры Запада, цивилизации североатлантической, ибо ее культура может быть сравнима с вечерним, пока еще ярким светом, за которым следует тьма. Наше будущее в этом аспекте скорее следует представить как единство многообразия, как симфонию культур различных народов и цивилизаций, несущую свет гуманизма и социальной справедливости, как симфонический оркестр, в котором каждая культура ведет свою музыкальную партию, а их совместное звучание дает новое качество - симфонию. А «дирижирует» этим оркестром – русская (великорусская + белорусская + украинская) культура.
Пожалуй, только русская цивилизация - при создании необходимых социально-экономических и политический условий проявит способность обеспечить продуктивный диалог культур, подлинную симфонию культур разных народов.
С точки зрения национального самосознания наши главные достоинства и недостатки одновременно – доверчивость и незлобивость, доброта и отсутствие кичливости. Этот «первородный грех» искупать не нужно. Нужно лишь найти меру доверчивости и других лучших черт нашего национального характера, которая в будущем не позволит морочить нам голову ставленникам мирового зла и политическим проходимцам. Поэтому наша «идея спасения» - духовное противодействие орудиям «психологической войны», культу мамоны, зла, насилия и крови, которые нередко преподносятся нам под соусом «демократии» и «прав человека». Русской цивилизации глубоко чужда психология «социального дарвинизма», когда «побеждает сильнейший», а «победитель получает все». Нам самим нужно научиться защищать главные блоки нашей «незападной» институциональной матрицы, наши представления о добре и зле, наши исторические ценности. Одновременно нам, нашим детям и внукам нужно лучше освоить те элементы западного менталитета, которые необходимы для здоровой конкуренции на рынке труда и в бизнесе. В области социальных отношений нужно с учетом современных реалий вернуть всё позитивное, что было накоплено и опробовано в СССР
Вот в чем заключается неординарность и сложность нашей «идеи спасения» как народа, как близких народов, создавших единую цивилизацию. И если «мировая закулиса» исподволь разрушает общерусскую цивилизацию, то и на национальном, и на межгосударственном уровнях нашей главной стратегической, мессианской целью должно стать обеспечение расцвета русской цивилизации. В обозримой исторической перспективе внутренняя политика братских государств может и должна быть направлена на формирование общественных отношений, которые могут стать примером для всего человечества, примером истинной демократии и расцвета многонациональной культуры.
Что же касается «идеи исключительности», то исключительной, самобытной является наша общая культура: культура белорусов, русских, украинцев, татар – культура оплодотворенная гениями многих народов. «Исключительной» является и наша общая история. То есть исключительной является наша общерусская цивилизация.
Конечно же, мы не хотим войны, ни «холодной», ни «горячей».
Конечно же, мы хотим достойной жизни.
Конечно же, мы, как говорится, по горло сыты разрушительными для общерусской цивилизации «реформами» и «реструктуризациями», вроде реструктуризаций среднего и высшего образования в России. Время разбрасывать камни прошло. Пришло время собирать камни.
Для строительства союзного государства одно из главных препятствий - существенное различие социально-экономических моделей развития Беларуси и России. Белорусская модель развития социальной и культурной сфер ориентирована на использование, перенятие положительного опыта СССР и лучших достижений капитализма. Белорусы строят, не разрушая. В России «бессмысленная страсть к разрушению» проявляется достаточно отчетливо и в образовании, и в здравоохранении, и в науке. Российская исполнительная власть пытается создать нечто новое на руинах старого. В итоге «получается, как всегда».
Белорусская модель экономического роста базируется на доминирующей роли государственного регулирования при последовательном развитии конкурентной экономики с использованием программно-целевых методов.
Российскую модель экономики с рядом оговорок можно назвать квазирыночной и квазилиберальной. Квазирыночной – потому что вместо общероссийских естественных монополий, например, в энергетике, а частично - и на железнодорожном транспорте искусственно создана сеть многочисленных локальных монополий, которые высокими тарифами душат бизнес. Квазилиберальной – потому что государство в значительной мере «самоустранилось» от регулирования экономики, практически не препятствует бегству доходов хозяйствующих субъектов и капитала за рубеж, в офшоры. При дефиците бюджета государство не борется должным образом ни с «теневой экономикой», ни с уклонением от уплаты налогов хозяйствующими субъектами под видом «оптимизации налогообложения» и «оптимизации» организационных структур. Одновременно чрезмерными являются административные барьеры, которые мешают развитию бизнеса.
Казахстанская модель экономики несколько более либеральна и менее заадминистрирована, чем российская; поэтому в настоящее время и темпы роста экономики Казахстана выше, чем экономики России.
Несколько десятилетий тому назад, в эпоху максимального экономического и военного могущества СССР, на Западе была разработана теория конвергенции двух социально-политических систем: капитализма и социализма. Суть этой теории в том, что в социалистическую экономику будут постепенно встраиваться элементы капиталистических, рыночных отношений. В экономиках же, основанных на частной собственности на средства производства, будут использованы отдельные элементы экономики социализма, в частности, научное программирование и государственное регулирование.
Отдельные положения теории конвергенции нашли практическое применение в ряд стран Западной Европы после «энергетического кризиса» начала 1970-х годов. Например, во Франции и Нидерландах государство использовало индикативное (рекомендательное) планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятий и корпораций как государственного, так и негосударственного секторов экономики. Для стимулирования роста производительности и качества труда использовались механизмы участия не только управленцев, но и рабочих в прибыли предприятий.
Методология теории конвергенции может использоваться и для решения конкретных прикладных задач формирования единого экономического пространства союзного государства. И здесь ключевая роль опять-таки принадлежит России: главным условием, необходимым для создания единого экономического пространства союзного государства, является коренное изменение экономической политики России, и, в частности, переход к новой модели экономического роста.
От политики «разгосударствления» экономических отношений следовало бы обеспечить радикальное усиление контрольных функций государства, более активное участие государства в реализации – совместно с бизнесом – как крупных, так и средних по масштабам инвестиционных проектов по всей территории страны и «ближнего зарубежья». При этом особенно важным является восстановление экономического и демографического потенциалов российской глубинки – корней русской цивилизации.
«Холодная война» ведется не только против русской цивилизации, но и против России, Беларуси и Украины как государств. В условиях войны – пусть и «холодной» – хороши все средства, приемлемые с точки зрения права и морали. Было бы неплохо, если бы российское руководство применительно к экономической и социальной политике вспомнило древнюю китайскую мудрость: «хороша та кошка, которая ловит мышей».

Заключение. Пора собирать камни.

Третий раз за последние сто лет общерусская цивилизация, цивилизация исторической Руси-России, а сегодня – России, Беларуси и Украины – подходит к той черте, за которой будущее наших народов и государств становится полностью неопределенным. К этой черте нас подталкивают силы мирового зла, используя доверчивость наших народов и их усталость от бесконечных тупиковых реформ. Подталкивают методично, с использование всего арсенала средств «холодной войны», опираясь на новейшие информационные технологии и «пятую колонну» внутри наших стран.
Почти четверть века тому назад был разрушен СССР. Сегодня нам нельзя допустить дальнейшего разрушения духовных скреп жизни общества, подрыва «новыми бесами» белорусской, российской и украинской государственности. Нельзя допустить ползучего сталкивания демократической России в историческое небытие. А завтра, в обозримой исторической перспективе, наша идея и главная стратегическая цель – обеспечить расцвет общерусской цивилизации, обеспечить Преображение России, Беларуси и Украины на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, укрепления государственности, становления социально ориентированной, конкурентоспособной экономики. Закон и совесть, а не выгода, могут и должны стать мерилом поступков каждого человека в семье братских народов.
В России для начала нужно остановить выдаваемый закулисой за рыночные реформы невиданный в истории человечества социальный эксперимент. Нужно провести «контрреформу» энергетики, ориентированную на снижение тарифов, остановить распродажу остатков государственного сектора экономики, сконцентрировать максимум усилий и ресурсов на росте производства, подъеме российской «глубинки». Взять, но не бездумно, как раньше, все положительное из мирового опыта, лучшее из опыта Беларуси и Казахстана и выстроить стратегию социально-экономического развития таким образом, чтобы решение всех текущих проблем и задач было ориентировано на обеспечение расцвета общерусской цивилизации.
Непростым и даже тернистым будет путь к нашей главной цели. «Новые бесы» сделают все возможное, чтобы эта цель даже не была принята на государственном уровне. Их интеллектуальному и организационному бесовству общество и власть должны противопоставить интеллект и знания патриотов – государственников.
Россия и Беларусь, Украина и Казахстан не оскудели талантами; эти таланты и нужно привлечь для решения стратегических задач. Рано или поздно наши народы снова будут вместе. Возможно, в Союзе Суверенных Государств – Русском Союзе. Наверняка – в соборной, цветущей общерусской цивилизации. Пришло время собирать камни.

Литература
1. Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времён и до наших дней). -Алматы: РИК, 1994г.
2. Алексеев А. "Наперегонки с цивилизацией". "Наука и жизнь", №10, 2004г.
3. Айзатулин Т.А. "Теория России. Геоподоснова и моделирование". Серия: "Семинары С.Г. Кара-Мурзы", М., 1999г.
4. Архиепископ Серафим (Соболевъ). "Русская идеология". "Титул", С.-Петербург, 1993г.
5. Башлачев В.А. "Демография: Русский прорыв". Независимое исследование.-М., "Белые альвы",2004г.
6. Бахрушин С. "К вопросу о крещении Киевской Руси", Сб. "Христианство и Русь". М.,"Наука", 1988г.
7. Батанов И.А., Тарушкин А.Б., Чибисов И.Е. "Доктрина национально - государственного развития России". Спб.: АО "Текст", 1996г.
8. Боровский Я.Е. "Византийские источники о походе руссов в VII в. на Царьград./Древности славян и Руси". М.: "Наука", 1988г.
9. Бердяев Н.А. "Истоки и смысл русского коммунизма". М.: "Наука", 1990г.
10. Вернадский В.И. "Избранные труды по истории науки". Издательство "Наука", 1981г.
11. Гумилёв Л.Н. "Древняя Русь и Великая степь". М.: "Рольф", 2001г.
12. Гумилёв Л.Н. "Этногенез и биосфера Земли". М., "Мишель и К", 1993г.
13. Деникин А.И. "Очерки русской смуты". "Вопросы истории", №3, Издательство "Правда", 1990г.
14. Заргарян Р.А. "Доктрина геополитики современной восточно - средиземноморской цивилизации" Спб. "Алетейя", 2004г.
15. Зуев М.Н. "История России". Кн.1: "История России с древнейших времён до конца XIX века". М., ООО Издательство "Новая волна", 2002г.
16. Зуев М.Н. "История России". Кн.2: "История России в XX -начале XXI века". М., ООО Издательство "Новая волна", 2002г.
17. Ивашов Л. "Я горд, что русский генерал". М.: "Книжный мир", 2013г.
18. Ильин И.А. "Наши задачи. Историческая судьба и будущее России". МП "Рарогъ", Москва, 1992г.
19. Ильин И.А. "О России". Студия "Тритэ" - "Российский архив". М., 1991г.
20. Карамзин Н.М. "Предания веков". М., Издательство "Правда", 1988г.
21. Карамзин Н.М. "История государства Российского" (в 12 томах). Издательство "Наука", Москва, 1989г.
22. Кара - Мурза С.Г. "Революции на экспорт", М., "Алгоритм", "Эксмо", 2006г.
23. Кара - Мурза С.Г. "Манипуляция продолжается. Стратегия разрухи". М.: "Алгоритм", 2011г.
24. Кара - Мурза С.Г. "Кто такие русские". М.: "Алгоритм", 2012г.
25. Касьянова К. "О русском национальном характере". М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003г.
26. Коротаев А.В., Малков А.С., Халтурина Д.А. "Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов. Демография, экономика, войны". М.: "Комкнига", 2006г.
27. Кефели И.Ф. "Судьба России в глобальной геополитике". Спб., "Северная звезда", 2004г.
28. "Культурология" под ред. А.А Радугина, М.: "Центр", 2003г.
29. Леонтьев К.Н. "Избранное". М.: "Рарогъ", "Московский рабочий", 1993г.
30. Литвак Б.Г. "Парадоксы российской историографии на переломе эпох". Спб.: "Дмитрий Буланин", 2002г.
31. Лосский Н.О. "Характер русского народа". Книги первая и вторая. "Посев", 1957г.
32. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. "Нелинейная динамика и хаос: основные понятия". М.: "Комкнига", 2006г.
33. Медведев В.С., Хомяков В.Б., Белокур В.М. "Национальная идея, или Чего ожидает Бог от России". М.: "Современные тетради", 2004г.
34. Менделеев Д. "К познанию России". Спб., Издание А.С. Суворина, 1912г.
35. Митрополит Санкт - Петербургский и Ладожский Иоанн. "Самодержавие духа. Очерки русского самосознания". Издательство "Царское Дело", 1995г.
36. Никитин А.Л. "Основания русской истории: Мифологизмы и факты". М.: "АГРАФ", 2001г.
37. Новик Е.К., Качалов И.Л., Новик Н.Е. "История Беларуси. С древних времён до 2012г.". Минск. "Вышэйшая школа", 2012 г.
38. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". М., 2000г.
39. "О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья" (Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, П.А. Сорокин, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский). М.: "Наука", 1990г.
40. Послание Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ. "Российская газета". 13.12.2012 №287(5960).
41. Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Том первый, М., 1995г.
42. Панарин А.С. "Глобальное политическое прогнозирование". М., 2000.
43. Панарин А.С. "Искушение глобализмом". М.: издательство "ЭКСМО-Пресс", 2002г.
44. Прангишвили И.В. "Системный подход и общесистемные закономерности", М., "СИНТЕГ", 2000г.
45. "Проект Россия", М.: "Олма-Пресс", 2007г.
46. Рассел Б. "История западной философии". М.: "Иностранная литература", 1959г.
47. Россия под скипетром Романовых. М.: СП "Интербрук", 1991г.
48. "Русская идея: сборник произведений русских мыслителей". М.: "Айрис-пресс", 2002г.
49. "Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья". Том I. М.: "Искусство", 1994г.
50. "Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья". Том II. М.: "Искусство", 1994г.
51. Рыбаков Б. "Начальные века русской истории", Сб. "Христианство и Русь". М., "Наука", 1988г.
52. Редкозубов С., Соколов Н. «Истоки, суть и судьба русской цивилизации. На пути к общенациональной идеологии». Общество дружбы и развития сотрудничества с зарубежными странами. Москва, 2008г.
53. Стариков Н. "Сталин. Вспоминаем вместе". Изд. дом "Питер", 2013г.
54. Субтельний О. "Украiна. Iсторiя". Киiв,"Либiдь", 1991г.
55. Тойнби А. Дж. "Постижение истории" М., "Прогресс", "Культура", 1996г.
56. Тойнби А. Дж., Икеда Д., "Диалоги Тойнби – Икеда". М., 1998г.
57. Тростников В.Н. "Православная цивилизация", М., "Сибирский цирюльник", 2005г.
58. Уледов А. "Русская идея как феномен национального самосознания". М., "Вестник высшей школы", №№7-9, 1992г.
59. Шпенглер О. "Закат Европы". В.О. "Наука". Новосибирск, 1993г.