|
От
|
Мак
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
11.04.2013 16:24:24
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Г.А.Зюганов. Кризис в тени иллюзий (К отчету правительства перед Госдумой)
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=593472
КРИЗИС В ТЕНИ ИЛЛЮЗИЙ
17 апреля состоится очередной отчет правительства перед Государственной думой. Основная задача отчетов кабинета министров заключается не только в том, чтобы сформулировать программу на будущее, но и в том, чтобы оценить сделанное. Обозначить результаты, к которым страна пришла на данный момент. Но перспективы страны в значительной мере зависят от того, насколько честно власть оценивает результаты своей работы, и насколько объективно она анализирует сегодняшнюю социально-экономическую реальность. Ведь это предопределяет и действия власти в будущем. Качество оценки уже сделанного говорит о профессиональном уровне власти и об эффективности ее политики гораздо больше, чем любые ее декларации о намерениях.
Между тем политическая жизнь России в последние месяцы как раз характеризуется большим количеством заявлений о намерениях. Руководители страны обычно озвучивают их в регионах. В разных концах России президент и председатель правительства обсуждают нужные, но заведомо текущие вопросы и проблемы – от создания офшорной зоны на Сахалине до введения единой школьной формы. Прежде по крайней мере формулировали большие и серьезные задачи: модернизация, борьба с коррупцией, формирование новой молодежной политики. Объявляли очередную кампанию и хотя бы год-полтора делали вид, что занимаются заявленными проблемами. Но теперь президент и правительство почти ничего не говорят ни о модернизации, ни о коррупции, ни о поддержке молодежи. Фантазии становятся все более мелкими. И складывается впечатление, что темы, которые в последнее время предлагает обществу власть, провозглашаются только для того, чтобы отвлечь граждан от главных социально-экономических проблем, навязать обществу дискуссию о второстепенных вещах. А заодно создать иллюзию высокой активности самой власти.
Нетрудно предположить, что к тем же задачам может быть сведен и предстоящий отчет правительства в Госдуме. Опыт прежних отчетов показывает, что они всякий раз превращаются в набор заклинаний о том, что российская экономика и социальная сфера идут по правильному пути. И о том, что впереди у правительства еще более масштабные планы. Правда, о планах забывают вскоре после очередного отчета. Им на смену приходят новые обещания, столь же далекие от правды жизни. А реальное положение страны, ее экономики, оборонного комплекса, образования, науки, медицины, культуры, продолжает между тем ухудшаться.
Уверенность в том, что правительством вряд ли будет дана объективная оценка его работы, заставляет меня заранее сделать развернутый анализ положения страны. Одновременно хочу изложить позицию КПРФ и депутатов нашей фракции в Государственной думе по вопросу о том, что может помочь России выйти из кризиса и снова встать на путь полноценного развития.
Экономика под внешним контролем
Прежде всего, российское правительство уходит от объективной оценки состояния экономики и от вопроса о собственности на сырьевые ресурсы и на средства производства. Давайте посмотрим, кто в России владеет основными средствами производства, то есть средствами создания материальных благ, средствами формирования внутреннего валового продукта.
В нашей стране под иностранной юрисдикцией находится почти вся крупная собственность – около 90%. Прежде всего это компании, входящие в такие открытые акционерные общества как «Базовый элемент», «Западносибирский металлургический комбинат», «Новокузнецкий металлургический комбинат», «ХК Металлоинвест», «Северсталь», «Норильский никель», «Уралкалий», «Мечел». А также группа компаний «Альфа Групп», дочерние компании «Башнефть», «Руснефть», «Фосагро» и другие.
Львиная доля прибыли, которую получают эти гиганты, вывозится из России. И это наносит колоссальный ущерб экономике страны. Прибыль компаний утекает за рубеж, а не направляется на финансирование НИОКР, на техническое обновление производства, на совершенствование технологий. Здесь и кроется основная причина того, что российская экономика остается сырьевой, а ее объемы сокращаются, сужаются как шагреневая кожа.
Статистические показатели говорят о том, что из кризиса, накрывшего страну в 2008–2009 гг., мы так и не вышли. Лишь подлатали финансовые дыры. Причем за счет отнятых у народа средств. А теперь погружаемся в более сложную фазу затяжного экономического спада. Одно из доказательств тому – состояние российских международных резервов (ЗВР). Если к августу 2008 г., то есть к началу мирового финансового кризиса, их сумма составляла почти 600 млрд долларов, то к 1 марта 2013 г. она сократилась до 523 млрд.
Возможно, найдутся те, кто спросит: а зачем нам вообще эти резервы? Но нельзя забывать, что сегодня российская экономика «вмонтирована» в мировую. Страна буквально загнана в долговую яму. И чтобы сохранять свою государственную независимость, России необходимо иметь ЗВР, превышающие хотя бы общую сумму внешних долгов страны. Но мы видим прямо противоположную ситуацию.
По уточненным данным Центробанка, внешний долг Российской Федерации на начало 2013 г. составил без малого 623 млрд долларов. В течение 2012 г. он вырос на 93 млрд, то есть на 17,2%. Больше ни по одному экономическому показателю у нас не наблюдалось столь стремительного роста. В рублевом эквиваленте годовой рост внешнего долга России достигает четверти федерального бюджета 2013 г.
Обратим внимание на то, что по состоянию на 1 марта сумма внешнего долга России превышает сумму международных резервов страны на 109 млрд долларов. Или более чем на 3 трлн рублей. Именно эти цифры отражают реальное экономическое положение России, свидетельствуют о неэффективности экономической политики, проводимой властью.
Иногда приходится слышать утверждение, что внешний долг России – это не государственный долг, а корпоративный. И ответственность за него несут коммерческие структуры, которые этот долг накопили. Те, кто руководствуется такой логикой, забывают, что именно российское правительство, а значит, и российское государство, является гарантом погашения внешнего долга заемщиков независимо от формы их собственности.
Структура совокупного внешнего долга России на 1 марта 2013 г. выглядит следующим образом:
– Внешний долг органов государства на начало 2013 г. составил 47,8 млрд долларов. За год он вырос на 13,1 млрд, или на 37,8%.
– Совокупная задолженность банковского сектора и органов денежно-кредитного регулирования достигла без малого 218 млрд долларов и составила 34,5% от общей суммы российского внешнего долга.
– Внешний долг фирм, корпораций и других структур, составляющих коммерческий сектор российской экономики, достиг 366,4 млрд долларов – почти 58% от общего внешнего долга России.
С финансовой точки зрения мы, по сути, уже находимся в состоянии дефолта. И можем оказаться в том же состоянии юридически, если долги Российской Федерации будут предъявлены заемщикам к погашению одновременно и в значительном объеме.
Кроме того, отработанная на Кипре система изъятия крупных вкладов может быть применена и в других офшорных зонах. И от этого российские банкиры и российские компании, которые являются носителями внешнего долга, станут еще более уязвимыми. А угроза утраты гарантии их вкладов одновременно является и угрозой финансовой безопасности России.
Капитал убегает, ВВП падает
Вместо того чтобы принимать срочные меры по оживлению экономики, российские временщики и после кипрской истории продолжают выводить капиталы из страны. Причем еще более ускоренными темпами. Только за первый квартал 2013 г. из России уже выведено 25,8 млрд долларов. Из них 24 млрд приходится на банки. В рублевом эквиваленте сумма выведенного за рубеж капитала составляет более 750 млрд рублей.
Если бы эти деньги были направлены на поддержку аграрного сектора, который начинает весенние полевые работы, страна получила бы отдачу уже через несколько месяцев. И вклад окупился бы сторицей.
Не так давно президент обещал выделить 5 трлн рублей на развитие авиационной промышленности. Можно было давно начать модернизацию этой важнейшей отрасли, если бы власть проявила политическую волю и остановила вывод капитала из страны. Точнее говоря, остановила бы страшное ограбление России. Но вместо этого нас кормят липовыми программами и прогнозами, никак не увязанными ни с реальной ситуацией в экономике, ни с истинными потребностями общества.
Между тем экономические итоги I квартала 2013 г. гораздо плачевнее тех, которые год-два назад предусматривались даже в самых пессимистичных правительственных сценариях.
Прогнозировали рост ВВП от 3,6% до 5%. Но минэкономразвития вынуждено было признать, что по итогам I квартала рост не составляет и 1%. Министр экономического развития Андрей Белоусов заявил: такой «рост экономики» – это то же самое, что и нулевой рост. За приведенными цифрами, важность которых не все осознают, скрывается не менее 400 млрд рублей, недополученных страной уже в первые три месяца текущего года.
Впереди нас ждут все более существенные потери. Независимые эксперты прогнозируют: в ближайшие месяцы начнется падение ВВП. Уже в мае вместо обещанного роста произойдет его снижение минимум на 4%.
Если сложить финансовые ресурсы, официально выведенные из России в I квартале, с деньгами, недополученными из-за падения темпов роста экономики, образуется сумма потерь, составляющая более триллиона рублей. Это только те потери, которые на виду. А если прибавить к ним капиталы, которые выводятся из страны незаконно, через фирмы-однодневки, то получается еще один потерянный триллион. Это официально признало на днях руководство Центробанка.
В программе КПРФ заложено требование принять закон, запрещающий бесконтрольный, грабительский вывод капитала из России. Наши политические оппоненты утверждают, что это требование нереалистично. Утверждают только потому, что стремятся заставить народ поверить, будто политика планомерного ограбления и разорения страны является единственно возможной. Будто альтернативы ей не существует. При этом те же наши оппоненты, стремящиеся фактически узаконить криминал и коррупцию, не желают признавать, какова истинная глубина кризиса, охватившего Россию.
Крах производства – обнищание регионов
О кризисных тенденциях также свидетельствует неуклонное падение промышленного производства, которое с точки зрения состояния национальной экономики является ключевым показателем. Спад промышленного производства фиксирует даже подлакированная официальная статистика.
В январе промышленное производство снизилось на 1,5%, в феврале – на 2,1%. Спад в обрабатывающей промышленности составил 1,3%, в сфере добычи полезных ископаемых – 2,3%, в производстве энергетического оборудования – 15–16%.
Деградация промышленного производства способствует снижению обороноспособности России. И это в особенности опасно теперь, когда в мире нарастает военная напряженность, когда постоянно множится количество международных угроз.
Осознавая эти тенденции, президент на одном из последних заседаний Совета безопасности прямо заявил, что нынешними темпами и методами модернизировать российскую промышленность и произвести ее технологическое перевооружение будет сложно. И нужно взять за образец советскую индустриализацию 1930-х гг., когда в течение 10 лет, в две пятилетки, было построено несколько тысяч самых передовых промышленных предприятий. Они и стали затем основной опорой советской экономики и оборонного комплекса.
Но ведь индустриализация 30-х осуществлялась в условиях строжайшей подконтрольности чиновников и управленцев обществу, в условиях, когда неуклонно соблюдалась дисциплина на всех уровнях. И любое отступление от норм законности строго каралось. А при нынешней тотальной коррумпированности власти, при колоссальной деградации государственного аппарата невозможно будет достичь хотя бы подобия результатов, полученных в годы индустриализации, если предварительно не провести кардинальное кадровое обновление в управленческой сфере.
В нашей партийной программе развитие базовых отраслей промышленности рассматривается как важнейшее условие сохранения российской государственности. Но роста промышленного производства невозможно добиться, если его отрасли разрозненны, а технологические связи между ними разорваны. И если при этом продолжается варварская приватизация важнейших предприятий. Без упорядочения отношений собственности, на котором мы постоянно настаиваем, нельзя обеспечить рывок в промышленном производстве. А без промышленного обновления и развития не может быть экономического роста.
Падение экономики, и в первую очередь промышленного производства, прямо сказывается на исполнении как федерального, так и региональных бюджетов. По итогам I квартала 2013 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом около 131 млрд рублей.
Еще более плачевна ситуация с бюджетами большинства российских регионов, которые утопают в долгах и нерешенных проблемах. На начало 2013 г. сумма долга субъектов РФ по их расходным полномочиям составила 1,4 трлн рублей. Кроме того, в I квартале 2013 г. дополнительно образовалась «дыра» в консолидированном бюджете регионов суммой в 500 млрд рублей. По прогнозам минэкономразвития, к 2018 г. бюджетный дефицит регионов вырастет до 1,8 трлн рублей. И при этом правительство стремится передать как можно больше социальных обязательств субъектам РФ. А с 2014 г. минфин отказывается предоставлять регионам России даже бюджетные кредиты.
Финансовые и социальные проблемы регионов вызваны не только кризисом экономики и падением производства. Они также обусловлены отсутствием у государства взвешенной региональной политики. Свидетельством тому может служить постоянно растущий разрыв между региональными показателями среднедушевого валового продукта. Если в 2003 г. максимальный разрыв между регионами по этому показателю составил 58 раз, то последние показатели разрыва, опубликованные Росстатом, уже превысили 83 раза.
Столь вопиющие диспропорции между российскими регионами необходимо устранять. Поэтому фракция коммунистов в Думе требует принять закон о государственной региональной политике.
Погром русской деревни
Проблемы регионов могли бы быть в значительной степени решены при условии развития сельского хозяйства. Но в этой сфере, как и в экономике в целом, по-прежнему проводится антинародная либеральная политика, которая разрушает сельскохозяйственную отрасль. Техническая отсталость отрасли с каждым годом лишь усугубляется. Так, по последним данным Росстата, производство тракторов для нужд сельского, лесного и прочих хозяйств в этом году составит в России 13 234 единицы. В том числе по отдельным федеральным округам: Центральный – 1602; Северо-Западный – 703; Южный – 929; Сибирский – всего лишь 315 тракторов.
Такое количество производимой техники абсолютно не соответствует потребностям регионов. И они вынуждены закупать импортную сельхозтехнику – в ущерб собственному производству и занятости населения. Купленная по лизингу импортная сельхозтехника не оснащена необходимыми запасными частями. Это еще больше обостряет проблему технической обеспеченности аграрного сектора. А в результате пустуют необработанные плодородные земли, сокращается поголовье скота, сельское население продолжает нищать, русские деревни исчезают с карты России.
Если бы в сельхозмашиностроение направили хотя бы десятую долю того, что выведено из России в офшоры, село бы хорошело на глазах. А страна получила бы качественное продовольствие, произведенное на нашей земле.
Именно об этом с удовольствием мечтал премьер-министр Медведев в начале марта, во время своей поездки в Нижегородскую область. Находясь там, он сокрушался, что из потребляемых россиянами овощей всего 26% выращено в нашей стране. Медведев согласился с тем, что импортные овощи менее качественны и даже бывают опасными для здоровья. Вот только пока нет никаких оснований надеяться, что сказанное премьером хоть как-то отразится на аграрной политике государства.
Фракция КПРФ в Государственной думе и наши депутаты в региональных законодательных собраниях выступают с конкретными предложениями и требованиями, предполагающими кардинальную смену политики в аграрной сфере.
Первое решение, которое необходимо принять немедленно, – обеспечение свободного доступа российских крестьян к продовольственным рынкам. Это позволило бы сельским труженикам получать более высокие доходы, самостоятельно реализуя свою продукцию, а не отдавать свой товар за копейки паразитам-перекупщикам. Горожане, в свою очередь, получали бы качественные продукты, выращенные их соотечественниками на родной земле. Именно такой порядок, способствующий укреплению национального сельхозпроизводства, введен в соседней Белоруссии.
Но политика российского государства в этой сфере определяется коррупционными мотивами. Поэтому преимущества получают поставщики импортных товаров, а также перекупщики. Причем и те, и другие зачастую связаны с этнической преступностью, действующей на территории России. Эти новые хозяева жизни, подкармливая взятками чиновников и правоохранительные органы, держат за горло и нашего крестьянина – по сути экспроприируя произведенное им, – и коренных жителей российских городов, которые платят не крестьянину-труженику, а орде пришлых посредников.
Не могу не остановиться на еще одном пороке нашей аграрной политики, связанном с так называемой свободой внешней торговли. Наши горе-чиновники нередко выражают гордость по поводу того, что Россия превратилась в крупнейшего экспортера зерна. Но такая гордость выглядит противоестественной, если учесть, что российское село на глазах разоряется, объем сельскохозяйственного производства падает.
Так, в 2012 г. объем производства сельхозпродукции сократился на 4,7%. И это только по данным официальной статистики. Кроме того, Росстат сообщает, что к началу марта 2013 г. обеспеченность сельхозпредприятий кормами снизилась по сравнению с мартом прошлого года на 23%. При этом власти имеют намерение отменить пока еще действующие некоторые ограничения на вывоз зерна из России.
Такая политика не имеет ничего общего с защитой национальных интересов и государственной безопасности страны.
Реальность «невидимой» безработицы
Нельзя не сказать и о другой проблеме, которая прямо вытекает из уже упомянутых. Это растущая безработица. Российское правительство эту проблему не признает. Более того, нередко кичится, что безработица в России значительно ниже, чем в Евросоюзе и в США.
Но вот в начале апреля текущего года на конференции «Модернизация экономики и общество» вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец привела удручающие цифры, касающиеся занятости населения. Она заявила, что из 86 млн россиян трудоспособного возраста лишь 48 млн работают в тех секторах, которые, как выразилась Голодец, «видны и понятны». Все остальные, согласно ее выводам, «непонятно где заняты, чем заняты, как заняты». Голодец утверждает, что эти 38 млн граждан, о месте и характере работы которых государство не имеет точных данных, «создают проблемы для всего общества». В ответ хочется спросить у вице-премьера: а кто создал проблемы для самих этих людей? Ведь большинство из них хотели бы иметь постоянную работу по специальности, получать официальную зарплату, честно платить налоги и производить регулярные отчисления в пенсионный фонд. Треть из этих 38 млн – довольно молодые люди, получившие высшее образование, но не сумевшие в нынешних условиях найти работу по специальности. Многие из них вынужденно очутились на «сером» рынке труда – вице-премьер Голодец удивлена – ей абсолютно непонятно, откуда он вообще взялся.
Тревожные данные, касающиеся той же темы, приводит директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. В России насчитывается 15–20 млн человек, про которых ни налоговые органы, ни специалисты по рынку труда вообще ничего не знают.
Но ведь и власть, и социологи озабочены в первую очередь тем, что эти миллионы граждан выпадают из поля зрения налоговых органов. Но ни государство, ни социологи не беспокоятся о том, как и чем живут эти люди. Как чувствуют себя те из них, кто лишен возможности заниматься созидательной работой, потому что подлинно творческая деятельность не востребована в условиях дикого капитализма?
Власть уверяет нас, что безработица не является серьезной проблемой для России. Но только с января 2013 г. свою деятельность прекратили более 300 тысяч малых предприятий. К ликвидации их вынудило двойное увеличение социальных платежей. Нет сомнения, что большинство сотрудников этих малых предприятий пополнили ряды безработных.
Росту безработицы способствуют и непрекращающиеся процессы банкротства, которые по сути являются отработанным способом подготовки промышленных предприятий к приватизации.
Например, в середине марта по решению арбитражного суда было введено внешнее управление на Таганрогском автомобильном заводе. Еще год назад долг этого предприятия превышал 21 млрд рублей и продолжал расти. Это предприятие выпускало различные виды продукции, востребованной в России: внедорожники, малые грузовики, автобусы и т.д. По какой же причине и кем именно это предприятие доведено до банкротства? И что в результате получат рабочие и специалисты, которые здесь трудились?
Почему мы боремся с приватизацией
Что, безусловно, удается нашей власти, так это ускоренная приватизация. КПРФ постоянно противостоит этому разрушительному процессу, многие годы борется за то, чтобы он был остановлен. Борьба с приватизацией – важная часть нашей партийной программы. И в первую очередь мы осуществляем эту борьбу через комитет по собственности в Государственной думе. На XV съезде КПРФ принята резолюция «Коммунисты против антинародной приватизации».
Но надо признать, что противостояние этому процессу пока не носит массового характера. Народ еще не осознал в полной мере, каким злом является передача недр и средств производства, то есть важнейшей части общенародной собственности, в руки частных воротил. Именно с этого началось разрушение великой советской державы. И только остановка приватизации с последующим пересмотром результатов крупных приватизационных сделок, состоявшихся в прошлом, может послужить началом восстановления России.
Однако власть не желает этого признавать. Напротив, продолжает латать финансовые дыры, по дешевке распродавая народное достояние. Как только в I квартале 2013 г. образовалась дыра в федеральном бюджете, минэкономразвития немедленно предложило довести сумму доходов государства от приватизации до 1 трлн рублей. В частности, государству предлагается отказаться от 19,5% акций «Роснефти» и получить за это всего лишь от 500 до 550 млрд рублей. У нас только в процессе госзакупок в течение года разворовывается вдвое больше, как утверждал Дмитрий Медведев еще в бытность президентом. А тут предлагается за такую сумму отдать пятую часть крупнейшего нефтяного гиганта.
Уступить 50% акций «Ростелекома» государство собирается и вовсе за гроши – за 200 млрд рублей.
Причем, говоря о государственной выручке в результате приватизационных сделок, министр финансов Антон Силуанов заявил, что «эти средства останутся в самих компаниях». Это лишнее подтверждение тому, что пополнение бюджета вообще не является истинной целью приватизации. А ее подлинная цель – скорейшая передача государственной собственности в руки нуворишей и обеспечение максимальной выгоды для них. Бюджет в данном случае выступает лишь предлогом для ускоренной приватизации, оправданием для чиновников, способствующих окончательной ликвидации государственной собственности в России.
Высший контрольный орган страны – Счетная палата – официально оценил приватизацию, проходившую в прежние годы, как процесс ограбления страны. Контролировать законность приватизации не в состоянии даже государственный орган, которому само государство вменяет эту миссию.
Процесс приватизации теперь абсолютно неподконтролен и Государственной думе. Это результат целенаправленных действий правительства, поддерживаемых фракцией «Единая Россия».
Еще в июне 2012 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что власти РФ не допустят дискриминации зарубежных инвесторов при приватизации в топливно-энергетическом комплексе. Вот к чему сводятся «достижения» правительства в управлении российской экономикой – к настойчивой защите права иностранцев на получение контроля над важнейшими российскими богатствами.
Напомню: согласно заявлению главы минэкономразвития Андрея Белоусова, предусматривается, что до 2016 г. государство полностью выйдет из числа акционеров банка ВТБ, где сейчас под его контролем находится 75% акций, а также из числа акционеров Россельхозбанка, где в данный момент 100% акций принадлежит государству. Планирует государство отказаться и от своей доли в «Росагролизинге» (около 100% акций), в «Совкомфлоте» (100% акций), в международном аэропорте «Шереметьево» (83% акций), в «Аэрофлоте» (51% акций), в Объединенной зерновой компании (100% акций). А также в таких компаниях как «Алроса», «РусГидро», «Зарубежнефть» и «Интер РАО». А следом из-под контроля государства уйдут «Российские железные дороги», «Транснефть», «Объединенная судостроительная корпорация» и «Объединенная авиастроительная корпорация».
Под шумок разговоров о необходимости новой индустриализации, модернизации, развития авиационной промышленности и всего ОПК проводится распродажа по бросовым ценам всего того, что создано тяжелым и героическим трудом народа в эпоху советских пятилеток.
Народу давно пора осознать грабительскую сущность этих процессов и перестать поддерживать своими голосами политику тех, кто наживается на созданном несколькими поколениями, ничего не давая России взамен.
Коррупция – дитя приватизации
Именно российская модель ускоренной распродажи государственного имущества породила всеохватывающую коррупцию, ставшую настоящей социальной чумой. Но чем очевиднее становятся мыслящим и ответственным людям масштабы и последствия коррупции, тем наглее и циничнее ведут себя сами коррупционеры.
На протяжении многих лет КПРФ говорила о разворовывании денег в оборонной сфере, о вопиющем несоответствии Анатолия Сердюкова должности министра обороны. Но на протяжении пяти с лишним лет Сердюков оставался неприкасаем. И сейчас, когда в военном ведомстве вскрываются вопиющие факты разворовывания бюджетных средств и незаконной распродажи государственной собственности, включая землю, когда выясняется, что государству нанесен многомиллиардный ущерб, экс-министр и его подручные по-прежнему находятся на свободе.
Наличие счетов российских государственных компаний в офшорах, подтвержденное недавно историей с кипрскими банками, доказывает попустительство власти по отношению к коррупционерам. За Кипром последовал скандал, связанный с офшорами на Британских Виргинских островах. И в связи с этим скандалом СМИ открыто называют имена крупных российских чиновников, в том числе первого вице-премьера Шувалова.
С явным неудовольствием говоря о мерах, которые власти Кипра были вынуждены принять в отношении банковских вкладов и их владельцев, в том числе и российских, премьер Медведев заметил, что там «продолжают грабить награбленное». Но ведь грабят вовсе не те, у кого изначально отняты выведенные в офшоры деньги.
Россиян ждет новый порядок налогообложения жилой недвижимости. Иными словами, резкое увеличение налога на жилплощадь. Теперь налог будет рассчитываться на основании кадастровой стоимости жилья. А успокаивающие заявления чиновников, будто бедных этот налог не коснется, – это разговоры для излишне доверчивых и наивных. Бедных в России 3/4 населения. А уровень доходов граждан при перерасчете налога на жилую недвижимость учитываться не будет. И многим уже скоро предстоит обнаружить, что налог этот увеличился для них в несколько раз.
Одновременно продолжается стремительный рост тарифов ЖКХ. Они увеличиваются такими темпами, что даже президент Путин вынужден высказывать свое возмущение по этому поводу. В феврале, выступая на совещании по вопросам ЖКХ, он резко раскритиковал чрезмерный рост коммунальных платежей. И тут же потребовал ограничить этот рост шестью процентами в год. Некоторые поверили и очень обрадовались. Президентский рейтинг даже поднялся на пару процентов. Но через неделю были обнародованы показатели, касавшиеся роста коммунальных тарифов в Москве. В 2013 г. стоимость газа повышается для жителей столицы на 15%, стоимость электроэнергии – на 10–12%, а тепловой энергии – на 9%. В среднем по многим регионам тарифы в этом году вырастут еще более существенно, чем в Москве.
Попытки власти регулировать тарифы с телеэкрана никакого результата не дают. Те, кто устанавливает грабительские тарифы для граждан, давно не боятся телевизионного Путина. Потому что понимают: экранные возмущения и угрозы – это одно, а политика Путина реального, потворствующая самым антисоциальным проявлениям дикого капитализма, – это другое. И касается это не только тарифов, но и всего остального.
Все вышеупомянутое тесно связано с глубоким кризисом российской власти на всех уровнях – от местного до федерального. Кризис управления охватил все сферы российской жизни. И преодолеть сложившуюся ситуацию можно лишь при условии смены команды, смены политического и экономического курса.
Путь к возрождению – в программе коммунистов
КПРФ давно сформулировала выверенную, реалистичную программу по выводу страны из кризиса, которую наша партия постоянно дополняет и совершенствует. Оппонентов у нашей программы становится все меньше, а сторонников – все больше. Потому что все больше тех, кто осознает, что положить конец беззаконию, вернуть России экономическую самостоятельность, а гражданам – право быть хозяевами в собственной стране можно лишь восстановив социальное государство. Взяв на вооружение лучшее из советского опыта. Все прочие модели, которые рисовали нам либералы, оказались либо утопиями, либо криминальными аферами огромного масштаба и огромной разрушительной силы.
Мы, коммунисты, настаиваем:
– На смену грабительской приватизации должна прийти национализация сырьевых, машиностроительных и других ведущих отраслей промышленности. Ненасытные олигархи способны лишь паразитировать на российских богатствах и ни за что не станут вкладывать свои доходы в техническое перевооружение страны, в рост производства. Обеспечить техническое обновление и модернизацию экономики можно только в том случае, если крупная, стратегически значимая собственность будет возвращена в руки государства. И если производством на возвращенных государству предприятиях будут командовать подготовленные, профессиональные специалисты, способные управлять сложными созидательными процессами.
– Стране нужна принципиально новая кредитная система, которая будет работать на национальную экономику, а не на офшоры. Тогда правительству не придется задаваться вопросом, где же взять, как оно выражается, «длинные деньги», то есть долгосрочные кредиты. Их обязаны выдавать банки, работающие в интересах страны.
Необходимо сменить прежде всего банковскую политику, переориентировав ее на обслуживание интересов национальной экономики. А возглавлять Центробанк должен такой руководитель, который будет в полной мере соответствовать этой задаче – действовать исключительно в интересах национальной экономики.
– КПРФ настаивает на резком увеличении целевой бюджетной поддержки аграрного сектора. Одновременно с этим мы требуем восстановить отечественное сельхозмашиностроение. Крестьяне должны получать технику, ГСМ и электроэнергию по доступным и устойчивым ценам. Выиграет село – выиграет и вся страна.
– Необходимо незамедлительно решать накапливающиеся проблемы науки и образования. Кризис в этой сфере несет прямую угрозу интеллектуальной деградации России, окончательной утраты ею статуса великой державы.
Государство обязано обеспечить финансовую поддержку науки. Но не через коррупционные анклавы вроде Сколкова, а через Академию наук и ее региональные отделения.
Некомпетентные чиновники, откровенно враждебно настроенные по отношению к ученым и студенчеству, должны быть отстранены от управления научной и образовательной сферой. Это самым непосредственным образом касается нынешнего главы министерства науки и образования Дмитрия Ливанова. С его подачи по всей стране развернулась по сути дела война с высшими учебными заведениями, их стремительная «зачистка», предлогом для которой становится так называемый мониторинг эффективности вузов.
Откровенный цинизм по отношению к вузовским преподавателям проявился в заявлениях Ливанова, что те сами несут ответственность за свои низкие оклады. Этими заявлениями сопровождалась отмена надбавок за ученые степени и звания для преподавателей вузов. Наконец, ощущая свою безнаказанность, Ливанов перешел к крайне агрессивным нападкам на Академию наук, фактически начал угрожать ей скорой ликвидацией.
Поведение нынешнего министра науки и образования вызвало жесткую реакцию научного сообщества. В частности, протестуя против политики министра, от должности председателя Общественного совета при минобразования отказался нобелевский лауреат, выдающийся ученый Жорес Алфёров.
КПРФ, солидарная с научной элитой страны, с возмущенными учеными, преподавателями, студентами, распространила заявление Президиума ЦК партии с требованием к президенту отправить министра Ливанова в отставку.
– В нашей партийной программе, в резолюциях, принятых XV съездом КПРФ, изложены требования к президенту и правительству принять законы о региональной и промышленной политике. Без конструктивного государственного подхода не может быть решена задача научно-технического и социального подъема страны.
Пора прекратить демонстрацию мнимого финансового благополучия России, иллюзия которого создается за счет сокращения бюджетных расходов на образование, медицину, науку и культуру.
Если в стране будут урегулированы отношения собственности, если будет поставлен заслон выводу капитала во всевозможные зарубежные офшоры, если развитие экономики будет направлено на импортозамещение – тогда экономический подъем России станет реальностью. Сделать его реальностью – это задача действительно ответственной власти. Но нынешняя власть предпочитает последовательной и кропотливой реальной работе на благо страны сочинение прожектерских сценариев о том, как успешно Россия начнет развиваться когда-нибудь в будущем.
Стране не нужны фантасты, чьи прогнозы и отчеты лишь заглушают реальные проблемы, связанные с коррупцией и экономической деградацией. Такие методы управления слишком дорого обходятся России, она их больше не выдерживает. Объективная реальность и стремительно нарастающие проблемы требуют принципиального кадрового обновления в органах власти и кардинальной смены политического и социально-экономического курса. Требуют осуществления такой политики, за которую было бы не стыдно отчитываться перед обществом.
Геннадий ЗЮГАНОВ
[11/04/2013]