Для убийства Лермонтова применялась модель «поддуэльная», то бишь, деланная под дуэль, которая либо вовсе не оставляла по себе документов, либо оставляла сфальсифицированные и обрывочные данные.
Лермонтов – не стрелял. Стреляли убийцы – в упор, а мнимые секунданты разрядили в воздух пистолет убиенного, дабы создать, согласно «сценарию» для непрошенных «ушей», - акустическую картину поединка. А засим скрылись с места злодеяния и, под диктовку «охранки», державшей их на крючке неких неблаговидных поступков, - стали лепить липу о содеянном…
Наверняка будущие «свидетели» были взбудоражены преддуэльными толками, только толком никто ничего не знал, а друзья, кои-то и должны были быть секундантами, если бы дело шло о «чистой» дуэли, - метались и искали куда исчез товарищ… Не дуэль то была, а западня. Однако и доднесь над исследованиями этих горестных происшествий облыжное, полицейским внушением распространенное слово: дуэль! ...
Михаил Юрьевич Лермонтов был совсем еще молодой человек, он не достиг и 27 лет. Но это по житейской мерке. По иной мерке – он достиг такой высоты мысли, чувства и воли, что вечно ослепительно горит в поле духовного свечения Земли!