От Мак Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 09.11.2012 18:00:43 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Образы будущего; Идеология; Война и мир; Версия для печати

Социокультурные ценности территориальных общин в китайском обществе

Социокультурные ценности территориальных общин в функционировании современного китайского общества
тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.13, кандидат философских наук Котельникова, Татьяна Владимировна

http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-tsennosti-territorialnykh-obshchin-v-funktsionirovanii-sovremennogo-kitaisko

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

Из реферата диссертации:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ И ИХ ЦЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

1.1. Методология анализа территориальных общин и их ценностей как социокультурного феномена.

1.2. Трансформирующиеся ценности территориальных общин как традиционного инструмента формирования и функционирования современного китайского общества.

ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ КАК ЦЕННОСТНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

2.1. Факторы формирования и функционирования территориальных общин в современном Китае.

2.2. Разноуровневая организация современных территориальных общин и их ценностно-регулятивная роль в построении «гармоничного общества».

2.3. Инновационный ценностный компонент в функционировании современных территориальных общин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

...

Современное китайское общество в результате проводимых реформ становится открытым внешнему миру. Все большая вовлеченность Китая в общемировые процессы неизбежно приводит к возникновению в нем многих нравственных проблем, среди которых разрушение традиционных общинных связей, появление деструктивных форм объективации личности, угроза утраты национальных культурных традиций.

Очевидно, что в новых условиях общественное развитие страны зависит от того, актуализированы ли в социуме нравственные ценности, обладает ли достаточным статусом духовная культура, которая придаёт человеческому поведению направленность на солидаризацию. Модернизация Китая, обусловленная цивилизационной спецификой - приверженностью идее гармонии человека, общества, природы, невозможна без опоры на традиционную систему ценностей, способствующей воспроизводству этнокультурной самоидентификации общества и обеспечивающей его консолидацию.

Учитывая это, руководство КНР прилагает усилия для воссоздания традиционных ценностей в столь же традиционной форме организации населения, которыми становятся модернизированные территориальные общины.

Исторически территориальные общины всегда являлись одним из значимых факторов устойчивого развития китайского общества с присущими ему национальными ценностями. Появление в социокультурном пространстве китайского общества обновленного феномена территориальных общин 3 актуализирует его исследование в современной науке.

Опыт китайских реформ свидетельствует о том, что отсутствие внимания к проблемам человека приводит к социальной напряженности и нестабильности. Воспроизводство территориальных общин - традиционных механизмов, консолидирующих общество, поставлено китайскими властями «на службу современности», что позволяет социуму адаптироваться к сложным условиям современности. Поэтому рефлексия феномена территориальных общин как модернизированного института традиционной китайской культуры представляется актуальной.

...


"В современный период внимание ученых Дин Юаньчжу, Сюй Ипина, Ли Хойфэна, Сюй Юнсяна и других сосредоточено на проблемах оптимизации механизмов функционирования общины в контексте построения социалистического «гармоничного» общества, одним из которых является аксиологический аспект 19 . Культурологическое направление исследований территориальных общин, связывающих их функционирование с ценностями культуры, представлены в работах Лю Бокуя, Гань Маньтана, Цю Цзяньсиня20.

Вместе с тем, несмотря на большое количество работ, посвященных трансформирующимся традиционным ценностям и их роли в современном китайском обществе, требуется осмысление данной проблематики в контексте исследования воссоздания территориальной общины - шэцюй как механизма консолидации нации.

Объект исследования - современное китайское общество.

Предмет исследования - социокультурные ценности современных территориальных общин.

Гипотеза.
Устойчивость форм социальной организации в Китае обусловлена преемственностью традиционной культуры и ее ценностного «ядра». Трансформируясь в процессах глобализации, традиционные ценности выступают консолидирующим фактором жизнедеятельности модернизированных общин и общества в целом.

Цель исследования - выявление роли социокультурных ценностей


...

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальные преобразования и культурная трансформация китайского общества актуализирует использование комплексной методологии исследования территориальных общин, которая включает философско-антропологический, социокультурный, аксиологический, а также конфликтологический подходы.

2. В контексте формирования всеобщих ценностных идеалов: справедливости («чжэнъи»), равноправия («пиндэн»), человеколюбия («жэнь»), нравственности («дэ»), деятельность территориальной общины, ориентированная на взаимопомощь и кооперацию, выступает консолидирующим фактором в обществе.

3. Формирование территориальных общин обусловлено экономическим, социальным, политическим, демографическим, ценностным факторами. В современных условиях община-шэцюй воссоздаёт ценности собственной культуры: «гармонии» (<аэ») - органичного единства природы, человека и общества, «нравственности» («дэ») как основы построения провозглашенного курса «гармоничного общества», «сяокан» - «общество среднего достатка» как символа экономического роста и стабильности.

4. Главным направлением деятельности территориальных общин является создание благоприятной среды для всестороннего развития личности, что достигается посредством реализации ценностно детерминированных функций: социальной, воспитательной, регулятивной, способствующих социализации и консолидации населения общины, а также формированию ценностей, специфичных для регионального и локального уровней.

5. Инновационный компонент в функционировании территориальных общин заключается в перестройке традиционных ценностных установок, соответствующих «гармоничному обществу», вытеснении деструктивных культурных традиций, препятствующих формированию новой территориальной самоидентичности, а также объективируется в практической сфере деятельности, включая управленческий аспект на основе проводимого официального курса «человек в основе всего».

...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общий итог диссертационному исследованию, можно сделать следующие выводы:

Активное включение Китая в процессы модернизации и глобализации привело к появлению и углублению проблем социально-политического, экономического и цивилизационного развития: росту безработицы, социальному расслоению, региональным дисбалансам, отставанию системы социального обеспечения. Однако одним из наиболее тяжелых последствий перехода к рыночной экономике явилась духовная переориентация в обществе. Высвобождение индивидуального сознания из рамок коллективистского в значительной степени освободило личность, но в то же время оказало серьезное влияние на систему ценностей, ликвидировало многие нравственные ограничения. В настоящее время все чаще говорят о духовном кризисе нации, который проявляется в утрате высоких идеалов и объединяющих целей, отчуждении людей, отсутствии доверия к власти, чиновникам, друг к другу, девальвации семейных ценностей, стремлении к гедонистическому образу жизни.

В этих условиях китайское руководство находится перед необходимостью поиска новых путей и средств, которые бы обеспечили продолжение стабильного развития страны. Основные направления долгосрочной стратегии решения проблем социальной сферы отражены в «Решении ЦК КПК по некоторым важным вопросам строительства социалистического гармоничного общества», принятом на VI Пленуме ЦК КПК XVI созыва. Основными принципами построения гармоничного общества являются «человек - превыше всего», развитие демократии и законности, участие всего народа в строительстве гармоничного общества под руководством КПК.

Социально-экономические трансформации обусловили появление территориальных общин, которые руководство КНР рассматривает как низовую организацию самоуправления, самообслуживания, самообразования населения, способную решать многие социальные проблемы в новых условиях.

Модернизация, связанная с заимствованием извне, в условиях Китая невозможна без опоры на традиционную систему ценностей, способствующую воспроизводству этнокультурной самоидентификации общества и обеспечивающую его консолидацию. Ядром китайской культуры является приверженность идее совместной и гармоничной жизни людей. В ситуации трансформации социальной структуры современного китайского общества возросла значимость традиционных, в данном случае — территориальных оснований идентификации. Формирующиеся межличностные связи, определяющие приоритет коллективных ценностей над личными, традиционные морально-этические нормы, ориентирующие на поддержку слабых и неимущих, составляют основу стабильного развития общества.

Концепция построения социалистического гармоничного общества по принципу «человек в основе всего» созвучна идее строительства общин-шэцюй прежде всего потому, что община, как традиционный институт взаимопомощи базируется на солидарности и кооперации. Обращаясь к человеку, государство не только обязуется проводить социально ориентированную политику, но также возлагает определенную ответственность на самих граждан, призывая их активно участвовать в жизни своих общин.

Одной из инноваций является переориентация территориальной общины на самообслуживание в общине или деятельность, направленную на улучшение качества жизни посредством предоставления услуг населению, в том числе оказании безвозмездной помощи. Большая роль в осуществлении этой деятельности отводится различным общественным организациям. Развитие третичного сектора экономики на местном уровне способствует устранению многих социальных конфликтов, обусловленных рыночными преобразованиями. Социальное взаимодействие, основанное на предоставлении и получении услуг, укрепляет соседские связи, формирует у людей чувство солидарности и новой территориальной идентичности, способствует вытеснению некоторых традиций, сдерживающих этот процесс.

В новых условиях территориальная община призвана стать опорой государственной власти. Политическую функцию выполняют местные партийные организации, которые являются неотъемлемым структурообразующим компонентом территориальной общины и позиционируют свою роль как «направляющую».

Процесс формирования территориальных общин сдерживается рядом факторов, обусловленных прежде всего незавершенностью экономических преобразований и сохраняющимися пережитками прежней системы: недостатком материальных ресурсов, отсутствием профессиональных кадров, пассивностью населения, концентрацией власти в высших эшелонах управленческого аппарата и отсутствием механизмов делегирования полномочий низшим звеньям администрации.

В настоящее время в КНР осознают необходимость поиска мер, позволяющих преодолеть сложившиеся стереотипы взаимодействия государственной власти и общества и вывести его на новый уровень, а также мобилизовать население для участия в деятельности общин. Инновационный компонент в строительстве общин подразумевает прежде всего выбор современной модели управления общины, позволяющей раскрыть внутренние резервы общества, которые традиционно подавлялись руководящей ролью государства.

Очевидно, что для успешного осуществления этого плана, необходимы современные научные исследования, не только объясняющие изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности, но и позволяющие осуществлять социальное прогнозирование. Актуальность проблематики территориальных общин отражена в исследованиях, посвященных урбанизации и модернизации, трансформации ценностных ориентации;, нравственного воспитания молодежи, возрождения культурных традиций.

Подводя итог диссертационному исследованию, следует сказать, что территориальная община-шэцюй представляет собой уникальный социокультурный феномен, характеризующийся наличием единой территории, социальных связей, аккумулирующий основополагающие черты национальной культуры, где взаимодействие между индивидами основано на обновленных традиционных императивах «равенства и справедливости», «доверия и дружбы», «стабильности и упорядоченности». Формирование жизненной среды, которая будет соответствовать сложившимся в национальном сознании представлениям о гармонии, является основой для стабильного развития общества.

Таким образом, основная направленность работы по созданию территориальных общин в КНР заключается в формировании обновлённых норм и ценностей, соответствующих социалистической рыночной экономике, которые позволят достичь консенсуса в обществе.