Как живут в социалистическом Китае. Репортаж с «круглого стола» в газете «Правда»
2012-09-20 14:56
По страницам газеты «Правда». Александр Трубицын
В «Правде» прошёл «круглый стол» с участием членов делегации КПРФ, побывавшей в Китайской Народной Республике.
Делегацию возглавлял член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Дмитрий Новиков. В её состав входили секретарь Центрального Комитета Юрий Афонин, секретарь Московского горкома Андрей Клычков, заведующий Международным отделом ЦК Андрей Филиппов, депутат Государственной думы Константин Ширшов, член бюро Волгоградского обкома Евгений Шаманаев, заведующий отделом пропаганды и агитации Новосибирского обкома Иван Конобеев, заведующий отделом информационно-пропагандистской работы Бурятского рескома Баир Цыренов, сотрудник Отдела национальной политики ЦК Анастасия Зинченко, заведующий сектором Исполкома Совета СКП—КПСС Юрий Финенко.
Дмитрий НОВИКОВ:
— Поездка проходила в рамках соглашения о сотрудничестве, которое действует между КПК и КПРФ с 1997 года и пролонгируется каждые три года. Договор касается взаимных визитов, контактов, обмена информацией. В разные годы состоялось семь поездок в КНР лидера нашей партии Г.А. Зюганова. С позапрошлого года установилась практика посещения Китая делегациями представителей молодого поколения руководителей КПРФ.
В этом году поездка проходила по формуле «10 дней — 10 человек». За это время делегация побывала в трёх городах Китая: в Пекине, в Ухане — центре провинции Хубэй и в Сямэне, находящемся на юге Китая.
В Пекине состоялась важная встреча с членом Политбюро ЦК КПК Ван Лэчхенем, прошли встречи в Международном отделе ЦК партии, с руководством сектора теории Отдела пропаганды ЦК, с заместителем директора Института макроэкономики при Государственном комитете по делам развития и реформ. Кроме того, состоялась весьма интересная беседа в ЦК комсомола. В ходе встреч мы убедились, что самое ожидаемое событие ближайшего времени в Китае — XVIII съезд КПК.
Провинция Хубэй, где проживают 62 миллиона человек, — одна из тех территорий, о которых можно сказать: это колыбель китайской цивилизации. Центр провинции — город Ухань с населением 8 миллионов человек. Его более точное название — «трёхградье Ухань», так как он исторически состоит из трёх городов: Учана, Ханькоу и Ханьяна, стоящих в месте слияния рек Янцзы и Ханьшуй. Единым городом Ухань помогли сделать советские специалисты, при участии которых в 1957 году был построен первый мост через Янцзы.
Сегодня провинция Хубэй — не только крупный аграрный район, но и средоточие высоких технологий, науки и образования. В городе — семь университетов центрального подчинения и 120 региональных вузов. Посещая технопарк, мы ознакомились с предприятием, широко использующим в производстве лазерные технологии. Побывали и в крупной компании, производящей оптоволокно высочайшего качества. Оно пользуется на мировом рынке таким спросом, что при круглосуточной работе портфель заказов предприятия уже заполнен до конца года. Рост ВВП по провинции в прошлом году составил более 10%. В этом году, даже вопреки мировому кризису, он ожидается в пределах 7—8%.
Город Сямэнь представляет одну из четырёх свободных экономических зон, созданных в Китае на старте реформ. Здесь активно развивается международная кооперация. Особенно много предприятий с привлечением тайваньского капитала. В Сямэне бурно растёт экономика, непрерывно идёт строительство, развивается сеть морских портов, расширяется железнодорожный узел. Нам показали завод строительной техники и завод «Кинг Лонг», который выпускает широкую линейку автобусов, пользующихся спросом в самых разных странах. Эти автобусы всё увереннее завоёвывают и российский рынок.
Несмотря на быстрое индустриальное и инфраструктурное развитие, Сямэнь уже три раза получал звание «Всекитайский город высокой культуры». Он действительно очень чист, зелен и привлекателен. Наряду с субтропическим климатом это способствует активному развитию туризма. И поток туристов значительный: до 35 миллионов человек в год. Но самое главное, что большая их часть — это сами китайцы из других регионов. Следовательно, общее повышение уровня жизни населения страны становится дополнительным стимулом для активного развития крупных территорий.
В целом же мы воочию увидели, что могут дать стране реформы, если они проводятся грамотными специалистами в интересах страны и народа.
Завершая поездку, мы побывали в редакции интернет-сайта главной газеты Китая — «Жэньминь жибао». Когда-то Мао Цзэдун написал кисточкой: «Народная ежедневная газета», и изображённые им иероглифы стали названием и логотипом нового издания. Сегодня в редакции её интернет-версии трудятся полторы тысячи журналистов. Их средний возраст составляет 29 лет, работают они в 70 корреспондентских отделениях разных городов Китая и стран мира. Именно сайт «Жэньминь жибао» стал первым информационным порталом китайского Интернета, и все достижения электронной коммуникации активно используются редакцией. Что касается печатной версии газеты, то её тираж приближается к трём миллионам экземпляров и ежегодно увеличивается более чем на сто тысяч.
Андрей ФИЛИППОВ:
— В Компартии Китая на сегодняшний день состоят 82,6 миллиона человек. Это самая большая политическая партия в мире. По сравнению с прошлым съездом, состоявшимся в 2007 году, увеличение почти на 10 миллионов членов партии. На предстоящий съезд уже избрано 2270 делегатов. Это на 50 человек больше, чем было на предыдущем партийном форуме. Число делегатов в возрасте до 35 лет составило 5%, до 55 лет — 64,8%, свыше 55 лет — 35,2%.
Съезд изберёт Центральный Комитет численностью 204 человека и 167 кандидатов в члены ЦК. Кстати, что касается списка кандидатов, то он составляется по рейтингу в соответствии с числом поданных голосов. Делается это для того, чтобы вакансия в случае её появления в ЦК заполнялась с учётом уровня поддержки и авторитета конкретного коммуниста.
Надо отметить, что посольство Российской Федерации в Китае уделило большое внимание нашей делегации. Посол Сергей Разов, беседуя с нами, рассказал о состоянии российско-китайских отношений, отметил важность взаимоотношений с КПК как ведущей и правящей партией великой страны.
Кроме Коммунистической в КНР есть ещё восемь политических партий. Небольшие по численности — от 60 до 150 тысяч членов, — они оцениваются самой КПК как дружественные. В их названиях часто встречается слово «демократическая». В ЦК Компартии Китая один из отделов целенаправленно занимается взаимодействием с этими партиями, а их представители находятся на высоких постах в органах власти КНР. Данные партии не являются оппозиционными. Они действуют в том же направлении, что и КПК, беря на себя задачу выражать интересы определённых групп населения.
Компартия Китая поддерживает отношения более чем с 600 партиями и общественными организациями практически во всех странах мира. Принципы, на которых строятся взаимоотношения, чётко зафиксированы: независимость партнёров, равноправие, взаимное уважение и невмешательство во внутренние дела друг друга.
Юрий АФОНИН:
— В этом году в КНР широко отмечалось 90-летие китайского комсомола. Отношение у китайцев к комсомолу — самое тёплое, как у нашего старшего поколения. Сейчас в комсомоле состоят примерно 90 миллионов молодых людей в возрасте от 15 до 28 лет. И было очень приятно видеть, с какой гордостью молодые китайцы носят комсомольские значки. Замечали мы их повсюду — и на форме у стюардесс, и у работников предприятий, и у гостиничных служащих. Носят значки молодые люди, работающие как в государственных, так и в частных организациях.
Работе с молодёжью КПК уделяет большое внимание, учитывая, что меняется сама молодёжная среда, меняется информационное окружение, не прекращаются попытки оказать на молодёжь влияние со стороны, используя возможности Интернета. Активисты комсомола грамотно и умело противодействуют таким попыткам, аргументированно отстаивая свои убеждения.
Руководство Китая поддерживает практику обмена молодёжными делегациями с Россией по различным линиям — общественной, государственной, международной. Незадолго до нашего приезда состоялся обмен делегациями в рамках Шанхайской организации сотрудничества, где были молодые представители и нашей партии, комсомола.
В ходе последней поездки договорились о развитии контактов между пионерскими организациями. Будем продолжать также взаимные обмены в сопредельных территориях России и Китая. Активно работает в этом направлении, например, Иркутск.
Большое внимание уделяет китайский комсомол спорту. И результаты олимпиад убедительно об этом свидетельствуют. А основа достижений китайцев — это школа массового спорта. Закладывалась она по тем же принципам, что и в Советском Союзе, и с тем же чувством патриотизма, которое двигало в своё время нашими спортсменами. Любовь к Родине — не пустой звук для китайцев.
Ещё хотелось бы отметить широкое развитие внутреннего туризма, который стимулирует внутренний спрос и делает китайскую экономику более устойчивой. Чтобы обеспечить его развитие, китайцы создают необходимую инфраструктуру, прежде всего — транспортную. У нас когда-то существовала самая разветвлённая сеть местных авиалиний, были тысячи аэродромов по всей стране. Теперь наши «реформаторы» их уничтожили, а китайские реформаторы у себя создали и продолжают развивать. Одновременно растёт количество автомобильных и железных дорог. Китайцы всё больше путешествуют по своей стране. А за ними в зоны активного туризма устремляется всё больше иностранных гостей, что приносит стране немалые доходы.
Иван КОНОБЕЕВ:
— Наши десять дней в КНР были периодом полного погружения в реалии и проблемы, которыми живёт китайское общество накануне важнейшего съезда КПК. Находясь здесь, хорошо видишь, что в этой стране нет разделения на два этажа, где номенклатура и народ живут отдельно друг от друга. Общество развивается как единый организм.
Побывав в Китайской Народной Республике, понимаешь с особой чёткостью, какую страну потеряли мы. Гордость за СССР ощущается в Китае с необыкновенной силой. О Советском Союзе нам здесь напоминает всё: метро в Пекине, огромный мост через Янцзы и комбинат в Ухане, экспонаты военного музея. К России как наследнице СССР в Китае все относятся с теплотой и дружескими чувствами — от руководителя Международного отдела ЦК КПК до водителя такси. Просто так, на ровном месте, такие чувства не возникают. Сегодняшний Китай — кит мировой экономики. Это промышленная громадина, владеющая высокими технологиями и развивающая их, сосредоточившая 3,1 триллиона долларов золотовалютного запаса. Это очень сильная страна. Насколько же сильной была наша Родина, когда-то помогавшая расти Китаю!
На встречах многократно повторялся основной принцип политики государства и партии: «В центре всего — человек». В сегодняшней России, по-моему, это звучало бы как открытие. А в Китае для снижения расходов гражданина государство активно дотирует, например, сферу ЖКХ. Транспорт — тоже для человека. Стоимость проезда в метро Пекина 2 юаня — это 11 рублей. Поездка на такси через полгорода с населением 20 миллионов человек обходится приблизительно в 300 рублей. Когда видишь это своими глазами, понимаешь, что партийный лозунг «В центре всего — человек» — это не пустые слова, а руководство к действию.
Кстати, о действии. Встречи, которых у нашей делегации было множество, показали, что руководство Компартии и исполнительная власть прекрасно понимают остроту проблем китайской экономики, общества. И не стесняются анализировать их на встречах с гостями. Есть замедление темпов роста ВВП, есть схлопывание рынков США и Европы, где реализуются товары китайской промышленности, есть разрыв в доходах городского и сельского населения. В то же время, однако, разрабатываются и способы решения каждой проблемы. Есть понимание того, что необходимо делать, чтобы продвигаться вперёд. И показатели последних 30 лет наглядно демонстрируют, как растут доходы населения, развивается промышленность, повышается уровень урбанизации. Значит, путь определён верный. А нам остаётся радоваться за Китай и за его руководителей, которые живут не для себя, а для страны и своего народа.
Баир ЦЫРЕНОВ:
Для меня главным и самым волнующим перед поездкой был вопрос: что же происходит с Китаем как со страной, строящей социализм? Найти ответ на него совсем не просто даже за десять дней. Но уже с первых часов пребывания в Пекине стало понятно: выбрав свой путь, китайцы взялись за дело всерьёз.
Первое, что бросилось в глаза, — идеальные дороги не только в городах, но и между ними. Автострады сопровождают бесчисленные мосты и развязки. Вдоль трасс — не железные заборы с навязчивой пёстрой рекламой, а аккуратно посаженные деревья и цветы. Правда, немало платных дорог. «Почему же платные? А социализм где?» — спросите вы. Всё очень просто: здесь никто пока и не говорит, что социализм уже построен и можно расслабиться. Социализм, как всё великое, не провозглашается в одночасье. Путь к нему лежит через упорный труд и чёткое планирование. А вот с планированием у китайцев всё хорошо. Те же самые дороги построены на деньги, которые взяты у банков в кредит, гарантированный государством. Пока не будет возвращён кредит, дороги будут платными, а вот последующее поколение граждан станет ездить по хайвеям задаром. Кстати, сеть бесплатных дорог, которые дублируют платные, тоже находится в хорошем состоянии.
Вдоль дорог в Китае развёрнуто грандиозное строительство жилых микрорайонов, бизнес-кварталов и новых промзон. В ходе поездки нашей делегации довелось посетить целый ряд промышленных предприятий. В их числе — автобусный завод, завод по выпуску тяжёлой техники, станкостроительное производство. Во время бесед с их руководством мы настойчиво задавали два вопроса: о доле государства в предприятии и о наличии и численности парт-организации. Как оказалось, даже зарубежные владельцы предприятий заинтересованы в работе парткомов, так как их наличие улучшает трудовую дисциплину. Что касается доли государства, то на крупных промышленных предприятиях она существенно выше половины и нередко достигает 100%.
Понятно, что для привлечения технологий Китаю необходимы совместные производства. Поэтому ещё в 80-х годах прошлого столетия началось сотрудничество с крупными производителями из других стран. Например, завод по производству оптоволоконных кабелей (входит в тройку крупнейших в мире) создавался совместно с компанией «Филипс». Однако сегодня доля нидерландской компании на заводе равна нулю, так как китайцы её выкупили.
При том, что руководство Компартии Китая чувствуется везде и во всём, нет ощущения навязчивости. По телевидению не крутят с утра и до вечера пропагандистские материалы. На улицах не так много политической рекламы. Люди явно чувствуют себя свободно.
На мой взгляд, показательным является и то, что цензура в Китае носит вполне разумный и логичный характер, защищая здоровье нации. Всем известно: социальные сети, подконтрольные США, используются для ведения подрывной работы против неугодных режимов, вплоть до организации массовых волнений. Поэтому абсолютно логично, что «ютьюбы», «твиттеры» и «фейсбуки» тут не работают. «Мешают общению, боятся распространения информации!» — радостно завопят либералы и так называемые правозащитники. Но ведь в стране функционируют свои социальные сети, в которых зарегистрировано гораздо больше людей, чем в их западных аналогах. И стать пользователем соцсетей в Китае может любой человек из любой точки мира. Другой показательный момент: в КНР абсолютно свободно работают российские «ВКонтакте» и «Одноклассники». А это говорит в пользу того, что главной задачей государства в Интернете является не ограничение распространения информации, а недопущение подрывной работы с помощью новейших технологий.
На протяжении всей поездки меня сопровождало какое-то странное ощущение, что это уже где-то было и что там, где это было, оно ещё возможно…
Всё, что я видел в Китае, ещё раз наталкивает на мысль: Программа КПРФ не только реалистична, но и необходима России как глоток свежего воздуха. И чем быстрее она будет реализована, тем лучше. Ведь времени у нас остаётся всё меньше и меньше. А у членов нашей делегации есть ещё много впечатлений и мыслей, которые непременно найдут отражение в нашей партийной работе.