От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 02.12.2012 10:57:45 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Шагреневая кожа американской внешней политики в Старом Свете (I)

Ольга ЩЕДРОВА

Под грузом проблем


Второй срок президентства Б.Обамы начинается на фоне беспрецедентного в новейшей
истории США комплекса внутри- и внешнеполитических проблем, которые приведут к
сужению горизонтов американской международной политики. По оценке Чарльза
Купчана, бывшего советника по национальной безопасности при президенте Клинтоне,
<президент будет вынужден смириться с утратой значительной части глобального
могущества США и разделить его с нарождающимися державами>.

В ближайшие четыре года внешнеполитическая стратегия США будет определяться
поисками баланса между сохранением американской государственности и стремлением
оказывать влияние на глобальные процессы. Парадокс ситуации состоит в том, что
именно стремление к сохранению гегемонии как дорогостоящее удовольствие является
угрозой государственности США, а внутренние угрозы обусловливают стремление к
сохранению гегемонии, без которой Америка будет неспособна поддерживать высокий
уровень потребления и стабильность в стране.

Вопрос сохранения американского государства не является фигурой речи.
Превысивший 100% ВВП государственный долг, рост социального расслоения,
обострение межнациональных и межрасовых конфликтов, сепаратизм штатов, с одной
стороны, и законодательная подготовка правительства к массовым репрессиям - с
другой, являются предпосылками возникновения гражданской войны при
дестабилизации финансовой ситуации.

США будут вынуждены перейти от стратегии доминирования к стратегии выживания,
что означает отказ от силового <установления демократии> в мире и сосредоточение
на игре на противоречиях с попытками решать эти противоречия чужими руками.


Перезагрузка перезагрузки?


Объявленная Б.Обамой <перезагрузка> отношений с Россией принесла американской
стороне ряд односторонних преимуществ, в частности обеспечение поставок в
Афганистан через территорию России, поддержку Россией санкций против Ирана,
благоприятствовавшее Соединённым Штатам голосование российского представителя в
ООН по Ливии, подписание договора СНВ-3. Этот проект изначально планировался как
односторонний. В декабре 2011 г. в статье <Почему <перезагрузка> играет на руку
США и пренебрегает интересами России> журнал писал: США
рассчитывают, что смогут <выбивать> уступки у России, не давая взамен ничего,
кроме <отсутствия враждебности>.

Очевидно, что США будет сделана попытка <перезагрузить перезагрузку> в таком же
одностороннем формате и с теми же попытками давления на Россию.

В сфере безопасности будут продолжены попытки создания системы ПРО без учета
интересов российской стороны, с тем чтобы навязать России сокращение вооружений.
Важной для США является стратегия лишения России союзников и дестабилизация
ситуации вблизи российских границ. РФ столкнется в давлением США в сирийском и
иранском вопросах. На европейском направлении усилия США будут сосредоточены на
усилении евроатлантического вектора безопасности и развитии НАТО для
блокирования инициатив России по созданию новой общеевропейской системы
безопасности.

Наметилось едва ли не открытое столкновение в сфере газового экспорта, из
которого США стараются вытолкнуть <Газпром>: интриги американских <агентов
влияния> - восточноевропейских стран, вбрасывание на рынок конкурентных
фьючерсов типа <сжиженный газ> и <сланцевый газ>. Помимо беспрецедентного
прямого давления на Украину по вопросу о создании газотранспортного консорциума
с РФ, на все уровни проник лоббизм экологически опасных технологий добычи
сланцевого газа. Дошло уже до того, что в Дипломатической академии МИД Украины
представители компании <Шелл> читают государственным служащим лекции об
<источниках снижения газовой зависимости от России> путем добычи пресловутого
сланцевого газа, само собой, с помощью американских компаний.

Целенаправленному противодействию со стороны США будут подвергаться усилия
России по интеграции постсоветских государств и созданию Евразийского союза.
Здесь следует ожидать реинкарнации старых и создания новых <альтернативных>
проектов, размораживания и провоцирования конфликтов, а также вовлечения
партнеров РФ в различные региональные инициативы, отвлекающие внимание и ресурсы
от ТС и ЕЭП.

Будут расширяться и попытки подрыва Российского государства изнутри путем
финансирования и поддержки прозападных оппозиционных группировок, радикальных
исламских движений, национал-фашистских <русских> организаций. Важность этого
направления определена самой кандидатурой посла США в РФ - специалиста по
подготовке и осуществлению <цветных> переворотов.

О том, с какой интенсивностью США под видом <перезагрузки> будут осуществлять
антироссийскую подрывную деятельность, можно судить по высказыванию
З.Бжезинского: <Будущее Запада зависит от того, насколько Запад сумеет
интегрировать в себя Россию>. Поскольку речь идет о выживании США, сила всегда
останется силой, даже если она по-обамовски мягкая.


Заклятый европейский друг


Опираясь на Европу как своего главного стратегического союзника, США тем не
менее не оставляют попыток дестабилизировать европейский континент, ослабить
европейскую валюту и создать вокруг ЕС дугу нестабильности с целью <принуждения
к сотрудничеству>.

Интервенция в Ливии, а также ряд предыдущих военных авантюр США привели к
разочарованию европейских участников НАТО в этой организации и активизации
усилий ЕС по формированию Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). С
целью возвращения контроля США над Североатлантическим альянсом на Чикагском
саммите НАТО 12 мая 2012 г. была принята концепция <разумной обороны>, которая
станет основным инструментом привязки оборонной сферы Евросоюза к США. С помощью
<разумной обороны> США удалось решить ряд стратегических задач, в частности
минимизации расходов на содержание НАТО, повышения зависимости ЕС от
американского ВПК и снижения возможностей Евросоюза по созданию альтернативных
инициатив в сфере безопасности, в частности вместе с Россией.

При этом американцы будут наращивать усилия по созданию конфликтов между
европейскими странами для обеспечения себе статуса арбитра. Речь идет не только
об оборонной сфере, где наметились и усиливаются противоречия не только между
<новой> и <старой> Европой, но и между отцами-основателями Европейского союза -
Германией и Францией. Официальный Вашингтон оказывает значительное давление на
ЕС в вопросе снижения расходов для преодоления экономического кризиса, что
создает напряжение в отношениях севера и юга Европы. Принуждая Европу <затянуть
пояса>, американцы тем самым продлевают себе возможности наращивания долгов.
Несомненно, при росте кризисных явлений в американской экономике попытки жить за
счет Европы будут только усиливаться.

Стремительная исламизация Ближнего Востока и Северной Африки в результате
организованных при поддержке США государственных переворотов и гражданских войн,
являясь <бомбой>, которую теряющие мощь Соединённые Штаты после своего
неминуемого ухода из Евразии оставят всему континенту, наибольший ущерб наносит
именно Европе. Резко возрастают риски терроризма, демографическое давление на
страны Евросоюза и угрозы их энергетической безопасности. США неминуемо
воспользуются этой ситуацией для обретения статуса <единственного защитника>
европейского континента.

Одним из главных направлений усилий внешней политики США в Европе останется
формирование <санитарного кордона> вокруг России путем расширения <политики
соседства> ЕС и механизмов <разумной обороны>: В этом контексте Европа
столкнется с давлением, направленным на часто невыгодное ей углубление
интеграции с Украиной, Молдовой, Грузией и т.д. В последнее время наметилась
тенденция к возрождению ГУАМ, нежизнеспособного антироссийского объединения
слаборазвитых государств, способного существовать только при активной
американской поддержке.

На фоне отчётливого стремления США к оптимизации своих государственных расходов
вероятны попытки передать Евросоюзу управление этой структурой, что в очередной
раз не спасет ГУАМ от политического небытия, но надолго повредит отношениям ЕС и
России...

(Окончание следует)