|
От
|
K
|
|
К
|
K
|
|
Дата
|
09.11.2012 17:08:42
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Мосты в никуда
"Bridge to Nowhere" - так традиционно называют мосты, недостроенные или
поврежденные, обычное дело, когда разбирать сооружение дороже, чем просто
забросить. Более интересный случай - это мосты, ведущие на малозаселенные
территории, слишком дорогие для транспортировки живущих там людей. А отсюда
вытекает и метафора, означающая огромные вложения в бесперспективные и мало кому
нужные проекты. Метафора современной российской экономики. Впрочем, начну
буквально, с мостов.
Самый скандальный мост в никуда
Это так и не построенный Gravina Island Bridge в американском городе Ketchikan в
штате Аляска. Это мост на небольшой островок в океане, на котором живет
постоянно всего 50 человек. Но также находится и международный аэропорт.
Аэропорт не маленький - принимает в среднем более 3000 пассажиров в день. Мост
ценой в $400 млн был призван заменить паром, на котором пассажирам приходилось
плыть в деловой район города около 7 минут.
Понятно, что конгрессмены и сенаторы от Аляски пробивали федеральное
финансирование этого проекта. И почти пробили.
Когда еще будущий кандидат в вице-президенты от республиканцев Сара Пейлин
баллотировалась в губернаторы Аляски, она стала ярым сторонником этого проекта
(и тогда победила, кстати сказать). Но во время избирательной кампании
республиканцев в 2008 году Пейлин всячески открещивалась от лоббирования этого
моста и заявляла, что именно она остановила его финансирование. Чем вызвала
насмешки всей Америки. Ей припомнили и построенную к предполагаемому мосту
дорогу ценой $25 млн. <Мост в никуда> - это был один из любимых сюжетов
демократов в прошлой предвыборной гонке, уж очень метафорически это звучало.
Но это так и не построенный мост. А вот Россия отличилась парой настоящих
построенных мостов в никуда.
Самый дорогой мост в никуда
На роль мирового рекордсмена теперь по праву претендует <Русский мост> (таково
его официальное название). Мост ценой в $1 млрд с подъездной дорогой еще в $1
млрд (в аэропорт и город) с пропускной способностью в 50 тысяч машин в день
ведет на небольшой островок Русский (рядом с Владивостоком) с численностью
жителей 5 тысяч человек. Да и те в основном бедные рыбаки, живущие в домах
барачного типа, автомобилей не имеют.
Этот вантовый мост на самом деле очень красив, парящий в воздухе с центральным
пролетом более 1 километра на высоте в 70 метров, который поддерживают два
пилона высотой в 324 метра. Наверное, он грандиозен в инженерных решениях. И уж
точно станет теперь новым символом Владивостока. Вот только... зачем он нужен?
Русский мост был построен к саммиту организации стран Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества, который прошел там в начале сентября этого года.
Он прошел, неделю азиатским бюрократам и коммерсантам пускали пыль в глаза. Что
их больше всего поразило - так это цена пыли: больше $20 млрд, потраченных
Россией на саммит. Такого никто никогда не делал за всю историю организации. Ну,
максимум пару миллиардов.
Что дальше с о. Русский? Теперь там остались те же 5 тыс. жителей без
автомобилей, а еще там пытаются делать:
- рекреационный центр (проще говоря - пляжи). Согласно постановлению
правительства с 31 марта 2010 на территории Русского острова создана
туристско-рекреационная особая экономическая зона;
- Тихоокеанский научно-образовательный центр (университет и несколько институтов
Российской академии наук);
- и еще остается использование его в качестве делового центра, благодаря
выстроенным зданиям и гостиницам.
Положа руку на сердце, скажите, действительно стоило потратить $2 млрд для
доступа к пляжам на автомобиле? А на пароме никак не доехать? Ведь каждые два
часа ходит и даже машины перевозит, не так уж и дорого. Неужели ученые не нашли
бы лучшего применения таким деньгам, чем строительство моста и дороги к
предполагаемым в будущем НИИ?
На эти деньги можно было бы увеличить бюджеты конкурсных российских научных
фондов РФФИ и РГНФ в 6 раз. Вдумайтесь - это их 6-летний бюджет. А ведь за
последние 3 года их бюджет упал даже в номинальном исчислении - не иначе деньги
ушли как раз на строительство Русского моста...
По основным характеристикам (длина, высота, длина основного пролета и т.п.)
Русский мост аналогичен самому фотографируемому мосту мира - Golden Gate в
Сан-Франциско, США. Вот только Golden Gate построен 75 лет назад, является
платным и реально пропускает 120 тыс. автомашин в день. Этот мост буквально
зарабатывает полмиллиона долларов ежедневно. А Русский мост бесплатный и сколько
он сейчас, после завершения саммита стран АТЭС, будет реально пропускать в день?
Пару тысяч машин? А может пару сотен?
Самый идиотский мост в никуда
Недавно сдан в эксплуатацию мост в рамках автодороги Уляп ? Тенгинская, что
ведет из Адыгеи в Краснодарский край. Из федерального и республиканского
(Адыгеи) бюджетов на его сооружение было выделено 600 млн руб. Беда только в
том, что он ведет... в никуда. На другой стороне реки - лес. Краснодарский край
не построил дороги со своей стороны и уверяет, что вообще ничего не знает о
строительстве моста. Для полноты картины стоит добавить, что мост должен был
соединить с Краснодарским краем родовое село президента республики Аслана
Тхакушинова. Что ж, теперь придется незапланированно создавать на той стороне
реки еще одну туристско-рекреационную зону и южно-российский научный центр...
Трубопровод из ниоткуда в никуда
Но что там дороги и мосты! Мы готовы построить из ниоткуда в никуда целые
трубопроводы. На остров Русский был построен специальный газопровод длиной 34
км. При этом через пролив Босфор Восточный трубопровод пустили не по дну, а
исходя из экологических соображений под дном - почти 3 км подземного
трубопровода проложено методом наклонно-направленного бурения через скальные
грунты по плотности, как сообщает пресса, не уступавшие металлу. Почему по дну
Балтики или Черного моря можно прокладывать трубопровод, а здесь - никак?
Непонятно. Во сколько обошелся этот проект? И кому на о.Русский сегодня нужен
этот газ? До жителей острова он, вероятно, так и не дошел...
Ну, хорошо, пойдем дальше. А откуда взялся газ во Владивостоке? В связи с
саммитом (читай - для о.Русского) был реанимирован проект и построен специальный
трубопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток длиной 1800 км. Почему он был в свое
время остановлен? Потому что газа для него нет, все существующие на Сахалине
месторождения имели свои транспортные сети на экспорт.
Ничего, <Газпром> берет газ с месторождений, разрабатываемых по соглашению о
разделе продукции (СРП) <Сахалин-3>. Такое использование газа не предусмотрено
проектом, в связи с чем не <Газпром>, а российское государство выплачивает
спецкомпенсацию участникам соглашения (в т.ч. и <Газпрому>) за забор этого газа
(разницу в цене между экспортом и внутренним потреблением газа). Государство
недополучает свою долю продукции на сумму этой компенсации. Так ниоткуда нашелся
газ - с убытком для государства.
Конечно, торопились к саммиту и не занимались прокладкой газораспределительных
сетей в крупнейших российских городах Дальнего Востока (дойдет ли до этого дело
хоть когда-нибудь или потащат нитку дальше на экспорт в Китай?) Главное было -
вытянуть нитку трубопровода до Владивостока и острова Русский. Вытянули, успели.
Теперь поставляют газ в никуда. По трубе мощностью 30 млрд куб. м в год
поставляют едва 5 млрд куб. м только на ТЭЦ Владивостока. Здорово, конечно,
перевести ТЭЦ с угля на газ. Экологически полезно. Но тянуть для этого трубу
длиной 2 тыс. км?
Ненужные трубопроводы
Строя трубопроводы, путинская Россия никогда не задумывается над вопросами
экономической эффективности. <Северный поток>. Только что, 8 октября запущена
вторая нитка газопровода. Строительство обошлось в 7,5 млрд евро. <Газпром>
хочет построить еще 2 ветки. Но Германия уже отказалась от третьей ветки, теперь
<Газпром> обхаживает Великобританию.
<Южный поток>. Строительство еще не началось. Стоимость - 8,6 млрд евро. Оба
<потока> дублируют уже существующие трубопроводы через Украину и Беларусь. Этих,
уже существующих, труб вполне хватило бы для транспортировки планируемых объемов
газа. И <Северный> и <Южный> потоки - это явно избыточные мощности. Зачем
вкладывать $15 млрд инвестиций в трубы? Чтобы не договариваться с Украиной о
тарифах за прокачку? И только? Это цена неспособности договориться?
Безумно дорогой трубопровод из ниоткуда
Трубопровод <Восточная Сибирь - Тихий океан> или ВСТО. Первая очередь стоила $12
млрд. Вторая - еще 5-6 млрд этим летом ее наполнили нефтью. Это тот самый
трубопровод, про который Навальный писал, что на его строительстве было похищено
$4 млрд из $12 млрд. Но я сейчас не о том. Откуда нефть для этого трубопровода?
Из Восточной Сибири. А там очень дорогая нефть, самая дорогая из всей нефти,
добываемой в России. Стоит ли ее вообще добывать, пока есть другая более дешевая
нефть? Выглядит несколько глупо.
Для добычи нефти в Восточной Сибири госкомпания <Роснефть> затребовала и
получила налоговые льготы по НДПИ (кстати, скоро обнуление НДПИ может получить и
<Газпром> на газ из Восточной Сибири). А стоимость транспортировки нефти по
ВСТО? Она искусственно занижена по сравнению с другими направлениями (т.е.
западным направлением), фактически перекрестно дотируется ими в рамках
<Транснефти>. И уж точно перед этим тарифом не ставится задача окупить
инвестиции на строительство ВСТО - разве что текущие расходы... А на выходе
получается нефть, которая рентабельна для экспорта только при столь высоких
мировых ценах как сейчас. Стоит ценам упасть - и экспорт этой нефти (даже со
всеми льготами и скидками) становится коммерчески нерентабелен. Зачем
государству нужен такой трубопровод?
Вы скажете - уже построено, чего теперь... Так в планах еще более экономически
безумные проекты - Восточная энергопрограмма стоимостью в $90 млрд с разработкой
месторождений в Якутии и трубами в тысячи километров на юг по вечной мерзлоте...
Политические проекты
Но не только мостами и трубами богата фантазия российского чиновника. Есть еще
множество политически мотивированных, но экономически бессмысленных проектов:
- уже упоминавшийся саммит стран организации АТЭС, стоивший стране $20 млрд;
- Олимпиада-2014 такой же стоимостью.
Ну, вот почему зимнюю Олимпиаду надо задумать проводить в единственном уголке
субтропиков в нашей необъятной стране? Зачем в Сочи три ледовых дворца? Туда
что, едут на коньках кататься? Зачем нам прекрасно оборудованный (надеюсь)
горнолыжный склон в Красной Поляне, где снег бывает 2 месяца в году, и тот
мокрый и тяжелый из-за близости моря?
- Чемпионат мира по футболу-2018.
Прекрасное зрелище. Но зачем нам полтора десятка стадионов вместимостью 50-60
тыс.чел. и стоимостью по полмиллиарда долларов каждый, если на обычные матчи
нашего чемпионата ходит в лучшем случае 10-15 тыс. болельщиков и существующих
стадионов для этого вполне достаточно?
- Чемпионат мира по хоккею, трасса <Формулы - 1> и т.д. - те же претензии.
- ГЛОНАСС - очевидно, продукт для военных, ничем не лучше, просто дублирующий
американский GPS.
Внедрение ГЛОНАССа подстегнуто российско-грузинской войной, где американцы то ли
отключали GPS для российских военных действий, то ли наши военные очень боялись
такого отключения. Коммерческого выхода от ГЛОНАСС никакого, но административное
продвижение очень настырное - вплоть до оснащения приборами ГЛОНАСС трамваем и
троллейбусов, будто они могут уйти с маршрута и потеряться.
- строительство новой платной автотрассы Москва - Петербург стоимостью под $20
млрд.
За 1/8 от этих денег можно реконструировать существующую бесплатную трассу,
чтобы по ней было удобно ездить. Но разве это кому-то интересно?
Ну и, конечно, самый главный бюджетный расход <в никуда> - рост расходов на
оборону. 8 апреля 2010 года президент России Медведев и президент США Обама в
Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений
сроком на 10 лет. Если отбросить дипломатическую шелуху, договор СНВ-3 оказался
таким, что России не пришлось ничего сокращать: был зафиксирован текущий уровень
вооружений России. А вот США предстояли некоторые сокращения.
Но ведь ядерные запасы России и США в десятки раз превосходят запасы ближайших
ядерных стран. Вполне можно было пытаться договориться хотя бы о
двух-трехкратном сокращении ядерных вооружений - это не нанесло бы
обороноспособности страны ущерба, но сильно помогло бы экономике. Шанс на новый
виток сокращения вооружений был упущен. Вместо этого Россия включилась в новый
виток гонки вооружений. В конце 2010 года была принята новая военная программа и
расходы на оборону начали резко расти.
Имеет ли смысл увеличивать расходы на оборону? В 2010 году Россия с 4% ВВП на
оборону находилась на 13 месте в мире по этому показателю (из 165 стран). Это -
почти уровень США (4,8%). Впереди - только богатые страны Ближнего Востока (где
война - это обычное состояние дел), да еще почти осажденные со всех сторон
Армения с Киргизией. 4% - это много для мирного времени. Наши военные расходы
вдвое выше, чем у ядерных Китая (2%) и стран Европы (в целом по ЕС - 1,7%).
Усилится ли существенно наша военная безопасность, если расходы на оборону в ВВП
достигнут 5%? Вряд ли. А для простого поддержания ядерного паритета хватило бы и
3%. И еще вопрос - нужен ли он, ядерный паритет? Для гарантированного взаимного
уничтожения можно обойтись и меньшим. Ассиметричный ответ, новое издание.
В любом случае стоит помнить пару простых истин:
- сколько военным денег ни дай - всегда будет мало,
- война - слишком важное дело, чтобы доверять ее военным.
Что объединяет все эти <мосты в никуда>? Непроизводительность. Чрезвычайно
высокие затраты с очень маленьким полезным результатом. Все эти расходы не ведут
ни к росту уровня жизни населения, ни к будущему росту экономики. Все эти
затраты - абсолютно бесперспективны и очень малополезны для людей. А еще общее в
том, что именно на такого рода проектах руководство страны выстраивает наш путь
в будущее. Именно такие проекты тащат рост нашего ВВП.
Экономические власти страны так и не поняли основ рыночной экономики - что спрос
рождает предложение, что движущей силой экономики является потребительский спрос
людей и надо всячески стимулировать этот спрос и подстраивать экономику страны
под него. Вместо этого Россия вернулась к чисто социалистическому, брежневскому
пониманию экономики - что рост экономики стимулирует только государство,
государственный спрос, сколь бы бесполезным для людей он ни был.
Фактически вся экономика России построена на том, что сверхдоходы от экспорта
нефти/газа вкладываются в государственные (или госкомпаний) бесполезные для
людей проекты, в строительство <мостов в никуда>... Убери доходы от нефти - и
страна окажется как пушкинская старуха - у разбитого корыта. Ни накопленного
богатства, ни текущего дохода, ни коммерчески перспективных инвестпроектов.
Своеобразным символом этого является бюджетный Резервный фонд: собранные налоги
просто замораживаются, никак не используются в дальнейшем. В этом году туда
планируется отправить 1,8 трлн руб. или по 20 тыс. руб. с зарплаты каждого
российского работающего человека. Даешь 13-ю зарплату в топку!
Российская экономика, как она устроена сегодня - это машина, работающая
вхолостую, шумит, тарахтит, мигает огоньками, как настоящая, только никуда не
едет. Экономика работает не на потребление своих граждан и не на будущий рост, а
на строительство бесконечных мифических <мостов в никуда>. На сверхдорогие
проекты, единственный смысл которых в том, что на них так удобно воровать
чиновникам государства и госмонополий.