От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 12.09.2012 11:20:37 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Десять способов манипулирования людьми с помощью СМИ ("Rebelion", Испания)

Десять способов манипулирования людьми с помощью СМИ ("Rebelion", Испания)

Ноам Хомский составил список <10 способов манипулирования> с помощью средств
массовой информации.

1- Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от
важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими
кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства
малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для
того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области
науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
<Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем,
переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы
граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на
размышления; с поля - в загон, как и все прочие животные (цитата из книги <Тихое
оружие для спокойных войн>).

2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения

Данный метод также называется <проблема-реакция-решение>. Создается проблема,
некая <ситуация>, рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди
населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы
правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или
организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия
законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей
гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло
нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

3- Способ постепенного применения

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее
постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны
принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и
90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность,
нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не
обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то
наверняка привело бы к революции.

4- Отсрочка исполнения

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы
представить его в качестве <болезненного и необходимого> и добиться в данный
момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще
согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ
в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что <завтра все
изменится к лучшему> и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать.
Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о
переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

5- Обращаться к народу как к малым детям

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику,
используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о
детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных
индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей
степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? <Если
кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу
внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью
вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для
детей в возрасте 12 или менее лет.

6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на
то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и
вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны,
использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное
для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или
устойчивые модели поведения:

7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы,
используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. <Качество
образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно
более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие
общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут
преодолеть низшие классы.

8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью

Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным:

9- Усиливать чувство собственной вины

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных
несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей,
способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать
против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением,
обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в
числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не
может!

10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все
увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми
обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, <система> получила в
свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и
психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе
знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью
и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг
и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском
технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его
фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили
заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.

Оригинал публикации: Diez formas distintas de manipulacion mediatica