Предлагаю ознакомиться с работой французского философа Корнелиуса Касториадиса "Воображаемое установление общества". Касториадис был деятелем троцкистского движения, затем, в конце 1940х годов эволюционировал к антибольшевистскому "левому коммунизму", признал что в СССР государаственный капитализм, а бюрократия выполняет роль эксплуататорского класса. В 1948 году вместе с Клодом Лефором Касториадис создал группировку "Социализм или варварство", объединенную вокруг одноименного марксистского журнала, в которой под разными псевдонимами печатались Касториадис, Лефор, а также другие теоретики, такие как основователь "ситуационизма" Ги Дебор (известный своей книгой "Общество спектакля"), позднее отколовшийся от данной группы и создавший "Ситуационистский Интернационал", который также стоял на позициях либертарного левого коммунизма, а также будущий столп постмодернистской философии Жан Франсуа Лиотар. В начале 1960 годов "Социализм или варварство" отказалась от марксизма, основатель группы Корнелиус Касториадис опубликовал в журнале "Социализм или варварство" серию статей с критикой марксизма. Первая из этих статей была направлена против марксова анализа капитализма, который был дан в книге "Капитал". http://libcom.org/library/modern-capitalism-revolution-paul-cardan Разделавшись с марксистской политэкономией, Касториадис перешел к критике материалистического понимания истории, которая была дана в серии из трех статей под названием "Марксизм и революционная теория". Эти статьи впоследствии вошли в книгу "Воображаемое установление общества", которую я Вам пересылаю в аттачменте, на правах первой части. Вторая часть книги более подробно развивает теорию социального воображаемого и институционализации, эскизы которой были намечены в статьях из серии "Марксизм и революционная теория". Касториадис, наряду с "Франкфуртской школой", Сартром, Альтюссером и ситуационизмом оказал значительное влияние на леворадикальное движение того времени, в особенности на движение "Красного Мая" 1968 года. Один из самых громких и радикальных лозунгов Мая-1968 года - "Будьте реалистами, требуйте невозможного!" всего лишь парафраз слов Касториадиса из книги "Воображаемое установление общества"
Предисловие 7
Марксизм и революционная теория 13
I. Марксизм: предварительный итог 15
1. Историческая ситуация марксизма и понятие ортодоксии /15 2. Марксистская теория истории /21 (Экономический
детерминизм и борьба классов /37; Субъект и объект исторического познания /41; Дополнительные замечания к
марксистской теории истории /45) 3. Марксистская философия истории /50 (Объективистский рационализм /50;
Детерминизм /52; Последовательная связь значений и «хитрость разума» /54; Диалектика и «материализм» /64) 4. Две
составляющие марксизма и их историческая судьба /67 (Философские основания упадка марксистской теории /79)
II. Теория и революционный проект 83
1. Praxis и проект /83 (Знание и действие /83; Praxis и проект /87) 2. Корни революционного проекта /92 (Социальные
корни революционного проекта /92; Революция и рационализация /98; Революция и социальная тотальность /99;
Субъективные корни революционного проекта /104; Логика революционного проекта /109) 3. Автономия и отчуждение
/116 (Смысл автономии. Индивид /116; Социальное измерение автономии /122; Институционализированная
гетерономия: отчуждение как социальный феномен /124; Мифическое значение «коммунизма» /126)
III. Институт и воображаемое: первое приближение 131
Институт: экономико-функциональный взгляд /131; Институт и символическое /133; Символическое и воображаемое
/143; Отчуждение и воображаемое /149; Воображаемые социальные значения /153; Роль воображаемых значений /164;
Воображаемое в современном мире /175; Воображаемое и рациональное /179
Примечания к 1-й части 185
Социальное воображаемое и институционализация 217
IV. Общественно-историческое 219
Возможные типы традиционных ответов /222; Общество и схемы сосуществования /229; История и схемы
преемственности /236; Философская институционализация времени /240; Время и творение /250; Социальная
институционализация времени /258; Отождествляющее время и время воображаемое /266; Нерасторжимость
социального и историчного. Абстракции синхронии и диахронии /273
V. Общественно-историческое установление: legein и teukhein 279
Отождествляющая логика и множества /279; Социальное установление множеств /286; Опора общества на природу /289;
Legein и язык как код /299; Аспекты legein /307; «Legein», детерминированность, рассудок /322; Аспекты teukhein /325;
Историчность «legein» и «teukhein» /335
VI. Общественно-историческое установление:
индивид и вещь 340
Способ бытия бессознательного /341; Вопрос об истоке представления /349; Психическая реальность /362; Единичное
ядро изначального субъекта /364; Разлом единичности и троичная фаза /372; Создание реальности /380; Сублимация и
социализация психики /385; Общественно-историческое содержание сублимации /390; Индивид и представление в
общем /395; Предрассудок восприятия и исключительность «вещи» /406; Представление и мышление /414
VII. Воображаемые социальные значения 418
Магмы /418; Значения в языке /423; Воображаемые социальные значения и «действительность» /434; Воображаемые
социальные значения и институционализация мира /440; Способ бытия воображаемых социальных значений /446;
Первичное воображаемое, общество, создающее институты, общество институционализированное /452
Примечания ко II -и части 458
Материалы к «воображаемомуустановлению общества»... 475