|
От
|
Мак
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
02.11.2012 21:01:12
|
|
Рубрики
|
Ссылки; Тексты;
|
|
Леонид Ионин. Политкорректность: дивный новый мир
http://www.zavtra.ru/content/view/apostrof-2012-10-31-000000/
ЗАВТРА/Апостроф
Даниил Торопов
31.10.2012
Леонид ИОНИН. Политкорректность: дивный новый мир
(Библиотека журнала "Логос"). — М.: ООО "Ад Маргинем Пресс", 2012, 112 с.
"Мы живЁм сегодня в политкорректном мире. Некоторые возразят и скажут, что политкорректность — это не у нас, это на Западе. Но приходится с такой позицией не согласиться. Ибо там, где меньшинства любого рода борются за признание, там идет борьба за политкорректность. У нас эта борьба очевидно идет. И я не берусь предсказать ее исход. Взгляд у меня скорее пессимистический: меньшинства победят неполиткорректное большинство, как это уже произошло на Западе. Не потому, что "переубедят", а потому, что именно меньшинства имеют голос, и именно они формируют темы общественной дискуссии... Общество начинает рассматриваться как общество меньшинств. Только они претендуют на реальные права, тогда как большинство — только фон для их существования, субстрат, на котором прорастают действующие социальные группы — ортодоксальное политкорректное меньшинство. Политкорректность — это контроль общественного мнения. Причем, политкорректность направляет контроль против большинства; большинство превращается в молчащее большинство".
Эссе видного отечественного философа и социолога, профессора Высшей школы экономики, посвящено болезненной проблеме современности. Насколько понимаю, работа основана на докладе Ионина "Общество меньшинств: политкорректность в современном мире", прочитанного пару лет назад в Институте философии РАН.
"Политкорректность" — увлекательный памфлет. Воздушность изложения и академический уровень содержания делает этот небольшой текст важным источником изучения и интерпретации нашей реальности. А набор ситуаций, историй и выводов с лёгкостью расходится на цитаты.
Тем более, что высокомерное отношение России к деградировавшему Западу на фоне "традиционности" современной России — большой вопрос. Да, подавляющее большинство жителей России — носители консервативного мышления. Но хозяева дискурса и истеблишмент — представители либерально-колониального дискурса. Одна из важнейших характеристик поликорректности — это навязывание образа мира и навязывание восприятия мира. В мире представительской демократии, господства СМИ большинство решает только на агитплакатах. И агрессивные и сплочённые меньшинства при минимальной поддержке сверху легко подавляют фрустрированное большинство. А уж попытки самоорганизации большинства в Российской Федерации зачастую воспринимаются как антигосударственная деятельность.
Ионин сам успел поскользнуться на банановой кожуре политорректности, написав в одном учебнике, что разные расы и народы внесли разный вклад в становление человеческой культуры. И был... обвинён членом Академии наук в проявлении расиализма(!). А согласно нормам политкорректности, есть расизм, согласно которому есть высшие и низшие расы, и расиализм — точка зрения, предполагающая, что существуют разные расы. В любом случае слово "раса" — выход за рамки политкорректного словаря.
Политкорректность — это апогей западной демократии, превратившийся в новый тоталитаризм. Ионин фиксирует то, как политкорректность атакует ценности семьи, истины, науки.
"Дух политкорректности выразим в простой формуле: истина относительна. Задача политкорректности — обеспечение толерантности, или терпимости, даже в отношении того, что заведомо неистинно. Если же задуматься, то окажется, что лучшим — и логически последовательным! — определением толерантности и политкорректности вместе будет приведённое на сайте "Луркморье" требова- ние недопустимости причинения моральных страданий даже самым заслуживающим того персонажам и отстаивание этой позиции вплоть до последнего патрона (себе в лоб)".
Важно, что на этом пути толерантность, так и политкорректность в целом входят в принципиальный конфликт с научным знанием, которое, как известно, основывается на понятии истины. Здесь вообще идеология политкорректности вступает в противоречие со всем ходом развития западной цивилизации, где истина с самого начала — принципиально важное фундаментально понятие".
Анализ Ионина напоминает диагноз, причём, диагноз откровенно неутешительный, пусть не так уж всё однозначно в его аргументации. "Политкорректность: дивный новый мир" — в некотором роде либерально-консервативный манифест. Ионин апеллирует к традиционным европейским ценностям. Хотя способов защиты этих самых ценностей в сетевом обществе побеждающих меньшинств почти не просматривается. Если не учитывать, конечно, методы а-ля инфернальный викинг Андерс Беринг Брейвик.
Ионин указывает в качестве источника политкорректности марксизм. Схожим образом, американский консерватор Пэт Бьюкенен "истоки разрух" находит, например, во Франкфуртской школе. Ионин признаёт, что марксизм, как и западный либеральный проект — плоды с дерева европейского Просвещения. Так что, возможно, защита от поликорректного тоталитаризма лежит далеко за пределами новоевропейской рациональности.
"Политкорректность: дивный новый мир" — это важный вопрос. Ответ за обществом и историей.