От Вершинин Владимир Ответить на сообщение
К Durga Ответить по почте
Дата 25.05.2012 22:28:04 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Культура; Версия для печати

Re: То, что...

>Привет
>>А.С. Панарин - признанный выдающийся
>философ современности.

>Вы про премию Солженицина?

>>Если Вы его не читали, то это говорит о Вашей необразованности.
>
>Только если некультурным называть того, кто не слушает Диму Билана. К сожалению активного обсуждения его мыслей на форуме не наблюдается, по поиску в архивах по фамилии философа на одной странице умещаются за 2010-2011-2012 год, при этом цитирование нулевое (обычно говорят "читал Панарина", без упоминания что, без цитаты, либо говорят банальные вещи) . Из этого я делаю вывод, что философ не смог коснуться актуальных проблем современности, но по какой-то причине оказался интересен для гурманов. Я был бы вам признетелен, если бы вы попытались изложить своими словами с краткими цитатами изюминку учений этого философа. Пока рекомендации на форуме не располагают к чтению.

Александр Сергеевич Панарин (1940-2003) - философ и политолог, доктор философских наук, директор Центра философских исследований Института философии РАН. Родился в г. Горловка Донецкой области. Окончил философский факультет МГУ (1966) и аспирантуру (1971). Докторская диссертация - "Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма" (1991). Прошел непростой путь от ЛИБЕРАЛЬНОГО ДИССИДЕНТА советских времен к ПАТРИОТУ, ведущему философу эпохи 1990-х. Его труды изданы в книгах: "Народ без элиты", "Правда железного занавеса", "Реванш истории" (за которую и была присуждена премия Солженицина), "Искушение глобализмом", "Православная цивилизация в глобальном мире", "Стратегическая нестабильность в XXI веке".

Вот это "от либерального диссидента - к патриоту" и есть причина "молчания" о работах и методе Панарина, даже несмотря на премию Солженицина. Вот, например, отрывок из последнего публичного выступления Панарина, состоявшегося в дискуссии "Политическое положение России: взгляд в будущее", прошедшей в Государственной академии славянской культуры (2003 г.):

"...Современную ситуацию можно охарактеризовать как мировую гражданскую войну, суть которой - в реванше богатых. Подчеркиваю, речь идет именно о гражданской планетарной войне, сталкивающей новых богатых с новыми бедными. Предыдущая, левая фаза мирового исторического цикла, или эпоха отвоевания бедными у богатых своих социальных прав, длилась примерно 150 лет. Она началась в 1848 году, со дня революции в Европе, и закончилась на рубеже 70-80 годов двадцатого века, когда по Европе прокатилась так называемая неоконсервативная волна. Не все тогда разобрались, что стоит за этой волной. А ее суть, как, впрочем, и суть новой либеральной идеологии заключается в том, что это идеология реванша богатых над бедными....

...Либеральная власть занимается апологетикой гражданского общества, понимаемого как неисторический феномен. На самом деле гражданское общество на наших глазах качественно изменилось. Чтобы понять, что оно представляет собой сегодня, достаточно почитать труды тех же самых либеральных идеологов. Гражданское общество сегодня - это война всех против всех, война агрессивных индивидуалистов друг против друга, рудимент социал-дарвинизма. Оно замешано на расизме и ведет к расизму, порождает гражданскую войну, а вовсе не демократию, не плюрализм и не консенсус, как полагают очень наивные люди. В этом обществе победители не расценивают побежденных как людей: ни сострадания, ни жалости, ни участия.

В основе такого превращения лежит известная логика: если я, к примеру, ограбил вас, то я должен либо назвать себя негодяем и жить с осознанием этого, либо я должен сказать себе: ну и поделом потерпевшему, разве ЭТОТ человек достоин собственности? В социал-дарвинистском гражданском общества витает призрак внутреннего расизма: обделенные, потерпевшие поражение, не выдержавшие естественного отбора признаются недочеловеками. И это колоссальная историческая катастрофа, возврат к дохристианской эпохе, возврат к агрессивному язычеству, восстановление рабовладельческой картины мира. Да, вслед за расизмом приходит и призрак нового рабовладения...

...перспектива нового рабства - это программа, способная уничтожить научно-технический прогресс, возрождающая бесплатный труд. Перед человечеством стоит угроза колоссального срыва, падения назад, в какие-то палеонтологические глубины истории. Если человечество не хочет сорваться в эту бездну, ему надо принимать меры. Но и этого недостаточно - надо позаботиться о душе. Альтернатива падению - это, в первую очередь, реабилитация бедных. Если в логике пространства закономерно побеждают физически сильнейшие, то в логике метаисторического времени, открытой мировыми религиями, торжествуют униженные. Реальная политическая история прокладывается между этими полюсами.

Либеральная программа потерпела фиаско. Она оказалась чистейшей, абсолютной утопией, куда более абсурдной, чем коммунистическая утопия. Лежащая в основе этой программы либеральная презумпция всеобщего благоденствия, основанная на том, что мы всех сделаем собственниками, абсолютно несостоятельна, даже теоретически. [...] Эта презумпция несостоятельна и практически, потому что все мы знаем, что либеральные программы - это программы для меньшинства. [...] Либеральное общество в целом - общество меньшинства. Поэтому главный вопрос для нас - как реабилитировать большинство, беднейшее большинство мира, как вернуть ему человеческое достоинство, а вслед за этим и социальные права.

Но как реабилитировать НЕСОБСТВЕННИКА? Задача не из простых. Для ее решения человечество нуждается в пробуждении христианского чувства, в понимании великого подвига Христа, который обращается к нищим духом со словами "вы наследуете землю". Я думаю, что старый архетип России, старая русская идея заключается в том, что мы с бедным, с угнетенным большинством. Это старая русская идея, и за ней будущее. Без этой идеи мир превратится в новое рабство, а России грозит новое варварство. Наша русская идея, требующая реабилитировать слабого и вернуть ему человеческое достоинство - это всемирно-историческая идея. И ей нет альтернативы, если человечество не хочет погибнуть. Русская миссия будет востребована. С этой перспективой надо жить."

Объяснение такому перевороту сознания можно найти в следующем отрывке из выступления вдовы Панарина на первых Панаринских чтениях (2005 г.):

"...Александр Сергеевич подвергал критике принцип политической свободы от ценностей; критике очень жесткой не только с точки зрения политолога, не только с точки зрения человека, имеющего твердые убеждения, но именно [...] с точки зрения аналитика и методолога науки. Он утверждает, что чем выше уровень нашей ОЗАБОЧЕННОСТИ, тем выше уровень проникновения в суть вещей, а значит, тем СОДЕРЖАТЕЛЬНЕЙ используемые нами знаки... Язык познания, его метод не может быть свободен от ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АНГАЖИРОВАННОСТИ. Человек познает не мертвые вещи в себе, мир открывается исследователю, философу постольку, поскольку тот увлечен и востребован им. Это был принцип, ведущий Александра Сергеевича, сформулированный еще в его работах по глобальному прогнозированию. Но наиболее четко, как методологическую установку, предлагаемую им, философом, он сформулировал это именно в своих последних трудах. Панарин говорит о том, что именно попытки подходить к языку как к набору пустых знаков, соблазн виртуалистики являются одной из основных угроз, которые таит в себе интеллектуальное сообщество для окружающей реальности. Потому что интеллектуальные игры, чреватые уходом в самодостаточность, несут за собой в мир хаос. Поэтому исходный методологический принцип - это забота, это АНГАЖИРОВАННОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Александр Сергеевич утверждает, что элементы и процессы мира, не озвученные человеческим голосом, никогда не явят нам ту откровенную истину о мире, которую они способны поведать голосом ангажированной человеческой личности. Таким образом, в основе творчества - сопричастность к другому, забота о другом и, конечно, любовь. Выбор Панарина - это СОПРИЧАСТНОСТЬ К СУДЬБЕ СВОЕГО НАРОДА, СОБЫТИЕ СО СВОИМ НАРОДОМ. Неоднократно Александр Сергеевич заявлял: "Я ОСТАЮСЬ СО СВОИМ НАРОДОМ". Это была его основная, базовая установка. И Панарина - общественного деятеля, и Панарина-мыслителя. Мыслителя, ОЗАБОЧЕННОГО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РЕАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ, ИЩУЩЕГО В ФИЛОСОФИИ СПОСОБ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ. И, конечно, главная движущая сила его - это СЛУЖЕНИЕ СВОЕМУ НАРОДУ, ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ НАРОДУ. Вот те вечные ценности, которые должны лежать в основе философского творчества; их он черпал из русской культуры."

Понятно, что такая "измена" не прощается. Тем более, что в силу своего "диссидентского" прошлого Панарин был хорошо осведомлен о так называемом правозащитном "движении". Это можно понять, например, по таким фрагментам ("Правда железного занавеса"):

"...наряду с технологией пробуждения этноконфессиональной архаики, направленной против российского цивилизационного синтеза, геостратегами НАТО используются технологии пробуждения конфликтующих первородных стихий Суши и Моря. В частности, эта "палеонтология географии", наряду с археологией культуры, сегодня используется атлантистами для разжигания противостояния Петербурга и Москвы. На факультете международных отношений ЛГУ, а также в среде некоторых культурологов, финансируемых посредством американских фондов, апробируется идея об атлантической идентичности древних республик Новгорода и Пскова, впоследствии разрушенных азиатской Московией, а также об атлантической идентичности Петербурга. Эти олицетворения свободного Океана временно были захвачены враждебным им по сути континентом, попытавшимся сковать вольные стихии океанического "открытого общества" обручем деспотической "закрытой" государственности . В интеллектуальном окружении Д.С. Лихачева получила хождение концепция "скандовизантии" - союза Черного и Балтийского морей, воплощенного в Киево-Новгородском политическом и культурном СИНТЕЗЕ Древней Руси. Эту свободолюбивую Русь, тяготеющую к вольным пространствам Атлантики, впоследствии и закабалила зловещая континентальная Московия, воплощающая "славянотюркику", что якобы и представляло собой, по сути, преступное похищение Европы деспотической Азией. Напрашивается недвусмысленный вывод: крушение Советского Союза открывает возможности освобождения пленницы и возвращения ее в материнское лоно."

Что же касается "тайн" правозащитного "движения", то соответствующую работу за Панарина проделал:

Попов Олег Алексеевич, окончил в 1965 году Московский Энергетический Институт. В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию в Московском Университете по физике плазмы . С начала 70-х годов принимал участие в советском правозащитном "движении". С 1982 года живет в США. Последние 10 лет работает ст.н.с. в научном центре компании Мацушита (Matsushita) в штате Массачуcетс. Автор монографии и большого количества статей и патентов в области физики и техники газового разряда. Имеет публикации на "правозащитную тематику" в российских периодических изданиях. См. его посвященную Панарину статью: ЗАЩИТНИКИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ "АГЕНТЫ ГЛОБАЛИЗМА"? ( http://www.ruska-pravda.com/index.php/2012040517339/stat-i/nit-vremeni/l-r.html ).

В общем, кто же из современных неолиберальных "властителей дум" и "окололежащих" будет хотя бы упоминать О ДЕРЖАВНИКЕ-ОТЦЕ И ЛИБЕРАЛЬНЫХ НОСИТЕЛЯХ "ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА" ( http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=4682&Itemid=39 ) и того, кто доказательно констатировал ("Искушение глобализмом"):

"Как человек профессионально связанный с политологическим сообществом, могу засвидетельствовать удивительный феномен: превращение преподавателей научного коммунизма и пропагандистов советского образа жизни в пропагандистов "самой передовой" американской политической культуры и американского образа жизни...

...марксистский доктринальный утопизм превратился в раболепный "реализм" копировальщиков заокеанского опыта. Политологи, вышедшие из научного коммунизма, сохранив установку на решительный и бесповоротный разрыв с проклятым прошлым, идеологическую восторженность перед светлым будущим перенесли на Америку.

Американское политическое устройство, американская политическая культура и американский образ жизни, согласно кодексам "научного либерализма", требуют не менее скрупулезного изучения и неуклонного следования, чем тексты научного коммунизма.

И здесь и там главной мишенью оказываются "старая культура" и "старая мораль". Но теперь место большевистского комиссара занял американский комиссар - представитель "воинствующего либерализма", с неусыпной бдительностью и неистовым пылом выискивающий и искореняющий следы старого менталитета и старой морали.

Прежде это называлось борьбой с буржуазными пережитками, теперь это называется борьбой с пережитками тоталитаризма. Таким образом, в основе и прежнего, и нового "очистительного мифа" лежит редукционистская процедура упрощения. С позиций большевистского комиссара богатейшие и разнообразнейшие пласты культуры оказывались сведенными к одной "буржуазной" составляющей. Вся старая культура ставилась на подозрение в качестве породительницы страшного исторического ублюдка - буржуазии. Теперь вся эта культура находится под подозрением как породительница тоталитаризма."

Подробнее об Александре Сергеевиче Панарине можно узнать здесь: http://www.filgrad.ru/texts/panarin.htm .