От Мак Ответить на сообщение
К Александр Ответить по почте
Дата 02.07.2012 10:56:22 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Министр получил от Кулистикова (НТВ) нагло-лагерный ответ

http://www.lgz.ru/article/19266/
Литературная газета

Первая полоса

Под колпаком папаши Миллера

ТЕЛЕСКАНДАЛ

НТВ: У нас любому есть что вставить

…Министр Мединский, вы новатор крепкий:
Такие в твиттер бложат и постят.
А приглядишься – сталинские щепки
Из вашего компьютера летят.

Хотите, мы программы все прикроем,
Все саги о ментах и о братве?
А может быть, хотите стать героем
Скандальных спецпроектов НТВ?

У нас для всех припасены подарки,
У нас любому есть что вставить в счёт.
Когда нас в бой ведёт товарищ Маркин,
Не то что Сталин – Бэтмен не спасёт.

Из Владимира Кулистикова.

Засланцы

Показ каналом НТВ, несмотря на протесты общественности, в День памяти и скорби фильма «Служу Советскому Союзу» – абсолютно хулиганская акция. Почти всем критикам, независимо от политической ориентации, очевидно, что фильм не имеет никакого отношения ни к искусству, ни к истории. Особенно точно о многочисленных нелепицах сценария покойного Леонида Менакера (дебютировавшего, кстати, в качестве режиссёра отличной советской кинокартины «Жаворонок» о бежавших из плена советских танкистах) было рассказано в последнем выпуске программы «Постскриптум». Зачем немцам освобождать лагерь? Какие конвои в июне 41-го? Какие опечатки в фамилии главнокомандующего? Зачем из истории делать анекдот? Любому хоть неделю проработавшему в многотиражке известно, что такого ляпа в «шапке» на первой полосе не было и быть не могло, нигде и никогда. Какие к чёрту концерты на зоне рядом с фронтом в самом начале войны? Как заключённая может дозвониться из дальнего лагеря аж до самого Берии? Или тогда уже были секретные мобильники с роумингом по всему фронту? Бред. Клюква. Халтура. Последняя дефиниция, к сожалению, относится и к актёрской игре. Жаль замечательную комедийную актрису Нонну Гришаеву. Как смешны её пародийные образы и как смешна и нелепа она в серьёзной вроде драматической роли…

Разве не понимали на НТВ, что фильм Александра Устюгова бездарен и мерзок, что демонстрация его в День скорби и памяти – подлая затея? Понимали, конечно, но зрителя руководство НТВ, видимо, презирает, публика – дура, скандал и рейтинг важнее. Однако есть ещё одно обстоятельство, фильм имеет главное для канала качество: НТВшную идеологию.

Что поймёт из этой поделки подросток, оказавшийся в детское время (19.30) у телеэкрана? Что нацизм побеждён зэками! Несмотря на трусость и коварство НКВД (войска этого ведомства, кстати, понесли огромные боевые потери во время войны с фашистами). Причём не только политические зэки, но и уголовники, которых в 41-м на зоне было в разы больше, чем первых. Ноу-хау фильма в том, что на экране происходит немыслимое: историческая смычка непримиримых врагов, воров в законе с «комиссарами в пыльных шлемах» – эдакий «болотный» симбиоз! Один из «лидеров сопротивления» – пахан-бандит, он самоотверженно воюет с немцами и бесстрашно встречает пули от НКВД! Вот кто настоящий герой. НТВ продолжает стратегическую линию тотального опошления темы Великой Победы.

Но почему это происходит, как такое возможно? Министр Российской Федерации написал гендиру НТВ крайне сдержанное письмо, в котором ничего НЕ ТРЕБУЕТ, а только аргументирует своё мнение о нежелательности показа «ССС» именно 22 июня, ссылаясь на просьбы фронтовиков, а в ответ получает нагло-лагерный на мотив Юза Алешковского ответ, в котором содержатся откровенные шантаж и угрозы (см. эпиграф). Как такое может быть? Г-н Кулистиков потерял чувство реальности? Или это установка руководства Газпрома, кстати, государственной компании, подразделением которой является НТВ, – издеваться над ветеранами, вести планомерную политику по дискредитации Великой Победы СССР над фашистской Германией, хамить государственному чиновнику высокого ранга, призывающему бороться против фальсификации истории? Не может быть. Но как это объяснить? Или значение имеет – тут уж ум за разум заходит – немецкое происхождение фамилии главы Газпрома Алексея Борисовича Миллера и особые отношения компании с Германией? Нет, нет, чур меня, вон всю эту крамольную конспирологию из головы! Но какое-то объяснение должно быть? Уважаемый Алексей Борисович, объясните! Кстати, насчёт угроз Кулистикова «любому вставить» другой питомец Газпрома «Эхо Москвы» уже давно «вставляет». Причём любому.

Телепаханы в ответ на критику «ССС» изменили сетку вещания и вслед за ним показали «Падение Берлина», дескать, вот вам, ветераны, подавитесь своим Сталиным! А кто-нибудь требовал демонстрации этого фильма в День скорби? Да нет. Его нельзя вырывать из контекста эпохи. Нельзя такое показывать без комментариев. Но раз уж показали, то вот они.

В 1949 году ещё далеко не зажили раны прошедшей войны, а на пороге была новая, ядерная, и вовсю уже шла холодная война. 200 городов СССР были намечены Пентагоном для ядерной бомбардировки, бывшие союзники начали яростное сражение на информационном фронте. Тут не до «окопной правды» и не до исторической достоверности. «Падение Берлина» – откровенно пропагандистский фильм, плакатный и пафосный. С идеологически дозированным показом наших военачальников, нацистских и западных лидеров. Но по сравнению с предыдущими фильмами о войне в «ПБ» сделан шаг в сторону того эпического военного кино, которое потом будут снимать Озеров и другие режиссёры-фронтовики. Есть масштаб и каркас, в котором судьбы простых солдат пересекаются с судьбами вершителей мира.

Михаил Геловани в роли Верховного главнокомандующего безмерно помпезен, красив и мудр (сейчас это смотрится смешно), Жуков задвинут на второй план – в 49-м после скандала с вывезенными из Германии ценностями маршал Победы был в опале… Но впервые на экране так много реальных исторических лиц: политиков и военных, впервые фашисты предстали не полными идиотами, как это было в фильмах, снятых в военное время. Напомним, с начала холодной войны и до сих пор (!) в американском, жёстко идеологизированном кино русские предстают тупыми вурдалаками... Очень хорош Николай Плотников в роли Браухича, который осмелился возражать Гитлеру. Последнего неплохо играет забытый актёр Владимир Савельев, Рузвельт очень похож, но весь фильм молчит, а Черчилль в отличном исполнении Виктора Станицына предстаёт почти злодеем, очевидна задача фильма приблизить в народном сознании образы некоторых бывших союзников к фашистам… То есть по этому фильму можно судить о геополитических раскладах 1949 года.

А что же ребёнок, который остался вдруг у экрана в это уже совсем не детское время? Что он поймёт? Он будет очень удивлён. Какая-то небывальщина. Главные герои – не олигархи, не уголовники, не проститутки и продажные менты, а самоотверженные воины, борющиеся с захватчиками. Борис Андреев играет сталевара (а разве есть такая профессия? – спросит ребёнок), о нём пишут в газетах, его любит очень красивая девушка, и второй главный герой – лидер страны, которого страстно любят все, кроме врагов СССР. Подросток будет ещё более удивлён, разве такое бывает? Но это тогда во многом соответствовало действительности – в 45-м «отец народов» был самым популярным политиком мира.

Так что, может быть, не зря выступал министр культуры, не зря возмущались ветераны, показан исторический артефакт с другим взглядом на войну, отличным от прозападного пивоваровского «объективизма» и прочих «фальсификатов» типа «Сволочей»?

Александр КОНДРАШОВ

Что есть правда жизни

Отняла у себя часть Божиего Времени, отпущенного мне по дороге «не скажу куда»: посмотрела по НТВ подряд два художественных фильма – «Служу Советскому Союзу» и «Падение Берлина».
Говорю тем, кто прислушивается ко мне: не верьте им. Оба – рекламные плакаты. Оба – агитки. Оба – конъюнктура. Из разных времён. Из разных структур, впрочем, рождённых одна от другой.

«Падение Берлина» – лубок. Выполнен в манере лаковой коробки. Служит идеологам советского периода страны, провалившейся, отчего и появился последующий период «пост».

«Служу Советскому Союзу» – лубок. Выполнен в ныне модной, устрашающе-мрачной манере ужастика. Служит ликвидаторской идеологии постсоветского периода страны.

Немного занимательной лингвистики. Корень «худо», не в слове ли «художественность», отлично оценивает оба фильма? И вообще, не пора ли задуматься над точностью употребления слова, где «худо» и «жест» называют собою нечто противоположное? Известно ведь, как назовёшь явление, так оно и будет жить, а слово «художественность» в нашей реальности всегда живёт весьма скучно и спорно.

Вечерний показ 22 июня сего года рядом двух вышеназванных фильмов, похоже, отражает процесс отнюдь не внутриканальной борьбы. Создаётся впечатление, что «смелые» энтэвэшники попытались «Падением Берлина» прикрыть «Служу Советскому Союзу»: мол, разные есть понимания правды жизни.

Вот ещё одно её понимание: оба фильма были показаны в День памяти и скорби. Ранним утром этого дня, как и десять лет назад, вместе с работниками музея «История танка Т-34» зажигала я свечи у могилы павших воинов вблизи подмосковной станции Луговая. Рядом – жители посёлка.

Раньше нас было мало. Мы шли среди первых, поднимавших память. С каждым годом приходит всё больше народу. Сегодня миллионы свечей горят 22 июня по всей стране. И это правда жизни. Кстати, мельком показанная в программе «Сегодня» тоже на НТВ.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, поэт, прозаик, президент Музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34»


Не прошибёшь

Владимир Мединский очень мягко, «по-хорошему», ссылаясь на мнение ветеранов, просил не ставить этот фильм в День памяти. И что? Да ничего. Раз так – нате вам. Распишитесь в получении. Как их продюсер сказал? «Он на нас давит». А ведь не только и не столько министр «давит», сколько ветераны Великой Отечественной войны. Пусть не так, как давили они под Москвой в 41-м или в Берлине в 45-м, но всё-таки… И ведь не прошибёшь! Потому что дело-то не в одном конкретном фильме. Сколько таких поделок выплеснулось в эфир за последние годы! Нам внушали, что и полководцы-то были бездарные, и народу уймищу зазря угробили, и вообще войну дуриком выиграли.

Как режиссёр документальных фильмов о войне, я постоянно общаюсь с ветеранами. Много раз слышал: «Ну как же так! Что за враньё! Мы им писали, но толку…»

Конечно, ветераны хотят, чтобы их подвиг был Подвигом с большой буквы, без всяких-яких. И даже если они в чём-то неправы, смеет ли кто-нибудь тыкать их носом в эту «неправоту»? Ветераны, выдержавшие чудовищное нашествие, спасшие страну, народ, – а на кону стояло само существование народа, – сотни раз рисковавшие жизнью, просят НЕ давать этот фильм хотя бы в тот день, когда они поминают погибших друзей своих…

Где мы все были бы, если б не они, да и были бы вообще?

То-то…

Алексей ЕРМИЛОВ, режиссёр документального кино