От Семен Ответить на сообщение
К Alexander~S
Дата 05.04.2012 20:47:29 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Либерализм; Война и мир; Версия для печати

У С.Г.Кара-Мурзы малый народ трактуется по Р.Шайхутдинову, а не по Шафаревичу

Так мне показалось. С.Г.Кара-Мурза в своей книги "Демонтаж народа" много цитирует Р.Шайхутдинова, в разделах об оранжевой революции на Украине. Читайте: http://www.kara-murza.ru/books/demontag/razdel2.doc

Кстати попалась автобиография Р.Шайхутдинова, где виден его генезис.
http://www.fondgp.ru/mmk/personalia/1980/125

Шайхутдинов Рифат Габдулхакович

«Легче было бы отмахнуться…
Но мы так редко пишем о себе…»

Поэтому нынешнюю «пробу пера» я рассматриваю, как попытку написать о себе – рефлектируя свой путь в «связке» с историей методологического движения, начатого деятельностью Г.П. Щедровицкого и его ближайших сподвижников – не в рекламном стиле, а честно и само-правдиво.

Родился я на Сахалине, в городе Оха – столице сахалинской нефти и газа. Тягу к политической мысли (к «чтению между строк») мне привил преподаватель истории и обществоведения Э.Г. Тищенко Он писал высказывания выдающихся политических деятелей на классной доске и предлагал их разбирать. Авторы были, как правило, Мао Цзе Дун, Ленин, Сталин, К. Маркс и др. Благодаря школе, я начал увлекаться социологией и психологией.

Но тяга к мальчишеской романтике победила, и я, увлекая за собой многих одноклассников, поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков. А из училища в 1983 г. перешел в Киевский инфизкульт – в только что созданную группу организации и управления. Благодаря куратору группы Ю.Н. Тепперу, я попал на игру (И-30) в Горький, где познакомился с Г.П. Щедровицким. Но если с ним я уже был знаком заочно – благодаря текстам игр и семинаров (их распространяли киевляне М. Садовенко, А. Зинченко и В. Авксентьев), то на игре я познакомился также с С. Поповым, П. Щедровицким, Ю. Громыко, Т. Сергейцевым, А. Павловым (и др.). Все они оказали и до сих пор оказывают на меня значительное влияние, став не только моими учителями, собеседниками, но и друзьями.

При этом в том, что существенно для меня в Методологии, я до сих пор не разобрался – продолжаю открывать для себя все новое и новое (перечитывая тексты ГП, семинаров, игр и т.п.). Думаю, что главное – это школа критического мышления.

После попадания в ОД игры и семинары (в НИИОПП, у С.Б. Поливановой и др.) я последовательно прошел через:

- ликвидацию философской безграмотности (читал философские тексты и семинары с их обсуждением);

- освоение игротехники (в играх ГП, С. Попова и П. Щедровицкого, А. Зинченко);

- освоение игры и самостоятельное проведение игр и конкурсов.

Начиная с игры в г. Саврань (где ГП потерял голос из-за простуды и попросил меня вести игру в качестве руководителя) и конкурса руководителей завода РАФ под руководством С. Попова (был его заместителем), я понял, что игра имеет не только методологическое, но управленческое и политическое значение.

Я понял на своей шкуре, что руководитель игры запросто может стать политическим трупом, если не реализует цели игры. Это был важный экзистенциальный опыт в моей жизни.

В 1987 г., бросив аспирантуру, я по предложению ГП переехал из Киева в г. Брежнев (ныне Набережные Челны) организовывать лабораторию в ИПК Минавтопрома при КАМАЗе. Основная активность нашей группы в Татарстане сосредоточилась на проведении игр и семинаров. С 87-го по 89-й годы мне и моим коллегам (О. Исаеву, М. Садовенко, В. Шайхутдиновой и др.) удалось провести:

- серию семинаров с преподавателями ИПК, инженерным составом научно-технического центра КАМАЗа, с парткомом КАМАЗа;

- серию игр с заводами КАМАЗа;

- экспедицию совместно с А.Е. Левинтовым по Прикамью (для подготовки игры под руководством Г.П. Щедровицкого по развитию региона).

В тот же период я активно участвовал в серии конкурсов и общественных экспертиз, проводимых С. Поповым и П. Щедровицким: конкурс и выборы директора завода РАФ; конкурсы и выборы комсомольского штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе и директора «Артека»; экспедиция на Байкале (и пр.); а также самостоятельно совместно с Т. Сергейцевым провел конкурсы и выборы руководства на Азовском комбинате детского питания и Ростовском Кирпичном заводе.

«Раздирание» между активностью в Набережных Челнах и постоянными поездками по стране привело к тому, что в 1989 г. я покинул Татарию и перебрался в Ленинград. На базе объединения «Смена» (организованном И. Друговым) мы начали подготовку игротехников. Такие же группы, как моя, были на РАФе (г. Елабуга) и в «Артеке» – их всех объединяла программа подготовки игротехников в рамках Межрегиональной методологической ассоциации (ММАС) под общим руководством С. Попова.

Период моего ученичества – с участием в программах Г.П. Щедровицкого и С.В. Попова – закончилось в 1991 г., после чего я начал активную самостоятельную деятельность.

Перечитывая сейчас свои давние записки, наброски, фрагменты размышлений, я понимаю, что к тому времени у меня сложилось понимание сущности методологии (в версии ММК) как технического, деятельностного отношения к истории. Методология направлена на формирование исторических преобразований через изменение мышления и деятельности. Думаю, что во многом такое понимание методологии было связано с происходящей в стране перестройкой и попыткой самоопределиться в тех условиях. Но и сегодня я считаю, что понять методологию и то, что делал Г.П. Щедровицкий, без активной общественно-политической позиции, без участия в жизни страны, без «ощущения истории», без понимания тварности мира – невозможно.

В 1991-96 гг. год я участвовал в формировании российской – в оппозиции к американским подходам по решению конфликтов – конфликтологии. При моем активном участии создано отделение конфликтологии в Санкт-Петербургском государственном университете, сформирована группа ученых и практиков конфликтологии, проведены оргдеятельностная игра с профессорско-преподавательским составом WSU (Университет штата Вашингтон, США), серия семинаров по критическому разбору и проблематизации американских методов работы с общественными процессами.

С 1996 года использую методологическую грамотность на ниве бизнеса и политики.

В 2004 году пошел в политику и был избран депутатом Государственной Думы Российской Федерации.

Основания своей общественной позиции описал в книге «Охота на власть», а также в серии статей. Свое нынешнее понимание методологии ММК изложил в докладе на Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого в 2004 году.

Методологом себя не называю, хотя убежден, что продолжаю дело, начатое ММК.

© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
119285, Москва, Мосфильмовская 42, (495) 775-07-33, fondgp@fondgp.ru