Когда дело доходит до борьбы с коррупцией, оказывается, что США могут многому
научиться у развивающихся стран
У Натаниэля Хеллера (Nathaniel Heller) есть одна заветная мечта. Он хочет
пригласить специалистов из Индии, Филиппин и Бангладеш для оказания помощи
Соединенным Штатам в дальнейшем развитии. Эти страны пробуют новые методы и
прокладывают новые пути в борьбе за то, чтобы их правительства стали
подотчетными народу и менее коррумпированными. Мы, американцы, можем многому
научиться у них.
<Как же такое возможно? - слышу я ваши возражения, - ведь эти государства просто
погрязли в коррупции, не так ли?> Да, это так. Однако дело заключается в том,
что они признают имеющиеся у них проблемы и открыто говорят о них, а мы,
американцы, все еще отрицаем существование у нас подобных недостатков.
Американцы привыкли диктовать другим странам, как им управляться со своими
государственными и общественными делами. Еще не так давно Соединенные Штаты были
одной из немногих успешно функционирующих демократий в мире. Тем, кто хотел
побольше узнать о том, как создать систему <сдержек и противовесов>, правильно
провести выборы или установить в обществе диктатуру закона, стоило обратиться за
советом именно к Америке.
Между тем, в последнее время создается впечатление, что у нас вошло в привычку
почивать на лаврах. Недавнее исследование, проведенное независимой организацией
, занимающейся журналистскими расследованиями (в
сотрудничестве с радиостанцией и некоммерческой
организацией ), позволило пролить свет на те серьезные
недостатки, которые имеются в нашей системе государственного управления.
Данный проект, носящий название , посвящен
изучению того, насколько прозрачной и подконтрольной является деятельность
государственного аппарата. Он объединил усилия небольшой группы журналистов и
экспертов, которые собрали данные и выяснили степень подотчетности органов
власти обществу в столицах всех 50 штатов. Исследователи оценивали положение
вещей по 330 показателям в 14 категориях практики государственного управления.
Сложив полученные данные, они получили точную оценку степени <коррупционного
риска> на всей территории страны.
Итоговые результаты оказались шокирующими. Ни один штат не смог похвастаться
высшей оценкой <А>, только пять из них удостоились статуса <В>, а восемь штатов
вообще получили неудовлетворительную оценку.
В процессе своей деятельности исследователи раскопали весьма красноречивые
истории, которые говорят сами за себя. Возьмем, например, сенатора от штата Мэн,
который <забыл> указать, что он входит в правление организации, получившей
государственные подряды на общую сумму $98 млн. Губернатор штата Западная
Виргиния взял автомашину для <пробной поездки>, которая в итоге длилась четыре
года. За это время дилерская компания, предоставившая ему автомобиль, заработала
миллионы долларов на контрактах, заключенных с правительством штата. (На
фотографии, помещенной в начале статьи на сайте газеты, можно видеть
запятнавшего себя позором бывшего губернатора штата Иллинойс Рода Благоевича
(Rod Blagojevich) в тот момент, когда он готовился к отбытию 14-летнего срока по
обвинению в мошенничестве и коррупции).
В итоговых документах расследования вы найдете множество свидетельств тесных
связей между лоббистами и политиками (особенно в штатах, где члены
законодательных собраний выступают в двух ипостасях - депутатов и бизнесменов).
Гордон Уиткин (Gordon Witkin), ветеран журналистских расследований, возглавивший
проект, утверждает, что наивысшая степень коррупционных рисков характерна для
западных штатов с небольшим населением. Там существует обстановка почти
<домашнего уюта>, все знают друг друга, и это внушает политикам и обычным
гражданам мысль о том, что в правилах нет необходимости. Им кажется, что, если
кто-то замыслит некое сомнительное предприятие, его соседи сразу же обо всем
узнают. На деле, однако, все часто оборачивается по-другому.
Американцам следовало бы стать более самокритичными. В последние годы для всех
уже, наверное, очевидно, что Соединенные Штаты страдают от болезни, связанной со
слиянием капитала и политики на федеральном уровне, которая подтачивает мощь
страны. Бросив даже поверхностный взгляд на удручающие факты, касающиеся
финансирования избирательных компаний, вы без труда это поймете. Почему же в
штатах все должно быть по-другому?
Именно здесь нам и может помочь опыт извне. Хеллер является одним из основателей
организации , которая разработала технологии, позволяющие с
помощью усилий местных журналистов, а также простого и удобного программного
обеспечения, поставить органы власти под контроль общества в местах, где это
всегда считалось маловероятным. В 120 странах организация оказывает поддержку
группам из местных жителей, которые собирают факты. Для ее деятельности
характерен подход, в основе которого лежит компьютерная обработка данных и сбор
сведений из местных источников. Именно эти методы и использовались при
проведении исследования, посвященного коррупции в США.
Кроме всего прочего, работа Хеллера выгодна тем, что позволяет ему отслеживать
усилия и методы, которые применяются в борьбе с коррупцией по всему миру, а там
есть, чему поучиться. По его словам, самые передовые идеи исходят от
развивающихся стран. Впрочем, это выглядит вполне логичным, ведь странам
третьего мира как никому необходима добросовестная и ответственная система
государственного управления.
Оказывается, в этой области передовые технологии менее важны, чем усилия простых
граждан, которые настойчиво требуют призвать чиновников к ответственности.
Например, MKSS, одна из самых агрессивных организаций в Индии, ставящих своей
целью контроль над действиями правительства, начинала свою деятельность с того,
что анализировала бюджеты и предавала гласности итоговые данные, написав их на
стенах домов в отдаленных деревнях. В настоящее время, конечно, ее члены
полагаются в основном на программное обеспечение. Другой успешный проект
подобного рода в Индии - это сайт ipaidabribe.com, позволяющий пользователям
привлечь внимание общественности к чиновникам, берущим взятки.
Возьмем теперь Филиппины, страну, подарившую нам программу , в рамках
которой добровольцы из числа студентов в качестве гражданских наблюдателей
контролируют использование бюджетных средств. В их задачу, например, входит
отслеживать, дошли ли до учащихся учебники, изданные на деньги
налогоплательщиков, и воздвигнуто ли здание школы, на строительство которого
выделены фонды. Поддержку в области логистики им оказывает компания Coca-Cola,
единственная организация, <имеющая инфраструктуру, позволяющую контролировать
школы, находящиеся в отдаленных районах>, как сухо отмечает Хеллер. Другой
подобной организацией на Филиппинах является , которая
оценивает школы по различным показателям на основе данных, собранных среди
местного населения. Кстати, в Мексике недавно внедрили свой вариант этой
инициативы.
В отличие от вышеуказанных государств, Северной Америке не хватает инноваций,
когда дело доходит до инициатив, имеющих целью сделать деятельность
правительства более прозрачной. <Мы потихоньку начинаем отставать в данной
сфере, - объясняет Хеллер, - в настоящее время США явно не находятся в авангарде
этого движения>.
Безусловно, не все подобные методы подходят для Америки. Например, случаи
мелкого мздоимства, которые отслеживают пользователи сайта ipaidabribe.com, не
представляют в нашей стране такой проблемы, как сговор между предпринимателями,
законодателями и чиновниками, срастание бизнеса и власти. Тем не менее,
результаты проведенного исследования показывают, что в существующих механизмах
контроля имеются существенные пробелы. Подчас очень трудно обеспечить соблюдение
правовых норм, даже когда есть все соответствующие законы.
Сравните в этом плане США с такой крошечной республикой, как Латвия. По словам
Хеллера, в этой прибалтийской стране сведения о любом пожертвовании на
избирательную кампанию необходимо опубликовать на сайте в течение 15 дней с
момента его получения. Вам очень повезет, если вы найдете штат, чье
законодательное собрание требует соблюдения подобных жестких правил.
Все это служит полезным напоминанием о том, что не стоит надеяться только на
народную мудрость в борьбе с коррупцией, ведь мздоимство отнюдь не представляет
собой явление, характерное для какой-либо отдельной культуры или национального
менталитета. По данным организации , Ботсвана
является гораздо более коррумпированной страной, чем расположенная рядом
Зимбабве, а Гонконг в этом плане выглядит намного лучше материкового Китая.
Разница заключается в качестве государственных институтов - страны, где царит
диктатура закона, а степень подотчетности органов власти обществу высока, менее
уязвимы для коррупции, чем те, в которых этого не наблюдается.
Для энергично развивающихся стран такое положение вещей является источником
надежды. Те из них, которые проявят политическую волю, способны победить
болезнь. Для государств, подобных Америке, данные выводы должны стать полезным
советом, своего рода предостережением - никто не имеет иммунитета против этой
заразы! Если вы не возьметесь за ум, болезнь, непременно, поразит и вас.