От vld Ответить на сообщение
К Дмитрий Кропотов
Дата 12.04.2012 15:12:47 Найти в дереве
Рубрики Манипуляция; Версия для печати

Re: об уровне...

>В смысле? Доработки корабля были нужны для совершения полета ЭПАС.
>"Объем модернизации корабля по сравнению с "Союзом" составил 35-40%. В силу большого объема доработок принимается решение о проведении двух беспилотных пусков и одного-двух пилотируемых. Поэтому в производство были заказаны ШЕСТЬ кораблей, из них два для совместного полета (зав.№№71-76)»

Вы бы лучше цитировали из оригинала, там немного по-другому (загадочный "объем модернизации" - это сравнительная не вполне понятно с чем стоимость НИОКР) ну да ладно.

>Но вы же объявили, что, на самом деле, для ЭПАС не требовалось таких объемных доработок.
>Вот меня и интересует, с чего вы это взяли?

Стоп-стоп, сначала ВЫ объявили, что именно и только для ЭПАС был жизненно необходим такой объем доработок, я нашел ваше утверждение неубедительным. Вы, конечно. можете цепляться к моим словам, но ваше утверждение от этого более убедительным не станет.

>Напомню, что пока с этим вашим аргументом не разберемся (вы или успешно обосновываете его, или сливаете), дальше двигаться по вашим заметкам о цикле статей А.Попова про ЭПАС представляется напрасной тратой времени,

По-моему, вам просто кроме буквоедства нечем ответить. Чего и следовало ожидать.

>так как пока выглядит некрасиво - первый же ваш аргумент оказывается высосанным из пальца.

Отказ обсуждать аргумент можно считать сливом гуру, или вашим лично? :)

Впрочем, из любви к искусству, все же разверну, тезисно.

Навскидку:
- одной из доработок была разработка андрогинного стыковочного узла, что, с учетом выбранной концепции пассивной роли "Союза" при стыковке, было явно избыточным в рамках программы "С-А".
- Для запуска "Союза-М" использовался перспективный носитель 11А511У ( разработанный для 7К-С - в миру более известного как "Союз-Т") вместо ранее использовавшегося для пусков "Союза" варианта РН. Для отработки пусков нового носителя было их запущено аж 8, в т.ч. 1 пуск с беспилотным "Союзом-М". Никакой необходимости в замене носителя для программы ЭПАС и вызванной ею переработке КА не было (так как паспортная масса Союза-М не превзошла таковую ранних Союзов - см. хоть таблицу 13 части эпохального труда вашего гуру).

- С учетом возрастания динамической нагрузки на КА из-за замены РН (ненужной для ЭПАС) и изменения его развесовки (новый стыковочный модуль - ненужный для ЭПАС) пришлось перерабатывать весь силовой набор КА, перепланировать размещение оборудования и схему размещения КА на РН - в общем гимору было выше крыши.

- С учетом вероятного увеличения массы "Союза-М" была переработана САС. (старая САС давала бы в 3% случаев негарантированный увод при возникновении аварийной ситуации на стартовом столе при массе и развесовке "Союза-М" - это многовато). Но в общей "разблюдовке" вероятности катастрофы эти проценты превращаются во что-то ничтожное. Надо это было делать "именно для ЭПАС"? А вот что было сделано точно "не для ЭПАС", а "вообще" - это устранение известного на тот момент "бага" САС и схемы аварийного спасения, с которыми ранее мирились - сложность срабатывания на 10 секунде полета.

- Далее, был модифицирован весь радиокомплекс. Было ли это необходимо для "ЭПАС"? Пробежимся по пунктам. (а) Замена идеально отработанной импульсной телеметрической системы на новую, рпогрессивную, но неотработанную цифровую только повышало риск несрабатывания, то же можно сказать и о (б) замене аналоговой командной радиолинии на цифровую. Эта замена коней на переправе явно была для рпограммы "С-А" ни к селу ни к городу, но имела смысл в перспективе. Замена (в) телесистемы на новую, цветную и коммутируемую. Ну, можно, конечно, сказать, что пропаганда - немаловажная сотсавляющая ЭПАС, но стоило ли рисковать, ставя неотработанную ТВ-систему,тем более что система-таки подвела. (г) Модифицировался комплекс активного наведения, который _и вовсе_ был снят с борта перед полетом, т.к. он не был нужен пассивному КА. Так что остается? (д) Несомненно, радиоответчик (в бОльшей степени) и (е) система 2-сторонней радиосвязи "Ветка" (в мЕньшей степени) были критически необходимы для выполнения программы, но эти-то модули как раз были наиболее простой и малозатратной частью модернизации радиокомлпекса!

- Далее. Нафига было городить солнечные батареи? Нам ответят "для повышения автономности". А зачем ее повышать? Автономность старого "Союза" - 7 суток (3 суток номинал + 4 гарантии) - как раз достаточно для выполнения программы "Союз-Аполлон". Некоторое повышения массы системы электропитания старых "Союзов" обошлась бы заведомо меньшими весовыми и финансовыми затратами, чем доработка системы электропитания с солнечными батареями, увеличило бы время автономности и несло бы меньше технологического риска.

- Далее, систему управления дорабатывали для "реализации нового метода построения ориентации в орбитальной системе координат путем использования для ее построения угловой скорости орбитального движения без ионных датчиков". Ну тут соб-сно, кто знает (баллистики IM, я так понимаю, смело рассуждающий на тему "почему ракета летит вбок а не вверх" ваш гуру разбирается в простейших задачах баллистики?), оценит "иронию судьбы". Эта доработка вообще никакого отношения к задачам "ЭПАС" отношения не имеет, старая система дальнего наведения работала нормально, а ближнее наведение и вовсе осуществлялось методом параметрической оптимизации ортогональных координатах.

- Была модернизирована (с учетом возросшей пожароопасности при работе в атмосфере с повышенным содержанием кислорода) аппаратура пожаротушения. Это несомненно было весьма полезно (хоть и не вполне необзодимо) для эпас, но это (как и исправление багов САС), то, что _давно следовало сделать_.

- Пересмотрен (по той же причине) в пользу использования негорючих материалов интерьер и КА "Союз", но это тоже то, что _давно следовало сделать_.

Итого что мы имеем в сухом осадке по необходимой модернизации "Союза"?
Да не так много, собственно, достаточно было изменить состав оборудования для проведения совместных экспериментов (не требует модернизации), модернизировать оборудование жизнеобеспечения с учетом необходимости создать атмосферу с повышенным содержанием кислорода и понизить пожаропасность КА, присандалисть американского стандарта систему радионаведения для стыковки и "тарелочку" для оптического наведения. Поставить дополнительную простую радиостанцию. Увеличить емкость АКБ. И все ... С этим набором можно было выполнить ЭПАС с тем же успехом.