|
От
|
Лютик
|
|
К
|
Kurin
|
|
Дата
|
13.02.2012 14:17:09
|
|
Рубрики
|
Манипуляция;
|
|
Хочется вспомнить многие интереснейшие мысли С.Г.Покровского о призвании ученого
в эти печальные дни, когда он ушел от нас.
http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=101076&t=101076
Наука и монашество
Автор: Покровский Станислав
Дата: 25-сен-06 09:28
Начну с описания эксперимента по нейрофизике, проведенного на буддийских монахах.
http://www.agnivek.ru/sexperiment5.htm
***Как пишет научный обозреватель "Уолл-стрит джорнэл" Ш. Бигли, термин "нейропластика" отражает недавно открытую способность мозга изменять свои структуру и функции, расширять и усиливать те его части, которые больше используются, сужать и ослаблять те, которые редко работают. В основном мозг отражает опыт и импульсы из внешнего мира. Пианист автоматически использует одновременно указательный и средний пальцы. Это приводит к тому, что участок мозга, который отвечает за пальцы, оказывается "обманутым" - ему кажется, что пианист пользуется не двумя пальцами, а одним. В результате пианист уже вне клавиатуры не может пользоваться одним пальцем, не приводя в движение другой. Ученых заинтересовало, может ли мозг меняться под влиянием не только внешних, но и внутренних ментальных сигналов. Вспомнили о буддистах, об их многовековой традиции медитации. Было решено проверить экспериментально, способна ли мысль как таковая изменять физическое вещество мозга. "Из всех концепций нейрофизиологии нейропластика обладает наибольшими возможностями для разумного взаимодействия с буддизмом", - утверждает Ричард Дэвидсон, профессор Университета штата Висконсин. По его инициативе далай-лама согласился предоставить ученым во временное пользование мозги буддистских монахов. Результаты ученые и монахи изложили в последнем выпуске "Трудов Национальной академии наук США". Процессы, происходящие в мозгу монахов, занимавшихся медитацией в присутствии ученых, фиксировались приборами. Ученые сравнивали мозг добровольцев, которые лишь недавно стали заниматься медитацией, с мозгом монахов, проведших в медитации не менее десяти тысяч часов. Перед новичками и ветеранами была поставлена задача - "медитация сострадания", которая вызывает чувство любви и доброты ко всему сущему. По словам буддистского монаха Мэттью Рикарда из монастыря Шечен в Катманду, имеющего еще и докторскую степень по генетике, "мы попытались создать ментальное состояние, при котором сострадание проникает в разум, не оставляя места для других мыслей".
Приборы зафиксировали, что у монахов во время опыта усилилась активность гамма-волн. Они считаются наиболее важными для высшей нервной деятельности, объединяя работу различных зон мозга. У медитирующих новичков активность гамма-волн увеличилась незначительно, а у опытных монахов достигла пределов, которые еще никогда не фиксировались в научной литературе. Это свидетельствует о том, что ментальный тренинг способен вызывать в мозгу более высокий уровень деятельности. Ученые смогли идентифицировать и участки мозга, которые проявляли наибольшую активность в процессе медитации. Она повысилась в лобной доле левого полушария, где формируются позитивные эмоции, например ощущение счастья. Эта активность как бы подавляла деятельность лобной доли правого полушария - "вместилища" негативных эмоций, страха. И все это происходило в результате не внешнего, а внутреннего воздействия, то есть мыслительного процесса. Повышенную активность ученые зафиксировали в это же время и в тех зонах мозга, которые включаются при виде чужих страданий. Мозг монахов как бы стремился прийти на помощь попавшим в беду. "Это ощущалось как абсолютная готовность к действию, как желание помочь", - говорит ученый-монах Рикард. Эксперимент лишний раз подтверждает, казалось бы, всем известную истину - наши поступки есть результат определенных мыслительных процессов. Думая "правильные мысли", мы и действуем нравственно. ****
______________________________
К чему я это?
В теме про русскую академию наук Зуенко написал:
***Автор: Зуенко Ю.И.
Дата: 25-сен-06 04:04
Кстати, я тоже скептически отношусь к достижением русской монастырской науки. Религия и наука вообще - несовместны. ***
Теперь формулирую свое утверждение:
В монастырский период развития цивилизации наука была. Но ее содержание и целеполагание были иными, не вписывающимися в современное понимание науки.
Какая? Приблизительно я себе это представляю так:
Науке в современном ее виде повсеместно предшествовал ГЕРМЕТИЗМ. Это оккультный, мистический способ познания, в котором нет специализации. Математическое знание неотделимо от сельскохозяйственного и медицинского, от философского понимания мира - и от всех сопутствующих исторически обусловленных заблуждений.
В реальности и в современной науке именно герметическое, стоящее над логикой, видение - и представляется тем, что называется интуицией. Той самой, благодаря которой совершаются открытия. Современная наука - это переходящее от ремесленничества к индустриальному уровню рутинное накопление фактов, данных, - но мостики между ними, связующие факты законы - рождает интуиция великих умов. Та самая усиленная работа мозга, который у мыслителя в определенные моменты возбуждается так же, как у натренированного в медитации буддийского монаха. Интенсивность гамма-волн, характеризующих активность мыслительного процесса возрастает по сравнению с обыденной на порядки. И в мозгу из множества сохраненных, в том числе на подсознательном уровне, сведений - выстраивается модель действительности.
В этом отношении мышление познающего мир монаха-герметика от мышления ученого неотличимо. Но у мышления есть то или иное целеполагание. Задаваемое воспитанием.
Монахи средневековья были сосредоточены не на получении законов, которые будут названы их именами, а на воплощении возникших у них в мозгах моделей в окружающий мир. В архитектурные сооружения, в технологии земледелия, в ремесленные инструменты и приемы, в произведения искусства: в картины, музыку.
А стремления закрепить собственные духовные достижения в форме сведений об авторе, - не было. Это называлось проявлением гордыни - и не поощрялось. В числе первых, важнейших, из 227 канонических правил поведения, например, современных буддийских монахов есть такой:
10. Не хвалиться духовными достижениями.
Мы, люди европейской образовательной культуры, похоже просто излишне превозносим науку в каноническом европейском понимании, - как специализированное ремесло, обеспечившее европейцам экономическое, военное и политическое доминирование. Т.е. власть и богатство.
И при этом забываем, что у человеческого мышления и познания есть многократно более важные цели: обеспечение гармонии человеческого общества с окружающей природой и обеспечение внутренней гармонии в человеческом сообществе.
Европейская наука - выросла на плечах практически исключительно монастырского происхождения герметической науки. Создавшей еще в донаучный период основы математики, логики, алхимии, астрономии, оптики, заложившей основы философии, медицины, психологии, филологии. Но при этом не стремившейся к самовозвеличению и к использованию в качестве средства индивидуального обогащения или завоевания господства.
В монастырях родились собственно и ключевые научные приемы: систематическое научное наблюдение(прежде всего в связи с сельскохозяйственными монастырскими исследованиями) и эксперимент(Роджер Бэкон - монах-францисканец). Монашеская наука дала и современный способ записи цифр, и идею символической записи переменных в алгебре и элементов в алхимии.
Наоборот, внемонастырская(но изначально - церковная!)университетская наука раннего периода преподнесла нам только схоластику и риторику, как навык манипуляции сознанием, обмана, превращения черного в белое и наоборот, и кистень римского права, с помощью которого легализовалась ростовщическая лихва и закреплялась наследственная собственность, производители превращались в дойных коров для государственного чиновничества и для юридической братии.
Противоречие между наукой в ее современном понимании и монастырями(не путать с религией!) в том, что монастырское познание - продукт господства лобовой доли левого полушария, связанной с положительными эмоциями, состаданием, сопричастностью, с альтруизмом. Отделившаяся от него наука Нового времени - с правой частью, в которой господствует СТРАХ. Первые ученые Возрождения - люди, которые тщательно скрывали секреты собственных научных достижений, ровно как городские ремесленники - секреты собственного ремесла. Научный результат для них - средство индивидуального обогащения. Средство возвышения над окружающими. И над этими первыми учеными довлеет страх: потерять средство обогащения и средство возвышения. Наука, состоящая даже из выдающихся умов, но лишенная альтруистического ДАРЕНИЯ знания, - бесплодна. Она умирает вместе с носителем этого знания.
Наука Нового времени как мощная производительная сила общества, - тоже порождена альтруистической по сути психологией монашества.
Сам факт возникновения научного общения, приведший к созданию первой Французской академии наук, - результат титанических усилий и целенаправленной работы именно монаха Мерсенна.
В последующем образ ученого претерпевает изменения. Устойчивый образ выдающегося ученого - противоположен образу мелко-научной сошки. Выдающиеся ученые как бы не от мира сего. Настоящий ученый -внеэкономичен, как святой. Как написал О.Шпенглер "Поэтому и избирают такие люди добровольную бедность и странничество и укрываются в монашескую келью и кабинет ученого".
В реальном научном мире современности ситуация такова: идеи, мысли, подходы - выдают единицы. Собственно результат работы научных отделов и даже институтов - это именно их результат. Остальные - либо занимаются рутинной частью научной деятельности, будучи подмастерьями в надежде вырасти до уровня реального ученого, что является лучшим и честнейшим вариантом, - либо занимаются псевдонаучной деятельностью, мимикрируют под истинных ученых, строят карьеру, строят собственное благосостояние, оставляя после себя пустоту никому не нужных диссертаций, статей, макулатуру книг, в которых много формул, много цифр, но нет мыслей.