История человечества выработала два диалектически противоположных типа государственности и общественной организации.
1) ПЕРВИЧНЫЙ. Это государственность, обеспечивающая важнейшие общественные связи и защиту населения от спонтанного разбоя асоциальных элементов.
Исторически важнейшая общественная связь хорошо прослеживается по снабжению солью. В России месторождения соли редки. А соль - критически важный элемент питания. Соль - это и плазма крови, и соляная кислота желудочного сока, и ионы натрия,проникновением которых через клеточные мембраны по сигналам нервной системы обеспечиваются мышечные реакции.
При этом соль теряется ежедневно в составе мочи и пота - приблизительно по 10 грамм в день(солдатская норма потребления соли в Советской Армии конца 70-х). Соль нужна и скоту. Крупный рогатый скот - это 50-150 г соли в день.
Соль отчуждает от себя мать, рожающая ребенка. Солью делится с ним в молочном вскармливании.
А без соли животная жизнь - гибнет.
Большие потери населения в петровские времена один из деятелей той эпохи объясняет: множество людей зря умерло из-за нехватки соли. Петр в этом не виновен. Церковная реформа 1666-67 годов привела к гражданской войне, в результате которой тяжелейшие человеческие потери понесли не согласившиеся с ней монастыри. А они были крупными поставщиками соли на рынок. Была порушена и курируемая монастырями ярмарочная торговля.
А теперь представьте себе, что в домонгольской Руси было в буквальном смысле два серьезных источника соли на всю Русскую равнину. Это Галич в Предкарпатье и Старая Русса в Новгородской земле.
Были и иные источники. Торжок, Вологда, Тотьма, Соль Вычегодская и Великая Соль под Юрьевым-Польским. Но это были маломощные тогда источники.
Но общая картина выглядела так. Государственность должна была, невзирая на все, обеспечить подданных солью. Хлеб они сами вырастят. Скотину выкормят. Растительной пищи хватает. Нет соли.
Важный эпизод княжеской усобицы - война князя владимирского Георгия с князем ростовским Константином за Соль Великую.
Так вот, сущность ранней русской государственности - в обеспечении повсеместного ВНЕРЫНОЧНОГО снабжения абсолютно необходимым продуктом. Это догадка. А непреложным фактом является организация крупной соледобычи теми монастырями, которые были созданы учениками и учениками учеников Сергия Радонежского. Без обеспечения солью нельзя было распространять земледельческий образ жизни.
2) ВТОРИЧНЫЙ тип государственности. Преимущественно приморский. Около моря добыча соли не проблема. Мест добычи много. Мало плодородной земли. Можно у соседей из глубинных районов обменивать соль на продукты. Но конкурентов много. Приходится их "гасить". Богатство Венеции выросло на торговли солью и умелом найме бандитов и войск для разрушения конкурирующих мест производства соли.
Торговля солью - в обмен на продукты питания - основа второго, ПИРАТСКОГО типа государственности.
В первом случае надо преодолеть географические, климатические, разбойные препоны, чтобы дать соль СВОЕМУ народу.
Во втором случае надо подавить себе подобных, чтобы за добытое без особых усилий получить как можно больше.
В первом случае "человек с ружьем" - друг народа, охраняющий его жизненные интересы от посягательств.
Во втором случае "человек с ружьем" - агрессор, убивающий основы существования соседа.
Национализм государств первого типа - это ориентация на сложившиеся ценности защиты жизни.
Национализм второго типа - это агрессивный национализм. Пиратский. Союз ради получения преимуществ.
Россия, будучи сухопутной страной, обречена быть государственностью первого типа. Русский национализм - суть отстаивание традиционных для России общечеловеческих правил взаимопомощи в борьбе с трудностями проникновения в континентальные глубины.
Национализм западный - это национализм эгоистический. Единение волчьей стаи, которая никогда ничего не построит, но сожрать кого-то может.