От А. Решняк Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 19.07.2011 14:55:44 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Жидофобы и антижидофилы в бизнесе. Вопрос распределения прибыли в итоге.


Излишек или недостаток инженеров?
bohn.ru/news/izlishek_ili_nedostatok_inzhenerov/2011-04-01-272

Ситуация с техническими кадрами в России стала настолько острой, что ее обсуждают на уровне президента России, и Медведев лично пытается найти какие-то решения этой проблемы.

Однако интересно тут вот что: с одной стороны, выпускников ВУЗов с техническими специальностями переизбыток, они не могут найти работу. Вообще выпускников ВУЗов с любыми специальностями переизбыток, и особенно со всякими модными нетехническими - но нам интересны в данный момент технические, и их тоже избыток.

С другой стороны, предприятия стоном стонут о том, что "нет инженеров и конструкторов". То есть возникает непонятка - как же так, народу с инженерной "вышкой" хоть ложкой ешь, полны банки резюме, никто не берет - а на предприятиях инженеров сплошной некомплект, работать некому.

Отвечу на вопрос о недостатке-избытке инженеров (да и вообще технических кадров, включая сюда же и рабочие специальности высокой квалификации) очень просто:

У нас недостаток технических специалистов хорошей квалификации (то есть с опытом и талантом), готовых работать за гроши.

То есть вообще-то готовых работать за гроши - но при этом имеющих квалификацию ниже плинтуса, навалом. Они никому не нужны и задаром, ибо напоганят больше, чем сделают.

И специалистов хорошей квалификации тоже всё еще есть некоторое количество. Но они at mass хотят хороших денег - и потому тоже как бы нафиг не нужны в большинстве мест.

Всем нужны "космонавты за три копейки". А их нет.

Дело в том, что после развала СССР такие "космонавты за три копейки" были, и в количестве, которое обеспечивало не только закрытие позиций, но и даже некоторый избыток - не везде, но во многих областях. "Эффективные манагеры" к этой ситуации привыкли - а теперь ситуация поменялась, старики массово ушли на пенсию, а люди среднего возраста не видят смысла "запускать ракеты" за три копейки для манагеров, поливающих валютных шлюх в Куршавелях шампанским по 5K$ за бутылку.

Фактически произошел инженерный саботаж - грамотные люди ушли с работы, требовавшей их высокой квалификации, и занялись всякой ширпотребской хренотой, дающей денег столько же или даже поболее, чем им платили на тех прежних местах, но требующей гораздо меньшего напряжения мозгов.

Уровень озлобления инженерных кадров высшей квалификации по отношению к работодателям достиг просто какого-то эпического накала. Вопрос уже не в том, сколько такому человеку надо для безбедной жизни - неа, он хочет таких денег, которые бы показали УВАЖЕНИЕ к его уровню. То есть таких сумм, которые бы заставили манагеров скрежетать зубами от жадности.

Принцип простой: не хотите платить столько? Ну и делайте нанорулезы сами, а я и халтурами перебьюсь - зато буду знать, что на вас хрен положил, и ваше предприятие пусть скатится в задницу и сдохнет, и вы будете банкротами, и работяги ваши на улицу вылетят, и когда-нибудь они вас подвесят на фонарь за закрытый завод, и Бентли ваш сожгут, и семейку вашу поимеют.

Вот так это и движется - бизнесмены-манагеры всё еще надеются, что "кадры" оголодают и прибегут на жабскую зарплату, а "кадры" как ушли массово в 2008 году, так и заимаются хренотой, теряют квалификацию, но никуда не прибегают. Это прекрасно видно по динамике вакансий и резюме на квалифицированные позиции и по зарплатным уровням, выставляемым на вакансии и вписываемым в резюме.

А Медведев - поскольку он юрист и в технике понимает слабо - всё еще думает, что проблему можно решить при помощи ВУЗов. Что-то там поправить со специализацией, "приблизить специальности к нуждам производства". У него в голове не укладывается, что выпускники ВУЗов не могут закрыть высокие позиции в инженерии - их уже просто некому учить на производстве, нет там специалистов. Последние ушли.

А даже если еще есть последний специалист - никто их не будет учить всё равно, специалист не хочет их учить, чтобы не создавать себе конкурента, а "эффективный манагер" не желает годами платить зарплату бесполезному полуфабрикату в ожидании, пока тот поднимет квалификацию и получит опыт. Да и нафиг ему специалист через годы - ему надо здесь и сию минуту, а через пару лет уже, может, и предприятия не будет, и он сам будет в другом месте.

Такая вот схема.

Всё в конечном счёте упирается в нежелание бизнеса платить ключевым техническим специалистам деньги, сопоставимые с собственными доходами. Ну как же, они же финансовые гении, распил-откат, процент-кредит, а эти технари какое-то непонятное говно, что-то там в железячках вертящее и придумывающее.

Не осознается пока в бизнесменском мозге связь и необходимость для продолжения существования их любимых "распил-откатов" какой-то реальной работы.

Ну то есть когда выяснилось, что распиливать и откатывать на дорожном строительстве без собственно самого дорожного строительства, хоть какого-то, не получается - машинист асфальтового катка стал получать по 50 тыщ в месяц чистыми, при том, что работа эта никакого образования и особого таланта не требует - ну просто не будут же сами бизнесмены асфальт катать, а за 20 тыщ пролетарии им уже сказали, куда те могут пойти.

Вот теперь ждем, когда у манагеров наступит понимание, что распил-откат "нано" без получения самого "нано" в промышленных количествах не может существовать сколько-нибудь долго, а нанять узбеков с лопатами за три копейки делать "нано" не выйдет.

Наиболее продвинутые ребята, вроде Прохорова, уже начали это понимать и делать правильные выводы. Ждем, когда это понимание дойдет до широких бизнесменских олигархических масс, и ведущие конструкторы начнут покупать с премии "Бентли" не хуже, чем у финансового директора.

И вот тогда "кадровая проблема" в промышленности начнет решаться. И специальность "инженер-конструктор машин и механизмов" станет более востребована в ВУЗах, чем юриспруденция и финансовый менеджмент.


BBird специально для bohn.ru

Категория: Наука и Техника | Просмотров: 1808 | Теги: нехватка кадров, Медведев, Россия, конструктор, Излишек или недостаток инженеров | Рейтинг: 5.0/2

--------------------------------------------------------------------------------

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем мультиблоге пользователем Observer на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта - как это сделать, описано в том же Пользовательском Соглашении. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

--------------------------------------------------------------------------------
Всего комментариев: 17
0 1 Братчанин (01.04.2011 08:33)
Благодарен автору за горячую отповедь финансово-юридическим "карифеям". И пора уже вспомнить что слово "инженер" переводится с французского как ИЗОБРЕТАТЕЛЬ! Т.е. кроме образования инженеру нужно что-то ещё - инженерный склад ума, своя логика. ВУЗы всегда давали (старательным и трудолюбивым)выпускникам основу и теорию профессии, а сегодня большинство студентов могут купить экзамены или дипломы. Очень правильные и грамотные выводы делает автор статьи. Очень интересный сайт!



0 2 Prishelets (01.04.2011 10:45)
Низкий Вам поклон от инженеров-саботажников!
Истинно правду глаголите!



0 3 Engineer-saboteur-1998 (01.04.2011 11:43)
Статья - просто супер. Спасибо!
Только два мелких уточнения:

1."грамотные люди ушли с работы, требовавшей их высокой квалификации, и занялись всякой ширпотребской хренотой"
Я бы добавил - отвалили в здешние представительства "забугорных" контор, где готовы платить побольше, чем наше жлобье, хотя тоже не как своим.

2. К сожалению, ситуации, когда "ведущие конструкторы начнут покупать с премии "Бентли" не хуже, чем у финансового директора" не дождемся, учитывая менталитет наших "великих манагеров".



0 8 Observer (02.04.2011 01:34)
Ну, видишь ли - если "не дождемся", то тем хуже для таких бизнесменов и манагеров.


0 4 Kolyazzz (01.04.2011 13:17)
У меня два высших образования, а работаю я инженером 1-ой категории за зарплату 10 000 руб. которую едва хвататает на еду. И что мне делать?


0 9 Observer (02.04.2011 01:36)
А руками вы что-нибудь делать умеете? Окна пластиковые вставлять, например? Проводку тянуть?
Или инженеру пэршей категории это западло?



0 5 Spirt (01.04.2011 13:27)
Так помимо "понимания" ещё надо "эффективным манагерам" научиться управлять. ;)
Мой директор - классика! В голове мысль - "наука это хорошо, производственные исследования это круто".
Ну "создал" ты "лабораторию", а дальше что? У человека образование - "Економист-финансист" и какие задачи будут ставиться "учёным"?
Ставится задача... - делайте продукты, много хороших и разных. ;) И... на этом мысль управленческого гения достигает своего потолка.
Результат - лаборатория простаивает. Спецы тупо лопатят текущий проект, проверяют продукцию уже выпускаемую предприятием и... и всё. Причины? А их три и они полностью лежат виной на "дипломированном управленце":
1. Нет чётко поставленной задачи. Спецы тупо не знают, что "их сиятельству" может понадобиться, а проводить исследовательские рыночные изыскания в поисках перспективного продукта и потом пытаться заинтересовывать плюющиеся "высокобродия"... им за это не платят.
2. (прямо вытекающий из первого пункта) - нет тарификации и вообще учёта деятельности. Т.е. любой взятый спец тупо НИЧЕГО не получит за разработку и выпуск нового продукта. Бо хозяин то кто? :) Ну или получит НЕСРАВНЕННО ниже главного выгодопоиметеля. А это песец как снижает рабочее рвение. Т.е. если "высокобродию" хочется - пусть морщит думалку самостоятельно.
3. (самый важный пункт) - Большинство спецов прямо или косвенно знают, что придуманный ими продукт может выпускаться ими САМОСТОЯТЕЛЬНО и в любом случае распределение доходов несправедливо. Поэтому любой "ништяк" будет удерживаться "в кармане" максимально долго, до возникновения удобного случая позволяющего работнику вырваться из под "заботливой опёки".


0 7 grom512 (01.04.2011 19:31)
Вот насчёт третьего пункта сомнение. Пример из жизни: один гениальный инженер-конструктор придумал замок без замочной скважины, умудрился выставить его на международной выставке в Германии... Фирма "Аблой", увидев это чудо, сразу предложила ему миллион долларов. Гений скромно отказался: "Моё изобретение нужно родине". На этом и расстались: у гения нет миллиона долларов на организацию своей лаборатории и оплаты не менее гениальных помощников, а у родины нет дешёвых невскрываемых замков 4-ой категории, сертифицированных НИИ МВД.
P.S.: Своим учителем изобретатель замка без замочной скважины считает Льва Давидовича Термена.


0 6 Grom512 (01.04.2011 19:23)
Замечательные откровения!



0 10 Lexx (02.04.2011 22:04)
Стать действитльно суперская!
Мне бог таланту не дал, но даже в советское время было обидно за наших самородков с регалиями и без, творения которых зажимали.
Но то, что стало твориться после, не поддается цензурным определениям.
Бум надеяться, этот саботаж, поможет увидеть "кто есть ху" .
Хотя написал и вижу опять мечты идеалиста. (



0 11 Allite (03.04.2011 09:43)
Однако, нашелся один дурак, Прохоров, который вложил в российских инженеров, и теперь получил Ё-мобиль, уникальный автомобиль. Значит проблема не в инженерных кадрах. Наших инженеров с удовольствие почему берут заграницу. С того же АВТО ВАЗа инженер-дизайнер работает в Тойоте, а здесь он никому был не нужен со своими идеями, и это не единственный пример.
По поводу Ё-мобиля - Путин уже прокатился на машинке=)))) и скоро выйдет этот автомобиль в серию.
Чем больше мы поддерживаем науку - тем больше у нас будет современных разработок, а нет науки - нет ничего - закупать все будем в Китае.


0 13 Observer (03.04.2011 12:38)
Я вам по секрету скажу - Ё-мобиль это полное фуфло, кустарная поделка гаражного уровня.
Что, однако, не отменяет того факта, что именно Прохоров понял - если не сделать какую-то инженерную "инновацию", то могут отобрать ту полученную по приватизации собственность, которая и позволяет заниматься схемами "распил-откат".

Поэтому именно Прохоров - еще недавно предлагавший увеличить рабочую неделю до 60 часов (чтобы вы работали 6 дней в неделю по 10 часов или 5 дней по 12 часов) - скрипя зубами, выделил приличное бабло на инженеров и конструкторов.

Да, они делают заведомую панаму, навроде тех "концепт-каров", что автомобильные компании выкатывают на выставки для окучивания лохов. Это чистый пиар. Серийного гибридомобиля за 10K$ не будет - это все инженеры понимают. Но инженеры получают реальные деньги и вполне реально разрабатывают гибридную силовую установку, получают опыт ее доводки. Инженеры разрабатывают технологию пластиковых панелей кузова - да, это технология типа той, что в ГДР использовали для "Трабанта" 40 лет назад, но мы ведь и этого не умеем.

То есть надо отделить мух от котлет. "Народный гибрид" с высокой экономичностью за 10K$ - это химера, его не будет. Проект "Ё-мобиль" - это пиар, в рамках этого пиара инженеры Прохорова сделают штук 50-100 "Ё-мобилей" и продадут по разрекламированной цене заведомо в убыток, после чего манагеры будут тянуть резину и хотеть госкредитов на "развертывание производства", которые им не дадут, и они свернут проект.

Но инженерная часть проекта - действительно дает НОВЫЙ ОПЫТ. Опыт построения гибрида, опыт создания автомобиля малыми сериями по обходным технологиям, доступным среднему бизнесу. В принципе, такими же обходными технологиями занимается Фоменко со своей "Маруссей".

Главное же в этом проекте то, что олигарх Прохоров понял - получить крепкий инновационный пиар можно только пойдя на сделку с инженерами. Иначе получается "Сколково" - то есть большой и вонючий "пук".



0 12 ocs (03.04.2011 11:26)
Да. Медведев такой Медведев. Ленин тоже был юристом.
А Сталин вообще был недоучившимся служителем культа.



0 14 Spirt (03.04.2011 17:12)
У Сталина, в отличие от Медведева был несомненный плюс - Сталин власть свою получил не на блюдечке с голубой каёмочкой, а совершив долгий путь от урки. Сталин, в отличие от Медведева бился за идею, будучи рядовым бойцом и слушая пули, даже не думая, что когда то его осенит престолом.
Потому и недоучившийся семинарист значительно ЛУЧШЕ дипломированного и рафинированного юриста.
Поэтому, кстати, Каддафи ЗНАЧИТЕЛЬНО лучше нонешнего президента России. И только такой как Адольф Гитлер мог вытащить Германию из той жопы в которой она была (правда потом засунул, но это уже другая история).

"Такой Медведев" может только усугубить положение, причём ЛЮБОЙ страны. Не правда ли "os"?




0 15 vv9m82 (04.04.2011 04:26)
1. Кадры ушли не в 2008, а ранее, до 2000 - из оборонки в гражданку или на халтуры. Остались кадры второго плана, которые сейчас уходят на пенсию или (если подросли в знаниях и способностях) досиживают (рисковать в новинках не будут), пока совсем не нужны станут.
2. Уровень подготовки инженерного состава падает, т.к. уходят преподаватели, которым кроме доходов важны были и сами студенты для удовлетворения своего самолюбия (могу сделать из сырого теста будущего хорошего инженера).


0 16 Observer (05.04.2011 01:19)
Ключевые кадры из оборонки ушли еще задолго до 2000 года - собственно, бегство началось еще до распада СССР, ну а уж как оно состоялось - тут только совсем неумный не понял, что всё, приехали.
Там остались практически только те, кто досиживал до пенсии.

Речь-то на самом деле не об "оборонке", а о той самой "гражданке", куда якобы ушли спецы из оборонки. В 2008 году действительно произошел дедлайн, своеобразный надлом очень у многих классных спецов - для них стало окончательно ясно, что "менеджеры" никогда не оценят их работу по достоинству, а следовательно, незачем и ломаться за три копейки. Перспектив нет и не будет.



0 17 Jean (15.04.2011 13:40)
Беда в том, что возвращатся некому. А вернувшиеся психологически не способны "тянуть" то что осталось от предприятий после "оптимизации". Так что есть ощущение, что даже при понимании менагерами ситуации и денежных поступлениях на зарплату ситуация может начать выправлятся не ранее чкм через 4-5 лет. Вопрос не в отдельных кадрах а в системе подготовки и сопровождения производства.