|
От
|
А. Решняк
|
|
К
|
А. Решняк
|
|
Дата
|
11.02.2011 11:48:15
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Будут ли небесные воды Инда и Ганга омывать Индию - МС21.
МС-21 ЛЕТИТ В ИНДИЮ
Коммерсант, Москва, 10 Февраля 2011
Партнёром ОАК по проекту может стать HAL
Корпорация "Иркут", входящая в ОАК, ведёт переговоры c индийской авиастроительной корпорацией HAL о её участии в проекте создания нового российского пассажирского самолёта МС-21. Схема привлечения иностранного партнёра может быть аналогична той, которая была использована при реализации проекта регионального самолета Sukhoi Superjet. Более того, в конечном итоге самолёты могут быть объединены в одну линейку, как это принято у крупнейших мировых производителей Airbus и Boeing.
У России может появиться иностранный партнёр по будущему пассажирскому самолету МС-21. Его главный разработчик НПК "Иркут" (входит в государственную Объединённую авиастроительную корпорацию, ОАК) уже полгода ведёт переговоры с индийской Hindustan aeronautics limited (HAL), заявил вчера глава корпорации Олег Демченко. До этого "Иркут" обсуждал проект с Китаем и европейским авиастроительным концерном Airbus, но безрезультатно. HAL, по словам господина Демченко, "может стать хорошим партнёром", поскольку в Индии можно будет как производить, так и продавать самолёты. Детали и сроки подписания соглашения сторон по партнёрству глава "Иркута" не раскрыл. В HAL от комментариев по поводу участия в проекте МС-21 отказались.
У "Иркута" еще есть время на переговоры с HAL. Согласно планам корпорации, вся проектная документация по МС-21 должна быть утверждена к началу лета. Задачи привлечь партнера до этого момента не стоит, уточнил Олег Демченко. Таким образом, как и в случае с региональным Sukhoi Superjet 100 (SSJ, до последнего времени был основным перспективным гражданским проектом российского авиапрома), когда 25% в проекте выкупила итальянская Alenia Aeronautica, иностранный инвестор может прийти в проект уже на стадии производства самолёта.
МС-21 - ближне- и среднемагистральный самолёт, который должен прийти на смену Ту-154 и Ту-204. Вместимость в зависимости от версии - 150-230 мест. ОАК планирует поднять самолёт в воздух в 2014 году, начать поставки в 2016 году. Пока заключен один твёрдый контракт на 50 самолётов ($3,4 млрд) с малайзийской государственной лизинговой компанией Crecom.
Источник "Ъ" в авиапроме считает, что помимо инвестиционной модели МС-21 может перенять у SSJ и некоторые технические параметры. "Разумно было бы провести унификацию МС-21 и SSJ, - полагает собеседник "Ъ". - Вряд ли хорошо иметь в рамках ОАК разношерстные самолеты, нужно стремиться делать единую линейку, как это происходит у Boeing или Airbus". На практике это означает оптимизацию поставок комплектующих для самолётов, которые сейчас по МС-21 и SSJ практически не пересекаются, установку единообразного оборудования и систем управления самолётами.
Это позволит также снизить эксплуатационные расходы компаний, имеющих оба самолёта, и упростит обучение пилотов. До сих пор оба проекта, хотя и реализовывались компаниями, входящими в ОАК, разрабатывались абсолютно независимо. Но на прошлой неделе было принято решение об отставке главы ОАК Алексея Федорова. Его место займет глава "Сухого" Михаил Погосян. Именно он в основном занимался проектом SSJ, который 2 февраля получил сертификат типа и вскоре может начать коммерческие полёты.
В ОАК подтвердили, что планы по унификации самолётов есть, но по следующему поколению SSJ, которое может появиться после 2015 года. Впрочем, источник "Ъ" в авиапроме полагает, что после нового назначения Михаила Погосяна процесс ускорится и изменений следует ожидать в ближайшие три месяца.
Создавать единую продуктовую линейку целесообразно в любом случае, считает глава аналитической службы "Авиапорта" Олег Пантелеев, тем более если поставщики SSJ готовы предложить более интересные условия. Но для этого новому руководству ОАК придётся серьёзно поработать с командой, которая делала нынешний вариант МС-21.
"Это будет непросто, но сейчас у главы ОАК больше возможностей доказать актуальность своего подхода", - поясняет эксперт. Главный редактор "Авиатранспортного «обозрения» Алексей Синицкий считает HAL перспективным партнёром с учётом того, что индийский рынок огромен и самолет размерности МС-21 будет востребован на нём, а наличие государственного местного партнера повышает шансы на продвижение российской гражданской авиации в стране.
Airbus в 2010 году оценивал ёмкость рынка пассажирских самолётов Индии до 2028 года на уровне более 990 единиц общей стоимостью $131 млрд. Вчера Михаил Погосян уже заявил, что ОАК планирует до конца года достичь договоренностей по поставкам своей гражданской авиатехники в Индию.