От Sereda Ответить на сообщение
К Берестенко М.К.
Дата 07.12.2010 19:26:22 Найти в дереве
Рубрики Школа; Версия для печати

В точку!

> ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ
> Создавая библиотеку литературы по важнейшим вопросам обучения и воспитания, мы можем сэкономить время друг друга. Пополняйте этот список своими находками.

>№ 1 Ричард Фейнман об образовании в Бразилии. http://mipt.ru/forums/phystech/m_4s83.html
> На этот отрывок из книги известного физика, лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" Durga недавно указал на форуме. Но материал настолько важен для понимания ситуации с образованием в России, что не мешает поставить его во главу списка, чтобы никто его не пропустил.


Замечательный текст. Забавно, что Фейнман прямо не указал на причину "бразильского чуда". Она бросается в глаза после соотнесения двух фрагментов:

1 того, где Фейнман пишет о своем отношении к преподаванию (от "Я не представляю себе, как бы я жил без преподавания" до слов "Так что я для себя открыл, что преподавание и студенты заставляют жизнь не стоять на месте. И я никогда не соглашусь работать в таком месте, где мне создадут прекрасные условия, но где я не должен буду преподавать. Никогда")

2 "Что касается образования в Бразилии, то у меня был очень интересный опыт. Я вел группу студентов, которые впоследствии должны были стать преподавателями, так как возможностей для научной работы в Бразилии в то время почти не было"

В Бразилии преподавали люди, которые сами исследовательской деятельности не вели. Они были "профессиональными преподавателями". Отсюда "определения одного слова через другие", диктовка лекций, учебник с выделением жирным шрифтом "самого важного" и т.д. В этом проблема. Человек с исследовательским складом ума не может диктовать на лекциях определения, а потом выслушивать их чистый повтор на экзамене. Тьютор может.