Статья о В.Кожинове в "Литературной газете"
ПАМЯТЬ
Вадим Кожинов – просветитель и политик
Прошло пять лет с той двадцать пятой январской ночи 2001 года, когда перестало биться сердце одного из самых ярких мыслителей России ХХ века Вадима Валериановича Кожинова.
Масштаб его личности, величина вклада в отечественную и мировую историю и культуру, влияние и вес оставленного им наследия только начинают осмысливаться современниками. Это в полной мере подтверждают небывалые (для литературоведа и историка) тиражи и тематическое разнообразие посмертных кожиновских изданий. Ведущий научный сотрудник Института мировой литературы Вадим Кожинов оказался, пожалуй, самым «коммерческим» из академических учёных.
Секрет же удивительной востребованности – в неохватности кожиновской мыслящей материи. Обращаясь к известным историческим фактам, своими исследованиями Вадим Кожинов совершал прорыв.
К этим прорывам, к примеру, можно отнести, что самым древним государствообразующим центром Руси был не Киев, а Невогорд (Старая Ладога); углублённое прочтение цикла былин об Илье Муромце, подтверждающее правильность отнесения его воинской деятельности к Х веку, когда боевой страж русских границ сражался с батырами из Хазарского каганата; истинный смысл и значение Куликовской битвы…
И в этой связи хочется отметить эволюцию судьбы Вадима Кожинова – критик, литературовед, историк, яркий публицист… политик, государственный деятель. Нет, я не оговорился!
Факт этой эволюции подтверждается работами Вадима Валериановича – от литературоведческих работ 70-х к статьям «Служение России» (1982), «Недостаток и своеобразие» (1983), «Жизнь и теория» (1987), «Гласность и вседозволенность» (1988), «Пути русского исторического самосознания»(1989), «О революции и социализме – всерьёз» (1990), «К спорам о «русском национальном сознании» (1990) и, конечно же, книга «Судьба России: вчера, сегодня, завтра» (1990), статья «Печатное, но чистосердечное послание Правительству России»(1992) и многие другие.
И здесь я обращусь к малоизвестной странице биографии мыслителя. На дворе весна 1989 г. Процессы «демократизации, либерализации и гласности» в самом разгаре.
Кожинов же со всей остротой осознаёт смертельную опасность того исторического пути, по которому пошла Россия.
И он бросается в бой, принимая предложение о выдвижении его кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Щёлковскому избирательному округу.
Кожиновским штабом стала редакция журнала «Наш современник», его поддержали представители патриотической интеллигенции района, и, конечно же, замечательные русские писатели Валентин Распутин, Василий Белов, народный художник СССР Илья Глазунов…
Передо мной чудом сохранившиеся, и уже слегка пожелтевшие документы той поры. Волевое лицо. Биография:
«…Родился в 1930 году в Москве, в семье инженера-строителя, русский, литератор. В 1954 году окончил Московский университет. В период первой перестройки – ХХ съезда КПСС – был членом Краснопресненского райкома комсомола, но, убедившись, что перестройка не осуществляется, не стал вступать в партию.
Вадим Кожинов начал печататься с 1950 г., издал более десяти книг и 300 статей, многие из которых переведены на основные иностранные языки. Всегда – а не только в нынешний период гласности – выступал в печати с независимой точкой зрения. Так, например, никогда не хвалил и не цитировал ни Сталина, ни Маленкова, ни Хрущёва, ни Брежнева, ни Андропова, ни Черненко, всегда боролся с партийно-бюрократическим аппаратом. Его книги и статьи всегда подвергались редактуре и цензуре, а затем – резкой критике в партийной печати. Были периоды, когда его вообще лишали возможности печататься, подвергали литературным репрессиям.
Как литератор Вадим Кожинов всегда – с 1950-х годов – боролся за истинное народовластие, спасение природы, оздоровление экономики и политики, за права Церкви, за подлинную культуру и нравственность. Он первым высоко оценил и открыл читателям таких ныне прославленных писателей, как Василий Шукшин, Николай Рубцов, Василий Белов, и других.
Ныне Вадим Кожинов – один из самых влиятельных литераторов, выдающийся деятель отечественной культуры, широко известный в нашей стране и за рубежом».
Считаю необходимым поставить точку в нередко высказываемых сомнениях в вопросе – Кожинов и православие. Да, Кожинов не декларировал своё православное чувство. Уверен, каждый человек, а тем более русский писатель, не должен вызывающе демонстрировать свою религиозность. Православными же должны быть деяния человека. А вот в этом Вадим Кожинов абсолютно православен, и в первую очередь – в своём стремлении к «русскому идеалу», постоянном поиске прибытка света русской культуре, в его глубинном осознании «русской, православной миссии» в мировой цивилизации как силы «удерживающей»…
Я думаю, всё это прекрасно понимали и православные священники, и просто православные люди, выступившие с обращением о поддержке В. Кожинова на выборах:
«Христос Воскресе! Братья и сестры! В эти дни мы хотим сказать вам о русском писателе Вадиме Кожинове. В самые тяжкие годы, когда закрывали храмы и преследовали за веру, В. Кожинов боролся за спасение Православной церкви. Ещё 20 лет назад он начал деятельную работу по возрождению священной Оптиной пустыни. Он даже сумел тогда сказать об этом в печати (в «Литературной газете» от 23 июля 1969 года). Он говорил уже тогда о том, что нужно «не только восстанавливать храмы, но и совершать в них православную литургию (сборник «Тысячелетние корни русской культуры», 1972 г., стр. 102).
30 апреля 1989 года впервые за долгие годы в Москве состоится пасхальный вечер духовной музыки и поэзии. В нём примут участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и крупнейший деятель русской культуры, кандидат в народные депутаты по Щёлковскому избирательному округу Вадим Валерианович Кожинов.
Единственный из всех кандидатов по нашему округу, В. Кожинов сказал в своей программе: «Православной церкви – равные права в воспитании народа!»
Всех, кому дорога Церковь, мы призываем голосовать за Вадима Кожинова.
Просим передавать этот листок вашим друзьям и знакомым.
Верующие люди».
И всё же силы наши, по сравнению с другими кандидатами были, безусловно, неравны, средств – кот наплакал, опыта ведения избирательных кампаний никакого, утешало только, что все встречи (хотя их было гораздо меньше, чем нам бы хотелось) проходили при переполненных залах, разговор выходил далеко за пределы указанной темы и провожали В. Кожинова обычно овациями. Основной же «противник» – Николай Травкин – сил и средств не жалел, мощно используя административный ресурс, охватил весь район… В общем, наш проигрыш был предопределён…
И всё же если предположить, что победу одержал Вадим Кожинов, то вопрос: выиграла или проиграла бы от этого Россия? Лично я думаю, что его деятельность (в той исторической ситуации) вряд ли была бы результативной… А вот если бы не были написаны и не пришли к читателю такие книги, как «История Руси и русского Слова. Современный взгляд» (1997, работа над книгой шла 15 лет), «Загадочные страницы истории ХХ века» (1995), «Судьба России: вчера, сегодня, завтра» (1997, II том), «Великое творчество. Великая победа» (1999), «Россия. Век ХХ. 1901–1939. От начала столетия до «загадочного» 1937 г. Опыт беспристрастного исследования» (1999), «Россия. Век ХХ. 1939–1964. Опыт беспристрастного исследования» (1999), «Победы и беды России» (2000), «Размышления об Искусстве, Литературе, Истории» (последнее прижизненное издание, подписанное к печати 3.11.2000), остановившие разрушение в душах и вернувшие России сотни тысяч людей, – вот тогда потеряли бы все, и в первую очередь Россия.
Александр ДОРИН