>> - если учитывать, что коммунизм в СССР ИСЧЕЗ (стал исчезать, поскольку вектор на деградацию) со смертью0 (убийством) И.В.Сталина в 1953 году, то Анатолий Борисович занимался уничтожением ПСЕВДОКОММУНИЗМА, уничтожением загнивающего режима бюрократической капиталократии.
>
>>Поясню, частная собственность и свобода являются краеугольными частями коммунизма - высокоразвитого общества (коммунити). Совершенно другое дело, что частная собственность и частная инициатива ОРГАНИЧНО вписаны в совокупность социальных механизмов и технологий развитого коммунистического общества.
>Пояснили.
Решняк правильно уловил суть, но вот использованные понятия не слишком удачны. Ровно потому, что мы вынуждены пользоваться той трактовкой собственности и инициативы, которую нам любезно предоставило общество капитализма.
Инициатива личности, обеспеченная материальными средствами, которыми она вправе хозяйски распоряжаться, обеспеченная возможностью подключения труда других людей к развитию инициативы, - непременное условие динамичного развития общества.
В чем суть отличия того, как это обозвал я, от того, как понимается частная собственность и частная инициатива?
Частная инициатива в западном обществе тесно связана еще с богословским толкованием свободы воли Аврелием Августином. Человек может по собственной воле совершать добрые и злые поступки, но ему не дано познать, действительно ли они добрые или злые. Это известно только Богу. Бог сам не допустит, чтобы злой умысел человека привел к слишком плохим последствиям, впрочем и кажущийся человеку добрым поступок может обратиться во зло. Ибо человек не в силах познать истину.
В политэкономическом смысле это означает, что имеющий возможность заниматься хозяйством может по своей воле делать все, что считает нужным, даже если это признанное зло. Но это зло в ряде случаев по стечению обстоятельств, которые недоступны человеческому разуму, может оказаться полезным и здравым. Поскольку человеку не дано познать меру добра и зла, то стимулом к инициативе может быть что угодно. В капиталистическом мире таким универсальным стимулом явлется прибыль. В погоне за прибылью человек может поступать как угодно плохо, но общая хозяйственная активность общества, как считается, будет в конечном итоге полезна.
Соответственно материальные средства, которыми человек может безраздельно распоряжаться в своих целях, могут быть у всякого. Ибо людям не дано понять, чему они послужат: добру или злу. А поскольку выбран универсальный стимул инициативы, то всякая собственность рассматривается прежде всего с точки зрения ее способности приносить прибыль.
Ну и привлечение других людей. Раз добро и зло непосзнаваемы, то привлекать чужой труд может всякий. А универсальный стимул капиталистического общества - прибыль, - предполагает, что человеческий труд вовлекается с целью извлечения из него прибыли.
Эта трактовка, которой мы вынуждены пользоваться, не задумываясь о ее сущности.
Но она, повторюсь, базируется на принятом некогда в западной христианской церкви постулате Августина, растолкованном в работе "О предопределении святых". По сути постулате непознаваемости мира, слабости человека перед Богом, неспособности к различению добра и зла. А потому возникает формула: " что тут думать, трясти надо".
В православии есть понятие исихазма, которое коренным образом отличает православный подход к жизни от западного. Человек, по собственной инициативе устремляющийся к Богу, за счет тех или иных психических практик(умнАя молитва Григория Паламы), за счет самоотверженного служения Истине, Добру, глубокого проникновения в сущности ради различения истины и меры добра и зла, - способен непосредственно прикоснуться к Богу, прикоснуться к обладанию божественными энергиями, - стяжать святой дух. Причем именно по собственной человеческой инициативе. И он, обретая таким образом часть знания Бога, - совместно с Богом творит добро на земле. Главное в этой инициативе - искренний порыв к посвящению делу добра и истины всего себя как человека, своего имущества, своих возможностей привлекать других людей к труду, организовывать их труд так, чтобы он служил добру.
В православии, таким образом, существует положение, озачающее в сущности возможность познания мира, различения добра и зла в своих планах и деяниях. Поэтому стимул в форме поиска прибыли не является первичным и универсальным. Другое дело, что без прибавочного продукта, позволяющего укреплять и материальные ресурсы служения добру, и привлекать через организованный тобой труд к служению добру тех, кто недостаточно силен для самодеятельного служения.
Православное решение вопроса нормально предполагает и наличие собственности, которой человек вправе распоряжаться в целях служения добру, и использования чужого труда, и получение прибавочного продукта, за счет которого доброе делание может расширяться и в смысле материальных возможностей, и в смысле охвата им все большего количества людей.
Только есть одна историческая хитрость. Работа Св. Августина в современном православии является канонизированной как труд одного из отцов христианской церкви, а понятие исихазма в царской России было предано забвению, о нем до 20-го века не говорилось слушателям православных семинарий. Исихазм несли люди, передавая от учителя ученику. Только в советское время понятие об исихазме вытащили из забвения. Впрочем по сей день худо-бедно знают про умнУю молитву Григория Паламы, а вот про деятельный исихазм Сергия Радонежского в мирской жизни, - не вспоминают.
Ну а толкование этого наследия Сергия, как видите, полностью разрешает парадокс собственности и индивидуальной человеческой инициативы.
Человек искренно стремящийся к добру, не будет делать все, что ни попадя в погоне за прибылью, но он сумеет найти правильный способ хозяйствования. Такой, чтобы дело служило добру, расширялось, вовлекало в себя новых людей, учило этих людей различению добра и зла, - растило в них способность к самостоятельной инициативе в делании добра. Т.е. в конечном итоге расширенно воспроизводило материальные и человеческие возможности улучшения, укрепления общества, в котором главной ценностью становится добро и истина.
Это формула Святой Руси, которую начал строить Сергий Радонежский. Формула построения Сталиным СССР.
Собственность, частная инициатива, использование чужого труда - сами по себе не греховны. Греховными или добрыми могут быть цели использования их. И человек может и должен по собственной инициативе, по велению своей души подняться до познания, праведно ли он использует чужой труд и наличную собственность, добру или злу служат его планы, его инициатива.