От Берестенко М.К. Ответить на сообщение
К Pokrovsky~stanislav
Дата 22.01.2010 21:55:24 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Общинность; Модернизация; Версия для печати

Re: "Гипотеза Вадима"


Я написал:
>> 2. …Дело даже не в том, что метафизика – слово-мигрант, а в том, что этот мигрант незнаком народу. Можно конечно, внедрить его в народ – но это сколько же сил и времени для этого понадобится? Как бы народ раньше не кончился. Неужели в русском языке нет слова, которым можно было бы передать требуемый смысл? Тем более что речь идёт не о безбрежных просторах «метафизики», а только о той небольшой её части, которая имеет отношение к теме разговора. А именно, та особенность соуправления Сталина и народа, которая позволила народу стать самим собой и без которой, похоже, нам будет крышка. Так, может, поищем вместе нужное слово?
Ваше возражение следующее:
>Тут несколько иной вопрос. Нам нужно не агитационно-пропагандистское слово для массового употребления. Нам нужно понятие для анализа. Оно, увы, одно - метафизика. То, что за пределами рациональной науки.
>В сущности, метафизика в гуманитарной сфере - это вопрос о Добре и Зле, о выборе между Добром и Злом.
>Слово "совесть" мало подходит к той тектонического значения эпохе, которая связана с именем Сталина.

Западные учёные и их российские выученики написали немало учёностей с использованием понятия «метафизика». Но сошёлся ли на них свет клином? Наш народ выработал не менее ценное миропонимание с использованием понятия «совесть». Так ли уж оно ненаучно? Почему это слово является запретным для использования в научном обороте и научном анализе?
Вспомним, что в своё время Западные учёные (естественники!) нагородили немало правдоподобных научных теорий на основе понятия «флогистон». Но вот нашёлся Михайло Ломоносов, сказавший, что «славного Роберта Бойля мнение ложно». И использовал бытовое понятие «теплота». Это понятие и сейчас благополучно работает и в науке, и в технике – везде обходимся без флогистона. И не в убыток науке. Так что пример есть даже у нас дома.
Тем более что вы сами сказали: «В сущности, метафизика в гуманитарной сфере – это вопрос о Добре и Зле, о выборе между Добром и Злом». На мой взгляд, слово «совесть» здесь само напрашивается.
Из дальнейшего написанного вами проясняется, что вы понятие «совесть» сближаете с толстовским «непротивлением злу насилием», что совесть будто бы должна бороться за Добро только добренькими методами. Полностью согласен с вами, что, дав зарок «непротивления», мы должны сразу же поднимать белый флаг перед любым злом. Но не согласен, что наш народ в массе своей вкладывает в понятие «совесть» толстовское «непротивление». Совесть неразрывно связана со справедливостью. А последняя включает и справедливое возмездие. Выбор между чистым Добром и столь же явным Злом весьма редок. Более того, иногда приходится выбирать не между Добром и Злом, а из всех Зол наименьшее. И если этот выбор прокладывает путь к Добру, то он оправдан для имеющих совесть. Вы написали:

>На днях показывали советский фильм "Выбор цели" про создание атомной бомбы. Там, пусть достаточно схематично, но показана та нравственная борьба, через которую вынуждены были проходить советские творцы оружия массового уничтожения. ...
>А выбор - делать надо. И надо заставлять себя работать так, чтобы экономить каждый день. И в итоге все-равно делать страшнейшее оружие для убийства людей. Оружие ядерного апокалипсиса. В случае случайного массового применения которого обезумевшими политиками - на создателей ляжет грех уничтожения человечества.
>А если еще и собственная власть не вполне честна? Если это именно она хочет подмять под себя все человечество?
>Вот вопрос о том, как люди делали подобный нравственный выбор, - и есть вопрос о метафизике сталинской власти. Ведь откуда-то возникло это понимание, что изготовление советской бомбы - это Спасение. А оставить бомбу только у американцев, - это гарантированная атомная бомбардировка. Сначала русских, а потом -каждого, кто не угодил.

Большинство людей деревни, где я родился, имело совесть – в смысле стремилось помогать другим, а не урвать у них. А уж убить кого-нибудь – лучше самому умереть. Но вот – Отечественная война. Пошли, убивали. Кого? Да, наверное, и немецких рабочих, учителей, врачей в форме Вермахта. Из всех зол – наименьшее… Кто вернулся с войны – сохранил совесть. Но вот один мужик какими-то путями добыл справку о болезни и избежал мобилизации. Значит, на войне никого не убил. А люди говорили: «Нет у него совести».